Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – это организационная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемов продаж.1
Введение ……………………………………………………………….............…3
1.Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………………...…..5
1.1.Понятие конкуренции, её роль в экономике…………………….........................................5
1.2.Функции конкуренции………………………………………………………………………9
1.3.Виды конкуренции……………………………………………………………………....…10
2.Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике…………….……….....12
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………………………….…12
2.2.Совершенная конкуренция…………………………………………………….…………..15
2.3.Несовершенная конкуренция………………………………………………….…………..18
2.4.Синтез конкуренции и монополии………………………………………….………....….20
3. Особенности конкурентной борьбы в России…………………………………………......22
3.1.Основные направления конкурентной борьбы в России…………………….…………..22
3.2. Антимонопольное законодательство……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………………………….33
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Л. ХЕТАГУРОВА
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
Студент _____
Курс _________ форма обучения
Руководитель
Зав. кафедрой
Владикавказ, 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………......
1.Конкуренция, её сущность и
значение…………………………………………………...
1.1.Понятие конкуренции, её роль
в экономике…………………….............
1.2.Функции конкуренции…………………………………………………
1.3.Виды конкуренции…………………………………………………
2.Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике…………….……….....12
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………………………….…12
2.2.Совершенная конкуренция…………………………………………………
2.3.Несовершенная конкуренция…………………………………………………
2.4.Синтез конкуренции и монополии………………………………………….……….
3. Особенности конкурентной
борьбы в России………………………………………
3.1.Основные направления конкурентной борьбы в России…………………….…………..22
3.2. Антимонопольное законодательство……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны.
Предмет исследования конкуренции - это конкуренция в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является
современные экономические
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – это организационная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемов продаж.1
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrо – сталкиваться, состязаться). Конкуренция – тип взаимодействий между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
В конкурентных экономических ус
ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики − эффективность
производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
В то же время для любого
хозяйствующего субъекта характерно стремление
к монополии, к вытеснению конкурента
с рынка, к расширению сферы своей
деятельности. Приобретая и усиливая
рыночную власть предприниматели стремятся
установить контроль над ценами и
факторами определяющими
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение экономических агентов и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них. К цели так же относится анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений.
1.1 Понятие конкуренции, ее роль в экономике
Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации.2 Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции. Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка. Конкуренция это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. в) «Конкуренция – ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом»
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти.3 Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны:
а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства;
б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения;
в) её следствием может быть
перепроизводство товаров и не догрузка
мощностей в периоды
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.
1.2 Функции конкуренции.
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
Функция конкуренции, заключающаяся
в создании условий для получения
доходов и прибыли наиболее успешными
предприятиями и приводящая к
банкротству предприятия, чья продукция
и услуги не востребованы потребителем, называется
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
1.3 Виды конкуренции
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть,что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция возникает потому что, что любую потребность, можно удовлетворить очень различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные дл одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.
Информация о работе Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике