Методы и формы антициклической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть содержание форм и методов антициклической политики государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие цикличности развития рыночной экономики
2. определить фазы и механизмы цикла
3. изучить основные концепции антициклического регулирования экономики.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты проблемы антициклической политики государства. 3
1.1 Природа экономических циклов и необходимость государственного вмешательства 3
1.2 Концепции государственной антициклической политики. 9
2. Методы и формы антициклической политики. 18
2.1 Методы государственного регулирования циклического развития экономики. 18
2.2 Формы государственной антициклической политики. 22
2.3 Инструменты антициклической политики. 24
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

Антициклическая политика.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы.

Особенностью  монетарных методов является то, что  с их помощью государство стремится  воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через  кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

Субъектами  данного механизма регулирования  выступают центральный банк и  деловые (коммерческие) банки.

В рамках монетарной политики центральный банк выполняет  две основные функции:

  • обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;
  • воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).

Основными инструментами  кредитно-денежной политики являются:

    • операции на открытом рынке
    • изменение резервной нормы
    • изменение учетной ставки

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности  совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:

    • покупка ценных бумаг
    • снижение резервной нормы
    • снижение учетной ставки

В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

Если же в  экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

    • продажа ценных бумаг
    • повышение резервной нормы
    • повышение учетной ставки

Такой набор  мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Применение  кредитно-денежной политики также имеет  определенные сложности и недостатки:

    • Ослабление контроля за предложением денег.
    • Циклическая ассиметрия.

Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых  экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.

Инвестиционный  эффект. Некоторые исследователи  высказывают сомнение в достаточности  объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.

Резюмируя обзор  монетарной политики, можно сделать  следующие выводы:

а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;

б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования

Таким образом, государство должно проводить в  целях сглаживания циклических  колебаний, в период спада политику активизации всех хозяйственных  процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи как бюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.

Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую  политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства  почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.

Недостатками  фискальной и монетарной политики является также то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый период времени, называемый лагом. Временной лаг возникает из-за того, что для проведения стабилизационной политики необходимо определить фазу цикла, что не всегда легко, принять (четко сформулировать и законодательно оформить) соответствующее решение и найти средства для проведения решения. Например, если государство решит снизить налоги, то в законодательном органе необходимо утвердить новые налоговые ставки и найти источник денежных средств, который компенсирует сокращение доходов государства, вызванных уменьшением налогов.

Существование лагов может привести к тому, что  проводимая государством стабилизационная политика только усилит колебания. Так, если правительство решит проводить сдерживающую политику, сократив госрасходы, повысив налоги или уменьшив денежную массу, то пока решение будет выполнено, экономическая ситуация может измениться и ограничительные меры наложатся на фазу спада, углубляя ее.

До сих пор  под стабилизационной политикой  предполагались активные меры государства, воздействующие на национальное производство, недостатками которых являлись временные  лаги. Пассивная экономическая политика лишена этих недостатков.

Под пассивной  политикой понимают наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Они  предполагают автоматическое изменение  какого-либо элемента при изменении  макроэкономической ситуации. К ним  относятся подоходный налог и налог на прибыль (в фазе подъема налоговые поступления увеличиваются, что сдерживает рост, в фазе спада — сокращаются); пособия по безработице и другие социальные выплаты (увеличиваются в фазе спада); субсидии отдельным отраслям экономики (также возрастают в фазе спада).

Осуществление антициклической политики должно учитывать  и тот факт, что спад неодинаково  влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного  пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых – важнейшая цель экономической политики.

Как подчеркивается в исследованиях А. Селезнева, несовпадение циклов – благо для общества, которое может в таких случаях  обновлять одно, пока еще эксплуатируется  другое, но готовить себя к третьему, поскольку не за горами четвертое -–и так далее. Во времена войн и других катастроф отдельным странам приходилось напрягать усилия, чтобы возвратиться к нормальному развитию. Причина одна – одновременное нарушение всех циклов, прерывание их естественного хода в одной «точке».

В трактовке  понятия «прерывания» есть определенная условность: речь идет о прерывании нормального хода процесса, об одновременной  существенной деформации каждого цикла. Поэтому необходимо и одновременное  вмешательство государства в процесс нормализации. Решение этой проблемы возможно только на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой могла бы стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности и резкого повышения роли образования. Осуществление такого вмешательства в условиях крайней ограниченности государственных финансов требует выбора «слабого звена» в экономике, инвестиции в которое должны обладать положительным мультипликационным эффектом. В этом плане современная антициклическая политика в России должна стимулировать новый этап модернизации. Модернизация – ввод усовершенствований, отвечающим современным требованиям.

При этом следует  учитывать, что современная модернизация совсем не предполагает имитацию технико-производственной структуры ведущих западных стран, а определяет необходимость создания особой социально-экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и формирование институтов роста.

В процессе институциональных  преобразований российской экономики  вполне возможно и даже закономерно  появление новых, более эффективных  инструментов государственного регулирования  экономических процессов (см. рис. 3).

 


 



 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 

Рис. 3. Инструменты государственного антициклического регулирования

Заключение.

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей —  национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику  на стадии спада и не давать ей «упасть» слишком глубоко.

Основными инструментами  стабилизационной программы являются:

    • денежно-кредитная (или монетарная)
    • и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Преобладание  в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической  политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации.

Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми  и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

Итак, объективная  реальность такова, что экономическая  политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

В то же время, повышение  значимости денежно-кредитных мер  не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.

Список использованной литературы.

1. Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Игнатов В.Г.  Экономическая теория: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.

3. Камаев В.Д.  и коллектив авторов. Учебник  по основам экономической теории. - М.: Владос. 2011.

4. Кондратьев  Н.Д. Основные проблемы экономической  статистики и динамики. М., 2010.

5. Кондратьев  Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 2010.

Информация о работе Методы и формы антициклической политики