Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это организационная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемов продаж.1

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….............…3

1.Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………………...…..5

1.1.Понятие конкуренции, её роль в экономике…………………….........................................5

1.2.Функции конкуренции………………………………………………………………………9

1.3.Виды конкуренции……………………………………………………………………....…10

2.Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике…………….……….....12

2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………………………….…12

2.2.Совершенная конкуренция…………………………………………………….…………..15

2.3.Несовершенная конкуренция………………………………………………….…………..18

2.4.Синтез конкуренции и монополии………………………………………….………....….20

3. Особенности конкурентной борьбы в России…………………………………………......22

3.1.Основные направления конкурентной борьбы в России…………………….…………..22

3.2. Антимонопольное законодательство……………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.55 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Синтез конкуренции  и монополии.  Антимонопольное законодательство

Основными формами своеобразного  сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают:

а) монополистическая конкуренция 

б) олигополия. 

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров — придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

По-своему монополия и  конкуренция  сочетаются в олигополии.  Олигополия  (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.7

Характерные черты олигополии:

  • наличие нескольких фирм (продавцов);
  • тип продукта – стандартизированный или дифференцируемый;
  • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  • наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  • очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

При подведении итогов процесса развития конкуренции и монополии перед нами предстает современное состояние взаимоотношений участников  рынка. Оно включает следующие элементы:

  1. сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции.
  2. острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами).
  3. соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.
  4. монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии.
  5. государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

 

В зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются илиснижаются расходы фирм на повышение качества изделий , на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Когда конкуренция достигает  крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой  цене. И это не случайно: методы неценовой  конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и пр. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены «сотрудничать» с более мощными групповыми монополиями.

Профессор П. Самуэльсон пришёл к выводу: "Смешение элементов  конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в  целом. Поэтому не совершенная, а  несовершенная и монополистическая  по характеру конкуренция и является преобладающей формой". О таком новом состоянии рынка даёт представление таблица 2.1

 

Таблица 2.1 Формы синтеза  монополии и конкуренции

 

 

Параметр состояния рынка

 

Монополистическая конкуренция

 

Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа в рынок  и выхода из него

Нет

Обычно есть

Дифференциация товаров

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над  ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль


 

Рынок создавать необходимо как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества  правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

 

 

              3. Особенности конкурентной борьбы в России.

3.1 Основные направления формирования конкурентной среды в России

   Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается  предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного  повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и  дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит  на первый план государственной экономической  политики задачи по структурной перестройке  экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном  периоде основное внимание должно уделяться  качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой  политики были сформулированы Президентом  Российской Федерации в выступлении  «О стратегии развития России до 2020 года»:

  • «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
  • «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей  антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

В течение 1990-х годов в  Российской Федерации было сделано  многое для развития конкуренции:

  • принято конкурентное законодательство;
  • осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
  • проведена приватизация;
  • снижено административное давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и  опросы предпринимателей об их оценках  состояния конкуренции в экономике  позволяют сделать выводы, что  участники рынков в Российской Федерации  реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого  фактора для деятельности предприятий  со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг  привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло  существенное усиление конкуренции  с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные  компании.

Происходит сближение  показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый  период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые  происходили в конкурентной среде  за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию  предприятия (особенно те, которые уже  давно существуют на рынке) активно  инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

  1. Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
  2. Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).
  3. Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
  4. Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

Следует отметить, что в  любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной  стороны, крупные компании в своем  стремлении к наращиванию прибыли  всегда будут стремиться к занятию  и использованию доминирующего  положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

Федеральная антимонопольная  служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения  картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные  с формированием государственных  корпораций связаны с передачей  им некоторых государственных функций  и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Федеральная антимонопольная  служба считает целесообразным следующее:

  • Усиление антимонопольного контроля за государственными корпорациями.
  • Возвращение властных функций от всех созданных Госкорпорации государству.
  • Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний.
  • Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций.
  • Введение моратория на создание новых государственных корпораций.
  • Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На сегодняшний день в  Российской Федерации имеются три  крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

Информация о работе Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике