Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение политического консалтинга в России и зарубежом.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность политического консалтинга;
- рассмотреть виды и функции политического консалтинга;
- изучить политический консалтинг в мире;
- изучить политический консалтинг в России;
- предложить мероприятия по совершенствованию политического консалтинга в России.
Введение…………………………………………………………………..……3
1 Теоретические аспекты политического консалтинга………………....5
1.1 Сущность политического консалтинга…………………………….5
1.2 Виды и функции политического консалтинга………………….…9
2 Становление и развитие политического консалтинга в мире
и в России…………………………………………………………………….15
2.1 Развитие политического консалтинга в мире……………...…15
2.2 Политический консалтинг в России……………………..….…21
3 Мероприятия по совершенствованию системы политического консалтинга в России…………………………………………………….....27
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………33
Изменение характера политической коммуникации в Великобритании вызвало волну критики как со стороны участников политического процесса (главным образом, политиков и журналистов), так и с позиций академической среды. Спин-докторинг стал очень заметным явлением британской политики. При этом медиа-манипуляции представляют собой преимущественно занятие пресс-секретарей партий и правительственных учреждений. Независимые политконсалтинговые фирмы в большей мере специализируются на посредничестве между миром политики и миром бизнеса. В стране действует Ассоциация профессиональных политических консультантов, насчитывающая по состоянию на 2005 год 31 фирму, предоставляющую услуги в области политической коммуникации и лоббизма.
Тем самым, британский политический консалтинг по своей внутренней структуре заметно отличается от аналогичных отраслей в других европейских странах. Специалисты, практикующие новые и весьма эффективные технологии электоральной коммуникации, в большинстве своём не предоставляют на открытом конкурентном рынке услуги по профессиональному сопровождению избирательных кампаний, а работают в аппарате политических партий и правительственных службах. Возможно, именно поэтому среди 68 членов Европейской ассоциации политического консультирования в 2005 году лишь один человек представлял Великобританию. [19, c. 234]
2.2 Политический консалтинг в России
Политический консалтинг в России появился вначале 1990-х гг. Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавлявший Экспериментальный творческий центр. Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн. голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выборах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с партией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация политических наук помогала добиться успеха партии «Женщины России». После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политическим консультантам пришлось искать другие места работы, в частности в государственных структурах. Одни перешли в аналитические центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смирнягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чиновников. В 1995 г. начался очередной бум политического консультирования. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказчиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политические группировки. В середине 1990-х гг. политических консультантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Центру стратегического анализа и прогноза благоволили Газпром Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры. В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмейкера считалось так же престижно, как содержать личного парикмахера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на политические услуги уравновешивался не менее широким предложением. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (лидера партии, фракции)». [11,c. 113]
После выборов президента России в 1996 г. рынок политического консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформировался не вполне лицеприятный образ политического консультанта. Сами политические консультанты считают, что в этом виноваты случайные люди, освоившие профессию: «Эти люди создают репутацию нашей профессии».
С конца 1990-х гг. наметилась тенденция структурирования рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее: «Рынок стал более структурированным. Немногие компании предоставляют полный спектр существующих услуг в этой области. Хотя можно назвать те узкие направления, где пока еще спрос превышает предложение. Во-первых, политическая социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем выступают. Требуется умение работать с политическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно, строить стратегию всей кампании. Во-вторых, политические стратеги, которые разрабатывают стратегию всей кампании и держат в фокусе ее основные линии. Еще очень востребованной стала профессия менеджера политической кампании. Клиенты заметно поумнели. Они предъявляют гораздо большие требования к качеству продукта, лучше понимают происходящее. Можно только порадоваться тому, что все большее количество потенциальных клиентов будет отказываться от работы недобросовестными консультантами».[11, c. 123]
В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения политических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга.
Вначале 2000-х гг. российский рынок политического консалтинга начал приобретать новую, более профессиональную форму. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, оставляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию. «…Сегодня ситуация может исправиться в связи с тем, что на рынке появляется все больше политических проектов, которые могут и не включать в себя избирательные кампании, но требуют консультантов. Это создает новые условия для формирования рынка политического консультирования, его кадровой и профессиональной стабилизации. Таким образом, мы можем надеяться, что люди, занятые в этой сфере бизнеса, смогут постоянно, а не от сезона к сезону, повышать свой профессиональный уровень. Возможно, мы придем к ситуации, когда спрос на политический консалтинг будет удовлетворен в полной мере и на соответствующем качественном уровне».[11, c. 145]
Политические консультанты нового поколения в отличие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессиональное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникационной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менеджеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад.
Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в России — это политическое позиционирование в пространстве жизнедеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организация политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармонии. Обладая системностью, единый политический дизайн отличается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными блоковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами политического дизайна как системы являются личность политического лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии». [11, c. 267]
Широкое распространение в России при проведении политического консалтинга нашли методы, разработанные в социологии, экономике, психологии, статистике, математике и других науках. К этим методам относятся интервью, опросы, тестирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей и т.п.
Российские ученые классифицируют виды политического консалтинга и разделяют их по следующим параметрам:
1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом.
Это может быть как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое обслуживание.
2. По числу консультируемых лиц. Политическое консультирование может быть групповым или индивидуальным.
3. По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое консультирование.
4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование.
5. По целям консультирования. Это обучающее консультирование и консультирование по оптимизации структуры политической организации.
6. По способу организации консультации. Это экспертное и процессное консультирование. [5, c. 122]
Российский политический консалтинг развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше. Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена, прежде всего, на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.
В России практикуется два разных подхода к ведению политических кампаний: маркетинговый (западный) и принцип конструирования реальности.
Маркетинговый подход предполагает анализ ситуации, исследование электорального поля и общественного мнения, на основе чего разрабатываются электоральные послания политика, впоследствии тестируемые на избирателях. Параллельно с проведением социологических исследований разрабатывается и реализуется стратегия кампании.
Принцип конструирования реальности, используемый рядом агентств, основан на выяснении электоральных предпочтений. Определив, при каких условиях электорат проголосует за того или иного политика, их искусственно моделируют в программе, лозунгах и имидже кандидата.[11, c. 280]
Таким образом, политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции развития. А развитие демократических процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.
Рассмотрев становление и развитие политического консалтинга в мире и России, перейдем к анализу мероприятий по совершенствованию процесса политического консалтинга в России.
3 Мероприятия по совершенствованию системы политического консалтинга в России
Политический консалтинг – явление для нашей страны достаточно новое. Не вызывает сомнение, что возможности консалтинга открывают многие двери перед владельцами фирм и предприятий. Оказывается, во многом подобные методы могут быть применены и к бизнесу, и к политике.
Где же берутся специалисты для осуществления такого передового подхода, каким является политический консалтинг? Это могут быть и ушедшие из большой политики деятели, и выпускники специальных вузов.
Важно правильно определять и применять методологические и теоретические основы изучения современного политического консалтинга в России.
Политический консалтинг, можно сказать, младший брат бизнес-консалтинга. В этом нет ничего обидного для политиков. Просто появился политический консалтинг несколько позже.
Зато сразу стало ясно, насколько полезен политический консалтинг. Конечно, в авторитарном государстве он выглядел совсем по-другому, но, очевидно, все же существовал. В период же общественных, социальных и экономических перемен он совершенно необходим.
В последнее время на политических деятелей можно смотреть без содрогания. Возможно, это результат того, что они применяют в своей деятельности политический консалтинг. Его составной частью является имиджмейкинг.
А вот что касается рынка политического консалтинга – то здесь конкуренция просто впечатляет. Почему-то в нашей стране даже очень многие обыватели готовы завалить политиков советами по имиджу и программе, по выбору советников и построению предвыборной компании, причем многие советы будут довольно адекватными и не лишенными резона.
Однако не стоит, конечно, прислушиваться к неподкованным в этом деле людям, когда есть специалисты, потрясающе разбирающиеся во всех тонкостях вопроса. А рынок политического консалтинга может представить немало таких кадров.
Кроме этого, рынок политического консалтинга в нашей стране быстро развивается. Есть потребность в таком консалтинге – и консалтинговые фирмы предоставляют специалистов, обучают их и снабжают необходимой для работы информацией.
На рынке политического консалтинга используются как высокоинтеллектуальные технологии работы с избирателями и представителями элит, так и весьма грубые методы ведения избирательных кампаний, характеризующиеся обилием компрометирующих соперников публикаций в средствах массовой информации, административным давлением на оппонентов, прямым подкупом избирателей и нарушениями законов при подсчете их голосов. Такое положение становится возможным вследствие несоблюдения политическими консультантами норм морали и этики по отношению к конкурентам на выборах и к избирателям, происходящего, в свою очередь, вследствие выхода на этот рынок полулегальных и нелегальных структур, борющихся за контроль над собственностью и финансовыми потоками на федеральном и региональном уровнях.
Слово политика означает образ действий, направленных на достижение чего-нибудь. Поэтому политический консалтинг может предложить много полезных возможностей не только чисто политическим деятелям. Ничуть не меньше нуждаются в таком консалтинге управленцы всех уровней.
Что касается того, какой политический консалтинг применяется в большой политике, то логичнее политическому деятелю иметь соответствующего специалиста, а лучше нескольких, в своей команде. Кадры для такой работы есть, это и оказавшиеся не у дел политические деятели, и выпускники современных вузов, где проходят политический консалтинг.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию системы политического консалтинга в России