Методы и формы антициклической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть содержание форм и методов антициклической политики государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие цикличности развития рыночной экономики
2. определить фазы и механизмы цикла
3. изучить основные концепции антициклического регулирования экономики.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты проблемы антициклической политики государства. 3
1.1 Природа экономических циклов и необходимость государственного вмешательства 3
1.2 Концепции государственной антициклической политики. 9
2. Методы и формы антициклической политики. 18
2.1 Методы государственного регулирования циклического развития экономики. 18
2.2 Формы государственной антициклической политики. 22
2.3 Инструменты антициклической политики. 24
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

Антициклическая политика.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной  (главным образом  это связано с увеличением  или уменьшением расходов государства)  и налоговой политике  (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Дж.Кейнс и  его последователи считали, что  государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя  экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризиса автор концепции рекомендует расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные расходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента («политика дешевых денег») и т.п7.

Ведущая роль государства  в выводе экономики из кризиса  определяется тем, что в краткосрочном  периоде стимулировать предложение  бессмысленно. Никто не будет наращивать производство при низком совокупном спросе.

Определив объем  государственного регулирования, Кейнс дал и ответ на вопрос, какими методами и как его регулировать.

Решающим компонентом  эффективного спроса Кейнс, как говорилось выше, считал инвестиции. Их стимулированию он уделял первостепенное внимание. В  его книге рекомендуется использовать в этих целях денежно-кредитную и бюджетную политику государства.

Во-первых, необходимо способствовать снижению ставок ссудного процента, обеспечив достаточное  количество денег путем отказа от широкой денежной эмиссии. Возможность  инфляционного роста цен Кейнса не пугала. Он считал, что инфляция, в особенности если она имеет контролируемый характер, меньшее зло, чем безработица.

Во-вторых, государство  должно за счет бюджетных средств  осуществлять капитальные вложения в развитие государственного сектора, организовывать общественные работы (строительство дорог, мостов, ремонт общественных зданий и т.п.), расширять программы помощи нуждающимся. Все это будет способствовать росту занятости, доходов и, в конечном счете, совокупного спроса. Теория Кейнса, таким образом, тесно связана с практикой, с постановкой задач государственной экономической политики и в этом смысле означала поворот к традициям немарксистской политической экономики.

Итак, решающей компонентой эффективного спроса Кейнс  считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его книге рекомендуются два основных метода увеличения инвестиций: денежно-кредитная и бюджетная политика.

Первый метод  заключается во всемерном понижении  ставки процента, чтобы уменьшить  нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделать их более привлекательными.

Идеи Кейнса получили развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости8.

Идеи Кейнса становятся почти самоочевидными в  отношении кризисных явлений  в экономике, но не для предствителей  неоклассической школы экономики. В 2009 году Роберт Лукас заявил: «Видимо, в условиях кризиса кейнсианцем становится каждый». Однако характер развития финансового кризиса 2008 года показывает трудности реализации кейнсианского подхода в условиях, когда процентная ставка изначально была невысока, а государственный долг близок или превышает сумму годового ВВП страны. Профессор РЭШ Константин Сонин в предисловии к русскому изданию книги Роберта Скидельски «Кейнс: Возвращение Мастера», говоря о последнем экономическом кризисе, пишет, что «у кейнсианских идей внушительная интеллектуальная оппозиция, и голоса оппонентов звучат сейчас не менее громко, чем голоса неокейнсианцев. Однако финансовый кризис развивался так стремительно, что дебаты приходится вести после того, как большинство стран выбрало первый ответ на кризис. И ответ был практически везде — решительно кейнсианским».

Посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли государства состоит в подчеркивании важности того факта, что - как было отмечено в рамках «гипотезы финансовой нестабильности» - кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного спроса как такового, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика как таковая, поддерживающая на должном уровне потоки прибыли промышленных компаний, но и деятельность Центрального банка как кредитора последней инстанции, поддерживающая финансовые поступления коммерческих банков. Отказ Центрального банка от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы (как это требуется монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы.

С посткейнсианской точки зрения (эту теорию разрабатывали  прежде всего Х. Ф. Мински и В. Чик), коммерческие банки, как и промышленные фирмы, стремятся к прибыли. Поэтому когда промышленный сектор предъявляет повышенный спрос на банковские ссуды, банки пытаются как можно более полно удовлетворить этот спрос. В том случае, если Центральный банк проводит жесткую денежную политику и пытается ограничить возможности коммерческих банков в области предоставления кредитов, последние пытаются уйти от таких ограничений посредством финансовых инноваций. Основными видами финансовых инноваций в экономике развитых стран за последнюю треть двадцатого века были следующие:

а) употребление стратегии управляемых пассивов, при которой пассивы формируются (и тем самым, увеличиваются) самими банками путем займов на межбанковском  рынке вкладов (тогда как обычно банковские пассивы создаются независимо от банков действиями вкладчиков);

б) секьюритизация, представляющая собой конвертацию  выданных банковских ссуд в ценные бумаги, что позволяет банками  продать последние за деньги и  выдать новые кредиты;

в) кредитные  линии между финансовыми учреждениями, являющиеся обязательством одного учреждения выдать кредит другому учреждению по первому требованию9.

Все это позволяет  избавляться коммерческим банкам от ограничений Центрального банка  и создавать деньги путем выдачи новых ссуд даже при отсутствии избыточных резервов (отсутствии, порожденным жесткой денежной политикой Центрального банка).

Повышению степени эндогенности денежной массы способствует также  политика Центрального банка как  кредитора последней инстанции. Такая политика состоит в том, что Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказавшимся под угрозой банкротства вследствие своей неплатежеспособности.

Эндогенность денежной массы  играет большую роль не только потому, что резко снижает эффективность  денежной политики, но и потому, что увеличивает возможности промышленного сектора в долговом финансировании своих инвестиций. Это означает увеличение потенциальной амплитуды деловых циклов в экономике с эндогенными деньгами. Данное обстоятельство было учтено в одной из наиболее известных посткейнсианских теорий экономической динамики - «гипотезе финансовой нестабильности».

Суть этой концепции, разработанной  Х.Ф. Мински, состоит в том, что  «капиталистическая экономика порождает  финансовую структуру, которая подвержена финансовым кризисам». По мнению Х.Ф.Мински, экономическая динамика во многом определяется тем, как предпринимательский сектор финансирует свои инвестиции. Мински выделяет три типа финансирования: обеспеченное финансирование, спекулятивное финансирование и «Понци-финансирование». При обеспеченном финансировании текущие денежные поступления достаточны для регулярного погашения суммы долга и процентов по нему. При спекулятивном финансировании этих поступлений хватает только на уплату процентов, но их недостаточно для амортизации долга (то есть выплаты части основной суммы задолженности). Таким образом, для погашения своего долга предпринимательский сектор вынужден брать новые кредиты. Спекулятивное финансирование неизбежно, когда долгосрочные инвестиционные проекты финансируются за счет краткосрочных кредитов. Понци-финансирование состоит в том, что текущие денежные поступления не могут обеспечить даже выплату процентов. Это означает, что для периодического погашения кредитов предпринимательский сектор вынужден увеличивать свою задолженность.

В начале повышательной фазы делового цикла в экономике преобладает  обеспеченное финансирование. С дальнейшим оживлением деловой активности повышается степень уверенности у хозяйствующих  субъектов, а также происходит уменьшение риска заемщика (нежелание фирмы брать в долги из-за опасения оказаться финансово несостоятельной) и риска заимодавца (нежелание банка давать в долг из-за опасения, что заемщик окажется не в состоянии его погасить). В результате фирмы переходят на спекулятивное финансирование. Здесь нужно учесть, что рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в Понци-финансирование. Все это увеличивает экономическую нестабильность и создает практически неотвратимую угрозу массовых банкротств, вызванных невозможностью погашения долгов, и экономического кризиса. Дело в том, что рано или поздно фирмы, применяющие Понци-финансирование, окажутся не в состоянии получить новые кредиты для погашения прежних долговых обязательств либо из-за падения степени уверенности банкиров, либо из-за общей нехватки финансовых ресурсов (денег и их заменителей) в экономике. Фирмы в подобных ситуациях очень часто прибегают к реализации своих капитальных активов, что приводит к падению цены (спроса) на капитальные блага, объема инвестиций и к экономическому краху.

Таким образом, периодические экономические кризисы  вызываются не только неблагоприятными изменениями степени уверенности  хозяйствующих субъектов, но систематически возникающей неспособностью предпринимательского сектора к погашению своих долгов финансовому сектору. Таково резюме гипотезы финансовой нестабильности. Смягчению кризисов может способствовать правительство посредством проведения экспансионистской (стимулирующей) политики в фазе спада. Дело в том, что с помощью этой политики оно может косвенным образом вызвать увеличение денежных поступлений у должников, являющихся потенциальными банкротами. Тем самым правительство трансформирует «долговую дефляцию» в стагфляцию. По мнению Х.Ф.Мински, вторая из этих проблем гораздо менее серьезна, чем первая, поскольку «долговая дефляция» часто означает глубокий и длительный спад.

Антициклическая политика, принятая на вооружение правительствами, имела большие преимущества. Благодаря  ей последние располагали широким  набором действенных инструментов, способных избежать депрессий. Профсоюзы и хозяева предприятий преследовали, непременно, собственные цели. Однако каждая из этих групп воспринимала точку зрения другой сообразно вопросам конъюнктурного и структурного порядка. Так, профсоюзы поддерживали антициклическую бюджетную политику государства, беспричинно вдруг она сдерживала безработицу.

Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют  большое внимание проблеме денег  и кредита. В основном это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования  экономики в целом и в области  сглаживания циклических колебаний. Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта,  что,  во-первых,  государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того,  какова должна быть в целом линия поведения государства,  направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства.

Что же происходит в обратном случае,  то есть в период подъема  экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования.  Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности,  а значит,  и спроса,  что ведет,  в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период  «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

2. Методы и формы антициклической  политики.

2.1 Методы государственного регулирования циклического развития экономики.

Направления государственного антициклического регулирования экономики  являются составляющими государственной  экономической политики. Под государственной  экономической политикой будем  понимать целенаправленную систему мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ.

Информация о работе Методы и формы антициклической политики