Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть содержание форм и методов антициклической политики государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие цикличности развития рыночной экономики
2. определить фазы и механизмы цикла
3. изучить основные концепции антициклического регулирования экономики.
Введение. 2
1. Теоретические аспекты проблемы антициклической политики государства. 3
1.1 Природа экономических циклов и необходимость государственного вмешательства 3
1.2 Концепции государственной антициклической политики. 9
2. Методы и формы антициклической политики. 18
2.1 Методы государственного регулирования циклического развития экономики. 18
2.2 Формы государственной антициклической политики. 22
2.3 Инструменты антициклической политики. 24
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Реализация государственной экономической политики осуществляется через методы регулирования, общая классификация которых представлена на рис. 1.
Методы государственного регулирования
к
Рис. 1. Методы государственного антициклического регулирования10.
К административным
методам регулирования
Запрещение
— это запрет какой-либо деятельности,
признание общественно вредным
само производство каких-либо товаров
и услуг либо его технологий. Например,
в целях обеспечения
Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.
Денежно-кредитная
политика представляет собой совокупность
мер в области денежного
• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты
к экономическим методам
По срокам государственного программирования различают:
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее
распространение
Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство.
Во всех промышленно развитых странах
существует более или менее значительный
по своим масштабам
Во всех промышленно
развитых странах становление и
развитие государственного сектора
происходило практически в
Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:
– регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;
– стимулирование спроса;
– регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости;
– воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
– поддержку устойчивого экономического роста;
– перераспределение доходов;
– стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы и некоторые другие цели12.
Указанные направления воздействия государства на экономику проводятся в рамках стабилизационной политики государства.
Применение того или иного метода или формы невозможно без разработки конкретных инструментов государственного воздействия на экономические процессы. Специфика и количество применяемых инструментов может быть разным и зависит от того, какая из теорий макроэкономического регулирования положена в основу государственной экономической политики рис. 2).
Инструменты государственного регулирования
Рис. 2. Инструменты государственного антициклического регулирования
Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика» имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.
Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.
Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:
Процесс финансового регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.
Основу финансовых
доходов составляют налоги. По экономическому
содержанию налоги - обязательные платежи
физических и юридических лиц, осуществляемые
без получения встречной
Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.
Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.
Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического регулирующего воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также умело разработанной системе соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.
В развитой рыночной экономике степень налоговой адаптационности составляет нередко 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений от налогов на 1,5%.
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.