Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:51, курсовая работа
Мировой товарный рынок существенно влияет на глобализацию. Мировые рыночные отношения стали универсальной формой хозяйственных и экономических взаимоотношений. Мировой рынок способствует ускорению процессов возникновения новых мощных субъектов мировой экономики, полное и рациональное использование ресурсов, расширение масштабов производственных комплексов мирового значения, выходящих за рамки отдельных государств. Актуальность темы состоит в том, что каждая страна вовлечена в мировой товарный рынок. Насколько мощно это происходит в отдельном государстве, настолько сильным является экономическое положение этого государства.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и структуры мирового рынка, ценообразование на мировом рынке. В связи с этим поставлены следующие задачи рассмотреть: мировой рынок товаров и современное положение России на мировом рынке нефти, газа, металлов, древесины и машин и оборудования.
Введение………………………………..……………………………………………..2
1. Мировой товарный рынок
1.1. Сущность мирового товарного рынка ……………………………………………….4
1.2. Структура мировых товарных рынков ……………………………………..………...6
1.3. Ценообразование на мировом рынке................................................................9
2. Россия на мировых товарных рынках
2.1. Рынок нефти ………………………………………………………………………..…14
2.2. Рынок газа ……………………………………………………………………………..18
2.3. Рынок металлов ………………………………………………………………..……...20
2.4. Рынок древесины ……………………………………………………………………...23
2.5. Рынок машин и оборудования ……………………………………………………….27
Заключение ………………..………………………………………………………………...31
Список используемой литературы ………………………………………………………...33
1) рынки отдельных товаров испытывают влияние как общих для МТР в целом, так и специфических для них факторов;
2) степень монополизации отдельных рынков выше, чем на МТР в целом;
3) уровень конкуренции на отдельных рынках выше, чем на МТР;
4) отдельные товарные
рынки характеризуются
Особую роль на мировых товарных рынках играют рынок руд и металлов и рынок топлива. Рынок руд и металлов. Традиционно занимает большое место в мировой торговле и подразделяется:
- на рынок черных металлов;
- на рынок цветных металлов.
Рынок топлива. На мировом рынке топлива ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Они занимают до 75 % всего ассортимента товарной группы. Основное место в мировом производстве, и потреблении первичных энергоресурсов занимает нефть (около 40 %), на газ приходится около 23 %, на уголь около 31 %, на АЭС - около 2 %, на ГЭС и другие виды энергоресурсов - около 3 %. В мировом экспорте топлива на долю промышленно развитых стран приходиться около 70 %, развивающихся стран около 20 %.
В целом, можно сказать, что мировой рынок перестает быть совокупностью национальных рынков, выступая как единое целое, регулируемое национальными мировыми стандартами и нормами. Во-вторых, процесс глобализации осуществляется в рамках мирового экономического пространства с использованием национальных организационных структур, которые и определяют конкретные стратегии делового развития.
На этом весьма динамичном рынке всё большую важность приобретает поиск разнообразия и предложение инноваций. Заказчики, получившие невиданную свободу выбора, становятся всё более требовательными и избалованными. Общие требования к качеству и надежности продукции становятся просто высочайшими, а срок жизни продукции неуклонно сокращается в силу её постоянного обновления. Всё это приводит к необходимости заново пересмотреть многие традиционные аксиомы организации предприятий.
Формы организации производства будут определяться складывающимися видами производства. Массовое производство логично будет создаваться, и развиваться в рамках хозяйственных структур типа комбината (завода). Изготавливая массовую продукцию в больших объемах, такие структуры будут относиться к уровню крупных предприятий.
Индивидуальное производство – сфера деятельности малых предприятий и, частично, средних. Способность предприятий быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предложить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов становится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борьбе.
На мировых рынках конкурируют не столько страны, сколько конкретные фирмы и корпорации. Поэтому обновление внешнеэкономической сигнализации страны и укрепление позиций России на внешних рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов, адекватно реагировать, на изменения мирового рынка.
1.3 Ценообразование на мировом рынке..
В мировой торговле часто используются два термина:
цена международного контракта – цена, по которой реализуется конкретный товар, и цена мирового рынка – цена, наиболее характерная для данного товара при его международных продажах. Не любая цена, по которой осуществляется международная сделка, может рассматриваться как мировая. Чтобы цена, используемая в международной торговле, считалась мировой, она должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть доступной для любого продавца или покупателя, желающего участвовать в международной торговле, т.е. обслуживать обычные торговые сделки;
- быть представительной
для мирового товарооборота, т.е.
обслуживать крупномасштабные
На практике в качестве мировых обычно используются цены основных экспортеров или импортеров соответствующих товаров. Более обоснованно использовать цены импортеров, поскольку они не только полнее отражают стоимость продукции, но и лучше учитывают интересы, как продавцов, так и покупателей.
Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном счете, преломляются в изменениях цен на конкретные товары. По определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. Реальная цена, как следует из основных постулатов экономической теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения. Очевидно, что в зависимости от того, какова конкретная цена на конкретный товар, для продавца будут решаться (или не решаться) многие проблемы:
- возмещение понесенных
издержек производства и
- доходность (выгодность) производства
данного товара и
- появление новых стимулов
для расширения
Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников, влияющих наконъюнктуру и, соответственно, на изменение цен. Следует подчеркнуть, чтоцены во внешней торговле — это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.
Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:
- Рынок совершенной (свободной) конкуренции;
- Рынок «чистой» монополии;
- Рынок монополистической конкуренции;
- Олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).
Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительно количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей поставляемой на данный рынок; продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3—5 % от ее величины), выигрывая при этом от наращивания общих объемов продаж.
Специфика рынка «чистой» монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара.
При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки.
Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм – конкурента. Тем "самым ситуация складывается таким образом, что покупатели совсем необязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы-монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции.
Во – вторых, модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены, конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние собственных решений в области цен на ценовую политику других производителей. Поэтому в модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.
В качестве примера такой международной монополистической конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предлагают достаточно разные, но однако конкурирующие между собой автомобили.
Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые по существу делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительственными органами тех стран, на рынках которых оперируют. Имеют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о разделе соответствующих рынков. Формой, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках. Примером международного картеля является широко известная ОПЕК Организация стран экспортеров нефти.
Оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на иены международной торговли. Характерная особенность состоит в том, что на практике воздействие государства на цены внешней торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.
В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:
1. Государство
может субсидировать (брать
на себя определенную
часть расходов) отечественный экспорт
с целью его поддержки, тем
самым создавая предпосылки
2. Государство проводит
соответствующую таможенную
3. Государство может
4. К формам прямого
воздействия государства на
5. Еще инструментом прямого
воздействия государств на
Основные ценообразующие факторы в международной торговле:
-Общеэкономические;
-Конкретно-экономические;
-Специфические;
-Специальные;
-Внеэкономические.
Общеэкономические факторы – ценнообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К ним можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции.
Конкретно-экономические – ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее
производства и реализации. К ним можно отнести:
-Соотношение спроса и предложения на данный товар;
-Изменения в издержках
производства и обращения
-Налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией (товаром);
-Изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).
Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательная комплектность поставок отдельных товаров это особенно относится к машинотехнической продукции гарантии и условия послепродажного обслуживания. Нетрудно заметить, что, продвигаясь в анализе, переходим от факторов, относящихся ко всем товарам, к факторам, относящимся к отдельным, специфическим товарам.
Специальные ценообразующие факторы – факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, отнести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также государственное регулирование за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеторговым сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).