Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это организационная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемов продаж.1

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….............…3

1.Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………………...…..5

1.1.Понятие конкуренции, её роль в экономике…………………….........................................5

1.2.Функции конкуренции………………………………………………………………………9

1.3.Виды конкуренции……………………………………………………………………....…10

2.Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике…………….……….....12

2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………………………….…12

2.2.Совершенная конкуренция…………………………………………………….…………..15

2.3.Несовершенная конкуренция………………………………………………….…………..18

2.4.Синтез конкуренции и монополии………………………………………….………....….20

3. Особенности конкурентной борьбы в России…………………………………………......22

3.1.Основные направления конкурентной борьбы в России…………………….…………..22

3.2. Антимонопольное законодательство……………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.55 Кб (Скачать файл)
  1. Угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки.
  2. Угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии.
  3. Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации  в целом, а, следовательно, и уровень  конкурентоспособности экономики  страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий  росли существенно более высокими темпами роста по отношению к  сводному индексу потребительских  цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации  в 2000-2007 гг.

В связи с изложенным Федеральная  антимонопольная служба считает  необходимым внесение существенных изменений в законодательство о  естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение  государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

 

3.2 Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования конкурентной борьбы

     Реализация экономических реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Существует ФЗ «О защите конкуренции», который, является  основой российского антимонопольного законодательства.8 Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых  исключениях запрещается:

  • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
  • экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • создание дискриминационных условий;
  • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль над слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных  пакетов акций компаний, а также  запрет на согласование цен между  хозяйствующими субъектами, раздел рынка  и некоторые другие практики.

По мнению либертарианских  критиков антимонопольного законодательства, оно нарушает права человека, в  частности, право собственности  и свободу контракта. Подпадающие  под действие антимонопольного законодательства компании лишаются возможности свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим  им имуществом. Антимонопольные органы ставят это имущество на службу "обществу в целом" и тем самым фактически присваивают его. Так, по мнению основателя Института конкурентного предпринимательства  Фреда Смита, бизнес "в принципе не имеет права распределять свою собственность тем способом, который  он считает подходящим, а обладает лишь относительной свободой при  условии, что он помогает максимизировать  функцию определенной общественной полезности. Это значит, что ни одно предприятие не обладает правом собственности, если эта собственность может  быть перемещена в иную сферу ради расширения производства".

При этом, антимонопольное законодательство нарушает принцип правового равенства граждан. Оно не признает за влиятельными хозяйствующими субъектами тех прав (свобода ценообразования, свобода продажи компании, свобода производства, свобода продавать товары "в нагрузку" и т.д.), которые признаются за остальными собственниками. Тем самым, антимонопольное законодательство является дискриминационным.

 

Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых  технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и другое.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства  может привести к созданию так  сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию  неконкурентоспособной на мировом  рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления  связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например, шпионаж оказывает  значительное влияние на развитие военно-промышленного  комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские  работы, открытия, так как если всё  время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный  потенциал развития, что в итоге  ведёт к регрессу.

В целом же, конкуренция  несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  – значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике.

В данной курсовой работе детально рассмотрена понятие конкуренции, представлен анализ таких составляющих рыночного механизма как конкуренция  и сотрудничество, внимание было уделено  движущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности  товаропроизводителя.

В данной работе конкуренция  выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства  на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как  конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти  четыре главных свойства конкуренции  мы объединяем одним словом – сотрудничество.

Нельзя не отметить тот  факт, что конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Базылев Н.Н., Базылева М.Н. Экономическая теория, 2010

2. Гукасьян Г.М. Экономическая  теория. – СПб.: Питер, 2007

3. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 2004.

4. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС»,2010.

5. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории, 2005

6. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров «Аса», 2008

7. Курс экономической теории.  Под ред. Сидоровича А.В.,2001

8. Майкл Портер «Конкуренция» 2007г

9. Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2005

11. О состоянии конкуренции в Российской Федерации / Ресурсы интернет: - http://www.combienergy.ru/stat1026p2.html

12. Федеральный закон № 135- ФЗ " О защите конкуренции"

13. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003

14.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва, 2008

Экономическая теория / Под  ред. А.И.Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е  изд. – СПб.: (Серия "учебник для вузов").

15. Янова В.В. Экономика – М.: Экзамен 2005

 

 

 

1 Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров «Аса», 2008

2 Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 2004.

3 Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003 Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: (Серия "учебник для вузов").

4 Янова В.В. Экономика – М.: Экзамен 2005

5 Майкл Портер «Конкуренция» 2007г.

6  Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС»,2010. – 384с.

7 Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

8 Федеральный закон № 135- ФЗ " О защите конкуренции"

 


Информация о работе Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике