Методологические основы организации процесса краткосрочного кредитования физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», разработанной ЦБ РФ и правительством РФ, отмечается:
повышение качества банковских операций, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости банковского бизнеса;
развитие эффективны систем управления, включая управление рисками;
построение эффективной риск-ориентированной системы банковского регулирования и банковского надзора.
Реализация данной стратегии требует проведения комплексного исследования, посвященного управлению кредитными рисками, с учетом опыта кризисного периода.

Содержание работы

Введение
3
1 Методологические основы организации процесса
краткосрочного кредитования физических лиц
5
1.1 Законодательная база организации потребительского кредитования

1.2 Классификация потребительских кредитов

1.3 Анализ рынка потребительского кредитования в России

2 Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Бредихина.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

3

1 Методологические основы организации  процесса

краткосрочного кредитования физических лиц

5

1.1 Законодательная база организации  потребительского кредитования

 

1.2 Классификация потребительских  кредитов

 

1.3 Анализ рынка потребительского кредитования в России 

 

2 Практическая часть

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», разработанной ЦБ РФ и правительством РФ, отмечается:

  • повышение качества банковских операций, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости банковского бизнеса;
  • развитие эффективны систем управления, включая управление рисками;
  • построение эффективной риск-ориентированной системы банковского регулирования и банковского надзора.

Реализация данной стратегии требует проведения комплексного исследования, посвященного управлению кредитными рисками, с учетом опыта кризисного периода.

Для определения платежеспособности потенциального заемщика производится оценка фактического денежного оборота его бизнеса: кредитный специалист получает данные, необходимые для подробного анализа денежных потоков, выезжая непосредственно на место ведения бизнеса. Чтобы получить реальную картину бизнеса заявителя, кредитный специалист запрашивает у клиента данные управленческой бухгалтерии. Кредитные специалисты специально обучены работе с управленческой отчетностью, на основе которой они производят собственные расчеты и составляют баланс и отчет о прибылях и убытках компании. При работе с более крупными клиентами проводится анализ не только баланса и отчета о прибылях и убытках, но и движения денежных средств, составляется анализ проекта (при инвестиционном кредитовании) и др.

Помимо качественного кредитного анализа, важными составляющими технологии кредитования ЕБРР, обеспечивающей хорошую платежную дисциплину заемщиков, являются периодический мониторинг финансового состояния предприятия (проводится по той же схеме, что и при рассмотрении заявки на кредит, в т.ч. с обязательным выездом специалиста на место ведения бизнеса клиентом) и постоянный контроль за платежами заемщиков, осуществляемый кредитными специалистами, ответственными за конкретные кредиты.

Финансовый мониторинг проводится по плану, утвержденному на кредитном комитете, — обычно это происходит один раз в три месяца.

Целью финансового мониторинга является сравнительный финансовый анализ бизнеса с момента предыдущего анализа по дату мониторинга, выявление возможных негативных/положительных тенденций в ведении бизнеса. Получая официальные документы, кредитный специалист должен сопоставлять содержащиеся в них данные с реальной ситуацией в бизнесе.

Именно благодаря своевременному финансовому мониторингу первоклассным кредитным специалистам во время кризиса удалось избежать образования большой доли просроченной задолженности в «своих» кредитных портфелях.

Эффективность кредитной технологии, применяемой в рамках данной программы, подтверждается устойчиво низким уровнем просрочек по кредитам (около 1% сальдо кредитной задолженности) и большим числом выдаваемых кредитов.

Управление кредитными рисками рассматривается как процесс, направленный на уменьшение убытков  или повышение доходов банка от кредитной деятельности в период экономической стабильности в силу того, что работы перечисленных авторов основывались на статистических данных, собранных в периоды экономической стабильности и роста, а также на зарубежных эмпирических исследованиях. Однако не исследуется влияние выбора инструментов управления кредитными рисками на доступность и эффективность использования кредитных ресурсов заемщиками в периоды глобальных кризисов, сменяющих периоды развития, и, следовательно, на темпы роста банковского кредитования как необходимого фактора следующего витка экономического роста.

Цель курсовой работы – изучение кредитного мониторинга, как инструмента по снижению уровню риска в банках. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

проанализировать сущность кредитного мониторинга и принципы его организации;

рассмотреть основные положения, подлежащие обязательному контролю со стороны банка;

выявить основы организации кредитного мониторинга залогового обеспечения;

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых, практиков в области кредитного рынка, кредитного риска, банковского дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методологические аспекты организации кредитного мониторинга

в коммерческих банках

 

1.1 Сущность, цели и задачи кредитного мониторинга

 

 

Понятие «кредитный мониторинг» представляет из себя систему отслеживания за целевым и эффективным использованием кредита, своевременным и полным погашением его, разработку и принятие надлежащих мер для решения этих задач.

При многообразии способов организации и осуществления кредитного мониторинга, все они (способы) основаны на следующих четырех основных принципах.

Проведение банками - кредиторами периодических проверок всех видов кредитов. Так, например, все крупные кредиты проверяются с периодичностью в каждые 30,60 или 90 дней по усмотрению банка, а остальные (более мелкие) кредиты проверяются в выборочном порядке.

 Осуществление  детальной разработки этапов  и последовательности проведения кредитного контроля с целью обеспечения надлежащей проверки всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе таких как: 
- соблюдение графика платежей в соответствии с заключенным договором; 
- ликвидность (качество и состояние) имущества, заложенного под обеспечение кредита;

 наличие полноты  и достоверности всей необходимой  документации на случай судебных разбирательств;

 изучение и  реальная оценка финансового  положения заемщика и прогнозы  его потребностей в увеличении  или содержании размера банковского кредита;

 установление  степени соответствия выданной  ссуды кредитной политике и действующим стандартам формирования кредитного портфеля и использования ресурсов.

 Придание усиленного внимания частоте и глубине разносторонних проверок проблемных кредитов с учетом тенденции роста или ослабления остроты проблемы, связанной с каждой конкретной ссудой.

Увеличение количества и углубление содержания проверок в условиях экономического спада, а также в тех случаях, когда появляются значительные проблемы в отраслях, в которых вложены кредитные ресурсы банка. В числе этих проблем могут быть такие, как заметное изменение налогового, экспортно-импортного законодательства; изменение технологий или появление новых конкурентов и др.

В кредитной деятельности банков все большую актуальность приобретает в рыночных условиях внутренний аудит кредитования. С этой целью создаются специальные аудиторские службы, находящиеся в непосредственном административном подчинении первого руководителя банка или лица, замещающего его.

Основными задачами внутренней аудиторской проверки являются:

 определение  состояния остатка средств на  банковских счетах по просроченным кредитам; установление реальной ситуации с возможностями обеспечения возвратности кредитов и минимизацией кредитного риска;

 контрольно-проверочный анализ фактического положения организации процесса кредитования, в том числе: проверка соответствия практики выдачи ссуд требованиям кредитного меморандума банка, правильности отражения кредитов в соответствующих учетных документах, особенно по просроченным и пролонгированным кредитам: проверка состояния резервов на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности и др.

При внутрибанковской аудиторской проверке осуществляется также контроль за правильностью учета заявок на получение кредита в специальном регистрационном журнале, в котором основными реквизитными показателями являются: дата поступления заявки, наименование и адрес клиента (будущего заемщика), сумма испрашиваемого кредита, назначение, срок и установленная процентная ставка, обеспечение кредита и графа «примечание», в которой указывается дата передачи материалов на рассмотрение кредитного комитета банка и принятое им решение.

Аудиторским контролем проверяется также правильность оформления и ведения кредитного досье, в котором все документы обычно концентрируются в следующих четырех разделах:

1) основная кредитная документация - копии кредитного договора, договора обеспечения, в который входят залог, банковская гарантия, страхование и т.д., доверенность уполномочивающая подписание документов, необходимые свидетельства о состоянии обеспечения, график погашения кредита;

2) подтверждения  финансово-экономической информации  о заемщике - копии балансов и отчетов о прибылях и убытках,, бизнес-план, сведения о денежных поступлениях, копии лицензии и налоговой декларации;

3) необходимые материалы о кредитоспособности заемщика: данные результатов анализа, проведенного банком - кредитором, аналитические документы, полученные от информационно-кредитных бюро, ответы на запросы в банки и комиссии о кредитной истории заемщика и др.;

4) материалы переписки  с заемщиком по вопросам выдачи  и погашения кредита, записи переговоров на всех встречах и телефонных разговоров по этим же вопросам.

В тех случаях, когда заемщиком полностью погашен кредит, его кредитное досье (дело) закрывается и сдается в архив банка, о чем составляется соответствующая справка. А в случаях непогашения кредита дело передается юридической службе банка для подготовки иска о не возврате кредита (нарушении им договорных обязательств) и представлении дела в арбитраж. Аудиторская служба банка при этом проверяет полноту и достоверность всех необходимых документов, направляемых в арбитражные органы.

При осуществлении кредитного мониторинга следует иметь в виду, что выдача кредита должна сопровождаться открытием специального ссудного счета в операционном отделе банка - кредитора. Этот счет открывается в соответствии с письменным распоряжением, подписываемым первым руководителем банка и исполнителем данного распоряжения. В нем указывается сумма кредита, сроки, процент и основания для выдачи. Аудиторская служба контролирует состояние ссудных счетов, а так же ведение аналитического учета ссудных операций на соответствующих бланках лицевых счетов, которые открываются каждому заемщику. Аудитором проверяется так же синтетический учет, который осуществляется на активных балансовых счетах.

По результатам аудиторской проверки составляется отчет, в котором делаются соответствующие выводы по следующим пяти основным вопросам:

  1. общее состояние предоставления кредита и его погашение;
  2. основные причины образования неплатежей, в том числе из-за недостаточной квалификации кредитных работников банка, отклонение от установленной процедуры (правил) выдачи кредитов (возможно по указанию руководящих лиц банка);
  3. ситуация с возможностью списания безнадежных к возврату кредитов;
  4. состояние фондов для покрытия задолженности по выданным кредитам;
  5. каково состояние ведения отчетности и другой документации по кредитованию, в том числе кредитного досье.

В отчете по результатам аудиторской проверки одновременно даются рекомендации относительно финансово-кредитных, кадрово-организационных и других мер для решения проблемы погашения кредита.

Кредитный мониторинг необходим банку для осуществления разумной программы банковского кредитования. Он помогает руководству банка быстрее выявлять проблемные кредиты, постоянно контролировать соответствие кредитной политики банка действиям его структурных подразделений и конкретных уполномоченных исполнителей, а также содействует правильной и своевременной оценке совокупного риска и принятию необходимых мер по укреплению финансовой устойчивости банка.

Существует прямая зависимость уровня просроченной задолженности в портфеле кредитов, выданных заемщикам этого сегмента, от качества проводимого банковскими специалистами мониторинга. Если клиент хочет, но не может платить, а просрочка уже допущена, — это, как правило, является следствием того, что кредитный специалист по тем или иным причинам не поддерживал на должном уровне контакт с клиентом, в том числе на предмет анализа его финансового состояния. Но, к сожалению, на сегодняшний день банками в целом и специалистами по малому бизнесу в частности значение мониторинга кредитного портфеля сильно занижено.

Мониторинг кредита начинается сразу после предоставления ссуды клиенту и должен носить регулярный (периодический) характер.

Стоит разделить понятия «мониторинг кредитного процесса» и «мониторинг кредита (кредитного портфеля)». Основными целями контроля (мониторинга) за ходом кредитных операций являются построение (совершенствование) эффективной организации кредитного процесса и поиск более совершенных механизмов кредитования в целом.

Информация о работе Методологические основы организации процесса краткосрочного кредитования физических лиц