Место и роль РФ на мировых товарных рынках (нефти, газа, металлов, древесины, машин и оборудования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Мировой товарный рынок существенно влияет на глобализацию. Мировые рыночные отношения стали универсальной формой хозяйственных и экономических взаимоотношений. Мировой рынок способствует ускорению процессов возникновения новых мощных субъектов мировой экономики, полное и рациональное использование ресурсов, расширение масштабов производственных комплексов мирового значения, выходящих за рамки отдельных государств. Актуальность темы состоит в том, что каждая страна вовлечена в мировой товарный рынок. Насколько мощно это происходит в отдельном государстве, настолько сильным является экономическое положение этого государства.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и структуры мирового рынка, ценообразование на мировом рынке. В связи с этим поставлены следующие задачи рассмотреть: мировой рынок товаров и современное положение России на мировом рынке нефти, газа, металлов, древесины и машин и оборудования.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………………………..2
1. Мировой товарный рынок
1.1. Сущность мирового товарного рынка ……………………………………………….4
1.2. Структура мировых товарных рынков ……………………………………..………...6
1.3. Ценообразование на мировом рынке................................................................9

2. Россия на мировых товарных рынках
2.1. Рынок нефти ………………………………………………………………………..…14
2.2. Рынок газа ……………………………………………………………………………..18
2.3. Рынок металлов ………………………………………………………………..……...20
2.4. Рынок древесины ……………………………………………………………………...23
2.5. Рынок машин и оборудования ……………………………………………………….27
Заключение ………………..………………………………………………………………...31
Список используемой литературы ………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 108.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение………………………………..……………………………………………..2

1. Мировой товарный рынок

  1.1. Сущность мирового товарного  рынка  ……………………………………………….4

  1.2. Структура мировых товарных  рынков ……………………………………..………...6

  1.3. Ценообразование на мировом рынке................................................................9

 

2. Россия на  мировых товарных рынках

  2.1. Рынок нефти ………………………………………………………………………..…14

  2.2. Рынок газа ……………………………………………………………………………..18

  2.3. Рынок металлов ………………………………………………………………..……...20

  2.4. Рынок древесины ……………………………………………………………………...23

  2.5. Рынок машин и оборудования  ……………………………………………………….27

Заключение ………………..………………………………………………………………...31

Список используемой литературы ………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении ХХ века, особенно во второй его половине, является поступательное развитие мирохозяйственных связей. Развитие торговых отношений между странами привело к формированию особой формы рыночных отношений - мирового рынка.

В настоящее время происходит постоянное увеличение масштабов сотрудничества между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками, отдельными фирмами.

В мировую торговлю включается все больше стран, что означает разветвление экономических связей между странами, усложнение мирохозяйственных связей.

Сегодня очень актуально анализировать состояние мирового рынка. С каждым годом изменяется состав его участников, соотношение их сил. Происходит изменение объемов торговли в разных странах, что влияет на мировой объем торговли.

В отдельных странах в связи с их экономическим и политическим состоянием, наделенностью ресурсами, уровнем развития специализации и внедрения научно-технического прогресса, степенью развития производства производится различный объем ВВП, каждая страна экспортирует и импортирует различное количество товаров.

По этим и другим критериям выделяются различные группы стран, которые затем занимают на мировом рынке определенные позиции. Это промышленно развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

Изучение различных сторон мировых товарных рынков имеет большое значение, поскольку повышение качества их изучения зачастую позволяет добиваться существенной экономии и увеличения прибылей от отдельных внешнеторговых операций.

Наступивший ХХI век называют столетием глобальных процессов и проблем, определяющих взаимосвязь народов и стран мира, несмотря на все различия в уровнях развития, культуре, религии, традициях. Эта всеобъемлющая международная взаимосвязь получила название "глобализации", и проявляется в экономике, политике, социальной сфере и культуре. Наиболее интенсивно протекает экономическая глобализация. Заключается она в резком увеличении масштабов и темпов перемещения из страны в страну потоков товаров и услуг, в опережающем росте международной торговли по сравнению с ВВП всех стран, в создании сетей международных производств с быстрым размещением мощностей по выпуску продукции, в деятельности международных экономических и финансовых организаций и корпораций, образующих сеть глобальной экономики.

Мировой товарный рынок существенно влияет на глобализацию. Мировые рыночные отношения стали универсальной формой хозяйственных и экономических взаимоотношений. Мировой рынок способствует ускорению процессов возникновения новых мощных субъектов мировой экономики, полное и рациональное использование ресурсов, расширение масштабов производственных комплексов мирового значения, выходящих за рамки отдельных государств. Актуальность темы состоит в том, что каждая страна вовлечена в мировой товарный рынок. Насколько мощно это происходит в отдельном государстве, настолько сильным является экономическое положение этого государства.

  Целью данной работы является рассмотрение сущности и структуры мирового рынка, ценообразование на мировом рынке.  В связи с этим поставлены следующие задачи рассмотреть: мировой рынок товаров и   современное положение России на мировом рынке нефти, газа, металлов, древесины и машин и оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность мирового  товарного рынка.

Мировой рынок сложился к началу XXI столетия. Это стало следствием длительного развертывания интернационализационных процессов экономической жизни на основе обострения международного разделения труда.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторах производства.

Мировой рынок -- это поле деятельности стабильных товарно-денежных отношений в общем составе мирового хозяйства, которые основаны на углублении и развитии международного разделения труда и процесса взаимодействие факторов производства между странами. Мировой рынок объединяет все национальные рынки.

Мировой рынок- совокупность рынков определенных стран, которые связаны товарообменом. Обмен товаров на мировом рынке - процесс обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства.

Мировой рынок является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что мировой рынок всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.

            Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы цен - мировых цен. Мировая цена - денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. По мировым ценам ведется мировая торговля. На мировом рынке существует множественность цен. Это значит, что цены на одинаковый товар в одно и то же время могут заметно различаться.

На мировом рынке существует определенная классификация товаров:

1) по видам сырья, из которого изготовлен товар;

2) по степени обработки  товара;

3) по назначению товара;

4) по месту товара в  международной торговле.

             Рынки сырьевых товаров минерального происхождения, рынки готовой продукции, рынки сельскохозяйственных товаров и продовольствия, а также рынки международных услуг являются наиболее значимыми для мировой торговли.

В мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, сырья, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг. Рынок услуг представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств.

Более того, мировые товарные рынки в настоящее время формируются и развиваются под воздействием множества факторов различной природы, причем не только экономических, но и политических, научно-технических, климатических и т. д.

Можно выделить следующие основные черты, характерные для мировых товарных рынков:

-  они являются категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

-  они проявляются в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

-  они оптимизируют использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

-  они выполняют санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики. . Главным внешним признаком существования мировых товарных рынков является передвижение товаров и услуг между странами и, следовательно, мировая торговля. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля», применительно к торговле двух стран между собой - «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом - «международная или мировая торговля».

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики мировой торговли при признании торговли мировой, продажи товара экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. Простейшая модель мирового товарного рынка, названная моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязям между внутренним спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля.

 

1.2 Структура мировых  рынков. 

 В процессе изучения мировых товарных рынков особую роль играет изучение их структуры. Власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей) или, более точно, от количества экономических альтернатив, доступных покупателям (продавцам). В более широком смысле, структуры рынка различаются по тому, насколько интенсивен конкурентный нажим на утвердившиеся фирмы. При этом необходимо учитывать не только число конкурентов на рынке, но и их сбалансированность по размеру. Для определения достаточно выявления полного круга поставщиков (потребителей) на рассматриваемом товарном рынке, следовательно и объемов рынка. После определения основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, необходимо к тому же узнать, кто является основными потребителями (поставщиками, чтобы с их помощью установить, какие поставщики (потребители) существуют на данном рынке помимо основных. Рынок может иметь большое количество равномерно сбалансированных фирм при доминировании одной, более конкурентоспособной.

Выделяют следующие количественные показатели, характеризующие структуру мировых товарных рынков: численность конкурентов, действующих на данном рынке; доля участия конкурентов на данном товарном рынке; показатели рыночной конкуренции. Численность конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество мало.

Структура МТР включает в себя 4 группы рынков:

1. рынки традиционных  товаров   (топлива, машин и  оборудования, сельскохозяйственной  продукции, одежды, обуви, пищевой продукции, фармацевтических товаров, черных  и цветных металлов, драгоценных  металлов и драгоценных камней  и др.);

2. рынки новейшей (наукоемкой) продукции (электронно-вычислительной  техники, вооружений и военной  техники, носителей информации, товаров  для домашних животных и др.). Эта группа рынков постоянно  расширяется;

3. рынки услуг ( транспортных. туристических и др.);

4. рынки результатов интеллектуальной  деятельности.

Отдельный товарный рынок  - это сфера товарно-денежных отношений, складывающихся   между   странами   или   хозяйственными   субъектами   этих стран в процессе купли-продажи какого-либо одного вида товаров (например, чай, кофе и т.д.) или достаточно однородной их группы (рынок нефти и нефтепродуктов).

Необходимо учитывать при исследовании отдельных товарных рынков, следующее:

Информация о работе Место и роль РФ на мировых товарных рынках (нефти, газа, металлов, древесины, машин и оборудования)