Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это организационная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемов продаж.1

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….............…3

1.Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………………...…..5

1.1.Понятие конкуренции, её роль в экономике…………………….........................................5

1.2.Функции конкуренции………………………………………………………………………9

1.3.Виды конкуренции……………………………………………………………………....…10

2.Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике…………….……….....12

2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………………………….…12

2.2.Совершенная конкуренция…………………………………………………….…………..15

2.3.Несовершенная конкуренция………………………………………………….…………..18

2.4.Синтез конкуренции и монополии………………………………………….………....….20

3. Особенности конкурентной борьбы в России…………………………………………......22

3.1.Основные направления конкурентной борьбы в России…………………….…………..22

3.2. Антимонопольное законодательство……………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.55 Кб (Скачать файл)

        Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно  являются и два других вида конкуренции.

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров на наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

 

 

 

Схема 1.1




 



 

В современном мире ценовая  конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы.

В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы прибегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

- фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; 
- для проникновения на рынки с новыми товарами; 
- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качеств, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыты; выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К незаконным методам неценовой  конкуренции  относятся:

-промышленный шпионаж;

-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

-выпуск поддельных товаров,  внешне ничем не отличающихся  от изделий-подлинников, но существенно  худших по качеству, а потому  обычно на 50% дешевле;

-закупка образцов с  целью их копирования.

По определению принадлежности различают: внутри –и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция  − это конкуренция между предпринимателями  занятых в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

 

  1. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике.

2.1 Роль конкуренции  в рыночном хозяйстве

Конкуренция представляет собой  соперничество субъёктов хозяйственной  деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих  интересах. Поэтому конкуренция  существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению  своих интересов. Как экономический  закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов  хозяйствования к соперничеству  и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители  вынуждены постоянно бороться с  конкурентами за покупателей на рынке  сбыта путём расширения и улучшения  ассортимента высококачественных товаров  и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель.

 

Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным  назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру  и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.

 

Первое направление: конкуренция  способствует установлению равновесной  цены.4 Рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).

 

В сложившихся условиях обостряется  ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать  свои продукты по более высокой цене. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.

Схема

На рынке возможен и  прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение  и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 1.2 зона П1 – Р – С1).

Второе направление: конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…"5

Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое  расслоение.

В конкуренции участвуют  товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что  не выдерживают суровое испытание  на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

Пятое направление: конкуренция  способствует продвижению рыночного  хозяйства к монополии.

Не по чьему-то умыслу, а  стихийно и объективно соперничество  продавцов и покупателей существенно  меняет всю структуру рыночного  пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.

 

I) Конкуренция устраняет  с рыночной арены все остальные  и неэффективные хозяйства. Эта  санация (оздоровление) экономики  сопровождается обычно некоторым  сокращением численности хозяйственных  субъектов, особенно заметным  в ряде отраслей.

 

II) Рыночное соперничество,  как известно, укрепляет позиции  крупного производства. Поэтому  рыночное хозяйство быстрее всего  увеличивается за счёт абсолютного  и относительного усиления роли  крупных собственников.   

 

III) Объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 1.2, к совершенно другому.

 

2.2 Совершенная  конкуренция

К совершенной (чистой) конкуренции  относится внутриотраслевая конкуренция и межотраслевая конкуренция. Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль над ценами.

На рынке чистой конкуренции  ни один отдельный покупатель или  продавец не оказывает большого влияния  на уровень текущих рыночных цен  товаров. Продавец не может запросить  цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней  любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется  в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной  у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и  полную информацию о конъюнктуре  рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают  влияния на рынок.

Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать  на следующем примере. Если цена пшеницы  возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это  расширением ее посевов в следующем  году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что  может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все  производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается  тот, на котором устанавливается  одна и та же цена на один и тот  же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

  • неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
  • абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  • абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
  • абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
  • абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
  • наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
  • отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.

 

 

 

 

2.3 Несовершенная  конкуренция

Конкуренция, которая в  той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.6

Чистая монополия и  совершенная конкуренция это  два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко.  Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары.

Кроме того данные структуры  имеют место на сырьевых рынках и  в случае конкуренции абсолютно  различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).

При несовершенной конкуренции  существуют жесткие барьеры  
для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей , отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. 
 
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. 
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. 
 
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: 
монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 

Взаимодействие между  продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

В зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур. 
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур): 
1. совершенная (чистая) конкуренция 
2. монополистическая конкуренция 
3. олигополия 
4. монополия 

На рынке совершенной  конкуренции расщепление экономической  власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Информация о работе Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике