Методологические основы организации процесса краткосрочного кредитования физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», разработанной ЦБ РФ и правительством РФ, отмечается:
повышение качества банковских операций, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости банковского бизнеса;
развитие эффективны систем управления, включая управление рисками;
построение эффективной риск-ориентированной системы банковского регулирования и банковского надзора.
Реализация данной стратегии требует проведения комплексного исследования, посвященного управлению кредитными рисками, с учетом опыта кризисного периода.

Содержание работы

Введение
3
1 Методологические основы организации процесса
краткосрочного кредитования физических лиц
5
1.1 Законодательная база организации потребительского кредитования

1.2 Классификация потребительских кредитов

1.3 Анализ рынка потребительского кредитования в России

2 Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Бредихина.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями мониторинга кредита как такового являются:

— соблюдение принципов кредитования (возвратности, целевой направленности, обеспеченности, срочности и др.);

— контроль выполнения условий, отраженных в кредитно-обеспечительных договорах;

— выявление признаков проблемности ссуды в соответствии с внутренними положениями банка и своевременное утверждение плана мероприятий по предупреждению образования просроченной задолженности.

В малом бизнесе мониторинг как инструмент обеспечения качества ссуды приобретает еще более важное, можно сказать ключевое, значение.

Стоит отметить прямую зависимость уровня просроченной задолженности в малом бизнесе — доли так называемых проблемных активов — от качества проводимого мониторинга. В условном списке причин образования просроченной задолженности по кредитному портфелю корпоративных клиентов банков можно выделить:

1) финансовые затруднения (временные/долговременные):

— снижение выручки;

— отсутствие спроса на продукцию/услуги;

— ошибочная инвестиционная стратегия;

— нарушение обязательств со стороны контрагентов;

2) мошеннические действия руководителей/собственников  бизнеса.

По разным оценкам, от 60 до 80% существующих проблемных заемщиков допустили просроченную задолженность вследствие временных или долговременных финансовых затруднений и (или) снижения выручки.

Мониторинг ведется по следующим основным направлениям:

— мониторинг платежной дисциплины заемщика;

— мониторинг финансового состояния заемщика;

— мониторинг залогового обеспечения.

Под мониторингом платежной дисциплины подразумевается постоянный контроль за платежами/взносами по кредиту. Кредитный специалист должен точно знать, когда какой клиент и сколько должен платить. Телефонный звонок или короткий визит перед первым платежом в разы повышает вероятность его своевременного осуществления. Если клиент не перечислил нужную сумму в счет погашения задолженности, кредитный специалист обязан в этот же день связаться с клиентом по телефону или нанести визит и осведомиться о причине задержки платежа. Существуют две основные причины задержки выплаты кредита:

— клиент не может платить;

— клиент не хочет платить.

Здесь важно отметить, что если клиент хочет, но не может платить, а просрочка уже допущена, — это, как правило, следствие того, что кредитный специалист по тем или иным причинам не поддерживал на должном уровне контакт с клиентом, в том числе на предмет анализа его финансового состояния.

Кредитный специалист после выдачи кредита не должен терять связи с клиентом. Регулярный контроль в форме посещений места ведения бизнеса позволяет вовремя заметить изменения в бизнесе и возможные проблемы. Одновременно это служит напоминанием клиенту, что банк серьезно относится к каждому заемщику; кроме того, постоянный контакт означает развитие партнерства. Профессиональным долгом кредитных специалистов по малому бизнесу являются контроль выполнения заемщиком условий, отраженных в кредитно-обеспечительных договорах, выявление на ранних этапах кредитного процесса признаков зарождения финансовых трудностей у заемщиков, получение сопутствующей информации о деятельности организации, ее руководящего состава и (или) собственников, которая может прямо или косвенно повлиять на качественное обслуживание долга и осуществление мероприятий по защите интересов банка.

 

 

1.2 Выявление операций, подлежащих обязательному мониторингу

 

 

Представляемые клиентом на данном этапе кредитной процедуры документы могут содержать информацию о следующих видах операций, подлежащих обязательному контролю.

1) Сделки с недвижимым  имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает три млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной три млн руб., или превышает ее. В случае если сделка заключена в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения такой операции. При этом необходимо учитывать, что сделка с недвижимостью считается совершенной с момента подписания договора либо с момента ее государственной регистрации (для сделок, подлежащих государственной регистрации). Во избежание необоснованных задержек в представлении в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, соответствующие сообщения должны направляться не позднее рабочего дня, следующего за днем:

- подписания договора (если сделка не подлежит государственной  регистрации);

- государственной  регистрации (если сделка подлежит  государственной регистрации и кредитной организации стало известно об этом факте в день ее регистрации);

- поступления из  регистрирующего органа документа, свидетельствующего о государственной регистрации сделки (если документ поступил в кредитную организацию позднее дня государственной регистрации);

- предоставления  клиентом в банк информации  о сделке, достаточной для фиксирования сведений об операции, подлежащей обязательному контролю.

Стоит отметить, что к недвижимому имуществу, помимо земельных участков и участков недр, относятся все объекты, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Наиболее часто в ходе проработки кредитной сделки встречаются сделки купли-продажи объектов недвижимости, которые вносятся в качестве залога, подтверждают месторасположение клиента или целевое использование клиентом кредитных средств; аренды или субаренды недвижимого имущества для хранения товарно-материальных ценностей (например, складские помещения в случае кредитования под залог товаров в обороте) или подтверждения месторасположения клиента; ипотека, залог недвижимого имущества и т.д.

Сделки с недвижимым имуществом могут быть выявлены банком как на стадии рассмотрения заявки клиента о предоставлении кредита (например, в ходе анализа договоров аренды и (или) купли-продажи помещений, подтверждающих местонахождение клиента), так и в процессе обслуживания уже выданного кредита (мониторинг целевого использования кредитных средств).

С учетом требований Положения № 254-П [5], абсолютное большинство кредитных договоров заключаются под определенное обеспечение.

При этом часто возникает ситуация, когда залогодателем по кредитной сделке клиента выступает лицо, которое не является клиентом банка, выдающего кредит. Тем не менее залогодатель тоже представляет в банк комплект документов, подтверждающих его местонахождение, а также права собственности на предмет залога.

Данные документы могут содержать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю. Если банк располагает достаточной информацией о сделках лиц, не являющихся его клиентами, необходимо направить соответствующую информацию в Росфинмониторинг. Не направление указанной информации является нарушением закона.

2) Сделки с движимым  имуществом на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. либо эквивалент в иностранной валюте, в соответствии с Положением № 321-П [6], подлежат обязательному контролю.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством факт предоставления/получения движимого имущества в рамках договора финансовой аренды/лизинга должен быть подтвержден соответствующим актом приема-передачи. Это важно, поскольку если имущество по договору лизинга передается лизингополучателю по частям или партиями (например, станки, оборудование, автомобили и пр.) и при этом акты приема-передачи оформляются на каждую партию товара отдельно, то выявлению и представлению в уполномоченный орган подлежат сведения о каждом акте приема-передачи имущества, стоимость которого равна или превышает 600 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте. С другой стороны, если в процессе проработки кредитной сделки или в качестве подтверждения целевого использования кредитных средств клиент предоставил в банк договор финансовой аренды/лизинга движимого имущества без приложения актов приема-передачи соответствующего имущества, обязанность по направлению информации в уполномоченный орган не возникает.

3) Сделки по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий могут быть выявлены банком в рамках проработки кредитной сделки в случае, когда соответствующие объекты выступают предметом обеспечения или залога (например, кредитование под залог товаров в обороте). Пороговая сумма сделки, подлежащей обязательному контролю, равна либо превышает 600 тыс. руб. либо эквивалент в иностранной валюте.

4) К отдельной группе документов, которые подлежат анализу в рамках кредитной процедуры, относятся документы, отражающие финансовое состояние и основные экономические показатели деятельности клиента. Данную группу формируют документы, непосредственно представленные клиентом, например:

- копия бухгалтерского  баланса и отчета о прибылях  и убытках (формы № 1, 2) на пять последних отчетных дат с отметками налогового органа (для клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения, - копии налоговой декларации за аналогичный период);

- расшифровка дебиторской  и кредиторской задолженности  на последнюю отчетную дату;

- расшифровка строки  баланса «Займы и кредиты»  по состоянию на последнюю  отчетную дату по видам заемных  средств с указанием сумм, сроков  получения и погашения, предоставленного  обеспечения;

- анализ счетов 41, 51, 90 (с отражением оборотов) за  последние 12 месяцев помесячно по корреспонденциям, счет 51 с разбивкой по банкам;

- консолидированная  отчетность по форме банка;

- справки из банков  о ежемесячных оборотах по  всем расчетным и текущим валютным  счетам за последние 12 месяцев  и об отсутствии картотеки к расчетным счетам;

- справки из банков  о наличии ссудной задолженности (в т.ч. просроченной), полученных гарантиях и открытых аккредитивах;

- копии действующих  кредитных договоров, договоров  об открытии аккредитивов и  предоставлении гарантий, договоров залога, поручительства, заключенных с банком-кредитором либо с иными кредитными организациями, и т.д.

Если в процессе анализа указанных документов и иной информации, представленной клиентом в документальном виде, работникам банка стало известно о предоставлении клиентом - юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу или другому юридическому лицу на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. либо эквивалент в иностранной валюте, а также о получении такого займа от другого юридического лица, не являющегося кредитной организацией, они обязаны направить в уполномоченный орган информацию об операции, подлежащей обязательному контролю.

 При этом важен  факт наличия в кредитной организации  соответствующей информации о предоставлении займа, а не самого договора. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ сделка по предоставлению займа является реальной, то есть считается заключенной с момента фактической передачи средств, наличие у кредитной организации договора займа без факта подтверждения передачи денежных средств не является основанием для направления информации об ООК.

Обязанность банка направить в уполномоченный орган информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, является безусловной и не зависит от конечного результата кредитного процесса. Даже если банк, рассмотрев заявку клиента, принял решение об отказе в выдаче кредита, он обязан направить информацию о сделках третьего лица (лицо не стало клиентом банка, т.к. кредит не выдан), о которых ему стало известно в рамках рассмотрения кредитной заявки.

Таким образом, в рамках кредитной процедуры может возникнуть ситуация, когда банк, не принимая на себя кредитный риск, может потерпеть убытки в результате нарушения законодательства.

В процессе проверки контролером, как правило, определяется перечень сделок, информация о которых была получена во время проведения кредитной процедуры (документы, запрошенные при рассмотрении вопроса о выдаче кредита, в котором клиенту было отказано, либо документы, содержащиеся в кредитном досье клиента) и по которым кредитная организация была обязана направить в уполномоченный орган соответствующую информацию.

 

 

1.3 Организация мониторинга залогового обеспечения

 

 

Далее будут рассмотрены методы управления отдельным видом кредитного риска — риском обеспечения кредита. К проблеме управления риском обеспечения кредита необходимо подходить комплексно, а сам процесс управления данными видами риска должен включать в себя следующие методы:

1) мониторинг заложенного имущества с определенной периодичностью для каждого конкретного вида имущества;

2) постоянная переоценка заложенного  имущества;

3) диверсификация предмета залога;

4) грамотное юридическое сопровождение, а также экспертиза имущества;

5) проверка со стороны службы безопасности на предмет неблагоприятной кредитной истории, текущей задолженности и повторного залога имущества;

6) страхование, причем желательно  в страховой компании банка;

7) повышение квалификации сотрудников  залогового подразделения.

Рассмотрим перечисленные выше методы управления риском обеспечения кредита более подробно.

Информация о работе Методологические основы организации процесса краткосрочного кредитования физических лиц