Методологические аспекты инновационного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, статья

Описание работы

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.4 В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики.

Файлы: 1 файл

Статья про инновации.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

            Вместе с тем следует заметить, что руководство страны пытается искать нестандартные

пути развития России. Достаточно напомнить, например, призыв Д.А.Медведева: «Сначала

давайте ответим себе на простой, но очень серьёзный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?» Догнать развитые страны на технократическом пути развития безнадежно, более того к настоящему времени разрыв только увеличивается. Возможности победы в этой гонке, по-видимому, следует искать на других путях. Надо не догонять, а опередить и стать лидером технологий следующего поколения, лидером седьмого технологического уклада. На наш взгляд, есть серьезные основания полагать, что технологиями седьмого уклада будут социогуманитарные технологии и в первую очередь технологии формирования новых формжизнедеятельности на планете, технологии конструирования социальной реальности.

          Следует учесть, что важнейший аспект социогуманитарных технологий седьмого уклада

связан с необходимостью обезопасить человечество от потенциальных угроз асоциального

бесконтрольного использования  технологий шестого уклада. Приведем классический пример подобной угрозы неконтролируемости асоциального использования технологического прорыва в компьютерных технологиях. Персональный компьютер был разработан не гигантами компьютерной индустрии типа IBM, а двумя инженерами одиночками, с начальным капиталом в несколько тысяч долларов. И наиболее эффективное их использование было продемонстрировано хакерами, о которых в эпоху гегемонии больших компьютеров не было и речи. То же может произойти и в области разработок нанотехнологий и биотехнологий, и как следствие возможна передача невиданного по силе оружия в руки асоциальных элементов, способных уничтожить или поработить человечество. Такого рода угрозы сегодня явно недооцениваются человечеством. В России же подобные негативные последствия полностью недооценивались и недооцениваются в силу слабого развития среднего и малого бизнеса, хотя в настоящее время их развитие становится национальным приоритетом.

Итоговая  оценка. Именно в России существует возможности разработки и использования социогуманитарных технологий инновационного развития в связи с тем, что общество устало от революционных переворотов, но одновременно присутствует общая неудовлетворенность существующими социальными институтами и проектами. Страна живет в период реформирования, но, невзирая на повсеместную усталость от этого реформирования и критику уже реализованных реформ, общество с одобрением относится к предложениям и проектам социальных реоганизаций и трансформаций. Общество готово к внедрению новых социогуманитарных технологий, способных улучшить ситуацию в стране, и крепнет понимание того, что существующие тупики экономического развития возникли именно из-за пренебрежения или неумения воспитания субъектов реформирования, из-за полного отсутствия учета человеческого фактора.

 

3.2. Исходная идея  варианта российского стратегического проекта XXI века (седьмого технологического уклада).

 

Человечество находится  в состоянии глубокой и необратимой цивилизационной трансформации, симптомами которой являются не только глобальный экономический кризис, но и кризис устоявшихся ценностей, кризис всего того, что можно назвать ценностным сознанием. Назревают грандиозные межцивилизационные конфликты. Безнадежно устарели несправедливые механизмы обмена между экономически сильными и слабыми субъектами. В новых, более изощренных формах на планете процветает колониальная политика. Кажется незыблемым представление об «обществе потребления» как безальтернативной и прогрессивной модели развития. Куда приведет эта гонка в условиях ограниченных ресурсов планеты? Все ли хотят обменять духовное богатство и

свободу на избыточное материальное благополучие?

          Список такого рода вопросов может быть продолжен и по-разному сформулирован. Но так или иначе, уже самой своей постановкой эти вопросы свидетельствуют о том, что процесс социальной эволюции на нашей планете подошел к критической фазе макросдвига (Э.Ласло), когда трансформация общества достигает критического порога. Общество вступает в период социального и культурного хаоса, когда одни люди придерживаются установившейся системы ценностей и неизменно пользуются испытанными и испробованными методами. Но все большее число людей пытаются найти альтернативы. И, в конечном счете, возможен конструктивный выход из потенциально деструктивной фазы цивилизационного макросдвига, из хаотически бифуркационного состояния в качественно новое, «более высокое» состояние человеческой эволюции, когда люди становятся хозяевами своей собственной судьбы. При этом принципиально важно, что в качестве носителей общественного мнения, люди создают флуктуации особого рода, которые решают исход макросдвига в обществе. Вот об этих то, «осознанно продуцируемых флуктуациях», собственно и идет речь, когда мы говорим о переходе к седьмому технологическому укладу как своего роду метасистемному цивилизационному переходу в смысле В.Турчина.

          Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции,

ответственном за все живое  на планете, идея земли как «общего  дома» важна в современную

эпоху, когда как никогда  остро перед человечеством встают вопросы об отношении к

природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему

зло индивидуальное и социальное. Если человечество не сконцентрирует свой интеллект и

ресурсы для перехода на ноосферную организацию всех сторон жизнедеятельности

общества, то оно может  оказаться перед лицом глобальной духовно-нравственной катастрофы.

          Наш цивилизационный потенциал, драматический опыт становления социокультурных

кодов русской цивилизации, дает основания утверждать, что Россия может внести свой

фундаментальный вклад в  грядущий метасистемный эволюционный переход. В рамках синергетической идеи об «осознанно продуцируемых флуктуациях» – как рефлексивно осознаваемых попытках прорыва к новой социокультурной парадигме эволюции человеческой цивилизации, основанной на новой планетарной этике взаимной ответственности, креативного сотрудничества, предполагающей новый образ жизни, означающий «расширение круга нашего внимания, сочувствия и заботы за пределы существующего ныне нашего личного, делового и национального измерения до более широкого – всечеловеческого, всеприродного и всепланетарного измерения» предлагается идея проекта «Альтернативная глобализация», ориентированного на развитие и

использование социогуманитарных технологий седьмого технологического уклада.                                Суть проекта в формировании сложноорганизованных сред «квазиавтономных социальных образований», ориентированных на моделирование и «выращивание» разнообразных форм жизнедеятельности на планете, с ориентацией на сохранение и развитие социокультурного разнообразия, на доминирование духовных потребностей над материальными, на творчество как ведущую форму воплощения людей, на максимальное использование в квазиавтономных территориальных образованиях технологий шестого уклада, на создание новых механизмов экономических отношений, на формирование новой планетарной этики сотрудничества, взаимной ответственности, мира и справедливости. Этот проект мог бы способствовать решению многих акт альных проблем, стоящих перед современной Россией, в частности:

− поиску национальной идеи – формирования новых форм жизнедеятельности на планете (Россия как мировоззренческий лидер мирового сообщества);

− созданию экспериментальной  среды для поиска новых форм жизнедеятельности на планете;

− формированию культуры и  выращиванию стратегических субъектов гармонизации мировых процессов;

− сохранению и выращиванию  разнообразных социально контролируемых культур и субкультур;

− инициированию индустрии  новых высокотехнологичных производств для обеспечения квазиавтономных территориальных образований и виртуальных сообществ;

− формированию локомотива инновационного развития страны;

− повышению благосостояния населения за счет организации высокой производительности труда в автономных поселениях;

− повышению социальной стабильности за счет сокращения разрыва  между богатыми и

бедными;

− снижению уровня безработицы;

− созданию возможностей для  диверсификации и свертывания нерентабельных производств;

− разработке новых подходов к решению демографической проблемы;

− созданию новых механизмов управления миграционными процессами;

− созданию условий для  возврата из эмиграции соотечественников;

− отработке моделей поселений  для освоения космического пространства и т.п.

Итоговая  оценка: Инициирование проекта по созданию сети высокоинтеллектуальных

«квазиавтономных  социальных образований» позволило  бы заложить основу

социогуманитарных технологий седьмого уклада, а России одновременно стать

методологическим  лидером шестого технологического уклада, поскольку технологии

седьмого уклада выступали бы в роли метатехнологий для предыдущих укладов. На наш

взгляд, на основе предлагаемой идеи возможна разработка проекта «Россия –

мировоззренческий лидер мирового сообщества», который  мог бы инициировать

«проектную идентификацию» и консолидацию российского общества.


Информация о работе Методологические аспекты инновационного развития России