Методы и формы антициклической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть содержание форм и методов антициклической политики государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие цикличности развития рыночной экономики
2. определить фазы и механизмы цикла
3. изучить основные концепции антициклического регулирования экономики.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты проблемы антициклической политики государства. 3
1.1 Природа экономических циклов и необходимость государственного вмешательства 3
1.2 Концепции государственной антициклической политики. 9
2. Методы и формы антициклической политики. 18
2.1 Методы государственного регулирования циклического развития экономики. 18
2.2 Формы государственной антициклической политики. 22
2.3 Инструменты антициклической политики. 24
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

Антициклическая политика.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение.

В наше время  цикличность экономики никого не удивляет: каждый, кто хотя бы немного  знаком с основами этой науки, знает, что периоды подъема сменяются каждый раз спадом и обострением всех социальных и экономических проблем.

Проведение  государством антициклической политики связано с выполнением стабилизационной функции правительства в рыночной экономике: поддержанием высокого и стабильного уровня экономической активности. Сущность данной политики состоит в воздействии государства на экономическую систему в противоположном направлении относительно данной фазы экономического цикла при помощи фискальных и денежно-кредитных инструментов. В периоды спада производства государство проводит экспансионистскую политику, противодействуя падению совокупного спроса. В стадии подъема экономического цикла применяется сдерживающая, денифляционная политика.

Объектом исследования курсовой работы служит антициклическая политика государства.

Цель курсовой работы: раскрыть содержание форм и методов антициклической политики государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать понятие  цикличности развития рыночной экономики

2. определить  фазы и механизмы цикла

3. изучить основные  концепции антициклического регулирования  экономики.

 

 

1. Теоретические аспекты проблемы  антициклической политики государства.

1.1 Природа экономических циклов и необходимость государственного вмешательства

Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной  жизни и для всех стран с  рыночной экономикой. Экономические  циклы (волны) — это периодические  колебания деловой активности в обществе.

Цикл представляет собой  интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1).

 

Рис.1. Графическое изображение цикла

 

На данном графике  крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.

Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис.

Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства1.

За спадом следует  период депрессии (стагнация), который  характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.

Не следует  делать вывод, что все колебания  деловой активности объясняются  экономическими циклами. С одной  стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский «бум» перед Рождеством и Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям.

Деловая активность зависит и от долговременной тенденции в экономике, то есть от повышения или снижения экономической активности в течение длительного периода, например 25, 50 или 100 лет. В настоящее время для экономического цикла развитых стран характерны колебания деловой активности при долговременной тенденции к экономическому росту2.

Экономический цикл проникает всюду, он ощущается  практически во всех укромных уголках  экономики. Взаимосвязь элементов экономики почти никому не дает возможности избежать депрессии или инфляции. Однако мы должны иметь в виду, что экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики.

Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. Производство и занятость в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного пользования, обычно меньше реагируют на цикл. Отрасли промышленности и рабочие, связанные со строительством жилых домов и промышленных зданий, с тяжелым машиностроением, с производством сельскохозяйственных орудий, автомобилей, холодильников, газовой аппаратуры и тому подобных товаров, испытывают тяжелый удар. И напротив, отрасли промышленности, которые производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития3.

Покупку товаров  длительного пользования можно на какой-то срок отложить. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые заводы. При такой конъюнктуре просто нет смысла увеличивать запасы инвестиционных товаров. Во всех случаях фирма еще может использовать наличные мощности и здания, и их хватает с лихвой. В благоприятные периоды средства производства обычно заменяются до их полного износа. Однако когда наступает спад, фирмы ремонтируют свое устаревшее оборудование и пускают его в дело. Поэтому инвестиции в средства производства резко сокращаются. Возможно, что некоторые фирмы, имеющие избыточные производственные мощности, даже не стремятся к возмещению всего капитала, который они в настоящий момент потребляют. В таком случае их чистые капиталовложения могут стать отрицательной величиной.

Многие из этих соображений справедливы и по отношению к товарам длительного  пользования. Когда наступает спад и семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного пользования, таких, как бытовая техника и автомобили. Люди не покупают новые модели. По-другому дело обстоит с пищевыми продуктами и одеждой, то есть потребительскими товарами кратковременного пользования. Семья должна есть и одеваться. Эти покупки нельзя надолго откладывать. Правда, в какой-то степени количество этих покупок будет уменьшаться и, конечно, ухудшаться их качество, но не в той мере, как с товарами длительного пользования.

Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования («мягкие» товары). Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на ценах, чем на уровне производств4а.

В целом рассматривая причины экономических циклов, можно  объединить их в две основные группы:

I . Теории, основанные  на действии объективных факторов:

  • денежная теория, объясняющая цикл экспансией и сжатием банковского кредита;
  • теория нововведений;
  • теория солнечных пятен - погоды – урожая.

II . Теории, основанные  на действии субъективных факторов:

  • психологическая теория, трактующая цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;
  • теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;
  • теория чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное инвестирование5.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства  в рыночную экономику, относятся:

  1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
  2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
  3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  5. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении  проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

1.2 Концепции государственной антициклической политики.

Вопрос государственного вмешательства в национальную экономическую  политику и экономические процессы на любом этапе развития общества остается одним из самых актуальных и животрепещущих. На протяжении всей истории развития экономических отношений не прекращались споры о том, насколько глубоко могут государственные институты вмешиваться в законы и механизмы экономического развития. Крайние позиции полного контроля или полного невмешательства на практике доказали свою несостоятельность, но степень и форма взаимодействия экономических институтов и государственных институтов до сих пор остаются предметом острейших споров в экономической науке. 

Дополнительные  трудности в решение этого  вопроса привносит появление новых экономических явлений  (таких как глобализация) и механизмов взаимодействия. Становится ясно, что практически невозможно отыскать универсальное лекарство,  способное одинаково хорошо помогать любой экономике. В каждом конкретном случае только всесторонний анализ ситуации и возможных путей решения проблемы может служить основой для принятия правильных и эффективных решений.

Сложившаяся структура  распределения добавленной стоимости  в современной мировой экономике является основной предпосылкой развития следующего кризиса и перехода экономики из фазы роста в фазу спада и депрессии. Эффективное государственное регулирование, способное остановить этот процесс и сгладить будущую негативную динамику, должно проявляться на макроуровне и выражаться не в отдельных мерах стабилизации,  а в кардинальных институциональных преобразованиях существующей современной структуры экономики. В противном случае экономика трансформируется самостоятельно, с помощью будущего кризиса6.

На сегодняшний  день существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики,  в целом можно выделить два направления регулирования:  кейнсианство и неоконсерватизм,  резвившийся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения.

В зависимости  от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления  по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства.

Информация о работе Методы и формы антициклической политики