Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, статья
Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.4 В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики.
Вместе с тем следует заметить, что руководство страны пытается искать нестандартные
пути развития России. Достаточно напомнить, например, призыв Д.А.Медведева: «Сначала
давайте ответим себе на простой, но очень серьёзный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?» Догнать развитые страны на технократическом пути развития безнадежно, более того к настоящему времени разрыв только увеличивается. Возможности победы в этой гонке, по-видимому, следует искать на других путях. Надо не догонять, а опередить и стать лидером технологий следующего поколения, лидером седьмого технологического уклада. На наш взгляд, есть серьезные основания полагать, что технологиями седьмого уклада будут социогуманитарные технологии и в первую очередь технологии формирования новых формжизнедеятельности на планете, технологии конструирования социальной реальности.
Следует учесть, что важнейший аспект социогуманитарных технологий седьмого уклада
связан с необходимостью обезопасить человечество от потенциальных угроз асоциального
бесконтрольного использования технологий шестого уклада. Приведем классический пример подобной угрозы неконтролируемости асоциального использования технологического прорыва в компьютерных технологиях. Персональный компьютер был разработан не гигантами компьютерной индустрии типа IBM, а двумя инженерами одиночками, с начальным капиталом в несколько тысяч долларов. И наиболее эффективное их использование было продемонстрировано хакерами, о которых в эпоху гегемонии больших компьютеров не было и речи. То же может произойти и в области разработок нанотехнологий и биотехнологий, и как следствие возможна передача невиданного по силе оружия в руки асоциальных элементов, способных уничтожить или поработить человечество. Такого рода угрозы сегодня явно недооцениваются человечеством. В России же подобные негативные последствия полностью недооценивались и недооцениваются в силу слабого развития среднего и малого бизнеса, хотя в настоящее время их развитие становится национальным приоритетом.
Итоговая оценка. Именно в России существует возможности разработки и использования социогуманитарных технологий инновационного развития в связи с тем, что общество устало от революционных переворотов, но одновременно присутствует общая неудовлетворенность существующими социальными институтами и проектами. Страна живет в период реформирования, но, невзирая на повсеместную усталость от этого реформирования и критику уже реализованных реформ, общество с одобрением относится к предложениям и проектам социальных реоганизаций и трансформаций. Общество готово к внедрению новых социогуманитарных технологий, способных улучшить ситуацию в стране, и крепнет понимание того, что существующие тупики экономического развития возникли именно из-за пренебрежения или неумения воспитания субъектов реформирования, из-за полного отсутствия учета человеческого фактора.
3.2. Исходная идея
варианта российского
Человечество находится в состоянии глубокой и необратимой цивилизационной трансформации, симптомами которой являются не только глобальный экономический кризис, но и кризис устоявшихся ценностей, кризис всего того, что можно назвать ценностным сознанием. Назревают грандиозные межцивилизационные конфликты. Безнадежно устарели несправедливые механизмы обмена между экономически сильными и слабыми субъектами. В новых, более изощренных формах на планете процветает колониальная политика. Кажется незыблемым представление об «обществе потребления» как безальтернативной и прогрессивной модели развития. Куда приведет эта гонка в условиях ограниченных ресурсов планеты? Все ли хотят обменять духовное богатство и
свободу на избыточное материальное благополучие?
Список такого рода вопросов может быть продолжен и по-разному сформулирован. Но так или иначе, уже самой своей постановкой эти вопросы свидетельствуют о том, что процесс социальной эволюции на нашей планете подошел к критической фазе макросдвига (Э.Ласло), когда трансформация общества достигает критического порога. Общество вступает в период социального и культурного хаоса, когда одни люди придерживаются установившейся системы ценностей и неизменно пользуются испытанными и испробованными методами. Но все большее число людей пытаются найти альтернативы. И, в конечном счете, возможен конструктивный выход из потенциально деструктивной фазы цивилизационного макросдвига, из хаотически бифуркационного состояния в качественно новое, «более высокое» состояние человеческой эволюции, когда люди становятся хозяевами своей собственной судьбы. При этом принципиально важно, что в качестве носителей общественного мнения, люди создают флуктуации особого рода, которые решают исход макросдвига в обществе. Вот об этих то, «осознанно продуцируемых флуктуациях», собственно и идет речь, когда мы говорим о переходе к седьмому технологическому укладу как своего роду метасистемному цивилизационному переходу в смысле В.Турчина.
Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции,
ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную
эпоху, когда как никогда
остро перед человечеством
природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему
зло индивидуальное и социальное. Если человечество не сконцентрирует свой интеллект и
ресурсы для перехода на ноосферную организацию всех сторон жизнедеятельности
общества, то оно может
оказаться перед лицом
Наш цивилизационный потенциал, драматический опыт становления социокультурных
кодов русской цивилизации, дает основания утверждать, что Россия может внести свой
фундаментальный вклад в грядущий метасистемный эволюционный переход. В рамках синергетической идеи об «осознанно продуцируемых флуктуациях» – как рефлексивно осознаваемых попытках прорыва к новой социокультурной парадигме эволюции человеческой цивилизации, основанной на новой планетарной этике взаимной ответственности, креативного сотрудничества, предполагающей новый образ жизни, означающий «расширение круга нашего внимания, сочувствия и заботы за пределы существующего ныне нашего личного, делового и национального измерения до более широкого – всечеловеческого, всеприродного и всепланетарного измерения» предлагается идея проекта «Альтернативная глобализация», ориентированного на развитие и
использование социогуманитарных технологий седьмого технологического уклада. Суть проекта в формировании сложноорганизованных сред «квазиавтономных социальных образований», ориентированных на моделирование и «выращивание» разнообразных форм жизнедеятельности на планете, с ориентацией на сохранение и развитие социокультурного разнообразия, на доминирование духовных потребностей над материальными, на творчество как ведущую форму воплощения людей, на максимальное использование в квазиавтономных территориальных образованиях технологий шестого уклада, на создание новых механизмов экономических отношений, на формирование новой планетарной этики сотрудничества, взаимной ответственности, мира и справедливости. Этот проект мог бы способствовать решению многих акт альных проблем, стоящих перед современной Россией, в частности:
− поиску национальной идеи – формирования новых форм жизнедеятельности на планете (Россия как мировоззренческий лидер мирового сообщества);
− созданию экспериментальной среды для поиска новых форм жизнедеятельности на планете;
− формированию культуры и выращиванию стратегических субъектов гармонизации мировых процессов;
− сохранению и выращиванию разнообразных социально контролируемых культур и субкультур;
− инициированию индустрии новых высокотехнологичных производств для обеспечения квазиавтономных территориальных образований и виртуальных сообществ;
− формированию локомотива инновационного развития страны;
− повышению благосостояния населения за счет организации высокой производительности труда в автономных поселениях;
− повышению социальной стабильности за счет сокращения разрыва между богатыми и
бедными;
− снижению уровня безработицы;
− созданию возможностей для диверсификации и свертывания нерентабельных производств;
− разработке новых подходов
к решению демографической
− созданию новых механизмов управления миграционными процессами;
− созданию условий для возврата из эмиграции соотечественников;
− отработке моделей поселений для освоения космического пространства и т.п.
Итоговая оценка: Инициирование проекта по созданию сети высокоинтеллектуальных
«квазиавтономных социальных образований» позволило бы заложить основу
социогуманитарных технологий седьмого уклада, а России одновременно стать
методологическим
лидером шестого
седьмого уклада выступали бы в роли метатехнологий для предыдущих укладов. На наш
взгляд, на основе предлагаемой идеи возможна разработка проекта «Россия –
мировоззренческий лидер мирового сообщества», который мог бы инициировать
«проектную идентификацию» и консолидацию российского общества.
Информация о работе Методологические аспекты инновационного развития России