Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.

Файлы: 1 файл

Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экон.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)


 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Сидоров Анатолий Анатольевич

 

 

 

 

методы интегральной оценки, анализа 

и мониторинга социально-экономического развития

муниципальных образований

 

 

Специальность 08.00.05 –  Экономика и управление народным хозяйством:

муниципальная экономика и управление местным развитием

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2009 
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники»

 

Научный руководитель –

доктор технических  наук, доцент

Силич Мария Петровна (Россия)

Официальные оппоненты –

доктор экономических  наук, профессор

Сапожников Алексей  Анатольевич (Россия),

заведующий кафедрой «Государственное  
и муниципальное управление» ГОУ ВПО  
«Братский государственный университет»

 

кандидат экономических  наук, доцент

Гасанов Магеррам Али-оглы (Россия),

доцент кафедры экономики  ГОУ ВПО  
«Томский политехнический университет»

   

Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Кузбасский  государственный технический университет»


Защита состоится «24»  декабря 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ.502.012.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» по адресу: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, конференц-зал.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке Сибирской академии государственной  службы по адресу: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6 (читальный зал). С авторефератом можно ознакомиться на электронном портале Сибирской академии государственной службы в сети ИНТЕРНЕТ: www.sapanet.ru.

 

Автореферат разослан «23» ноября 2009 г.

Отзыв на автореферат, заверенный печатью, просим направлять по адресу: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, Сибирская академия государственной службы, ученому секретарю диссертационного совета ДМ.502.012.01 и по факсу: (383)-218-07-59.

 

Ученый секретарь


диссертационного совета ДМ.502.012.01,

доктор экономических  наук, доцент     О.В. Симагина

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.

Во-первых, применяемые методики, как  правило, учитывают либо статику, либо динамику социально-экономической ситуации в МО, что приводит к утрате значительного по объему и содержанию массива информации. Кроме того, «жесткая» и не всегда логически обоснованная система оценки, заложенная в ряде методик, не позволяет адаптировать ее к различным условиям. Как следствие, возникает некорректное отражение факторов, оказывающих влияние на экономику и социальную сферу МО.

Во-вторых, существующие инструменты  диагностики практически не содержат указаний на способы толкования получаемых результатов оценки. Анализ чаще всего сводится к формированию рейтинга МО. Таким образом, подчас непростые расчеты не оправдываются качеством и ценностью конечного результата.

В-третьих, в большинстве внедренных в управленческую практику методик оценки не учитывается субъективная составляющая, происходящая от восприятия социально-экономического развития населением МО. В результате этого, органы власти и управления, по сути, не учитывают общественное мнение, которое вполне может расходиться с их пониманием проблем и направлений социально-экономического развития территории.

Задача оценки и анализа социально-экономического развития МО не исчерпывается решением вопросов методического обеспечения. Какой бы «хорошей» не была применяемая методика, она не сможет ответить на максимально возможный круг вопросов без должного инфраструктурного обеспечения. С развитием современных информационных технологий решение этой задачи видится вполне реалистичным через формирование автоматизированной системы мониторинга социально-экономического развития МО.

Разрешение вышеназванных проблем  комплексной оценки и анализа  социально-экономического развития способно привести к вскрытию истинных причин сложившейся на территории МО ситуации, а уже через механизм разработанных на основе применяемого методического аппарата более обоснованных управленческих решений – к концентрации и мобилизации ограниченных ресурсов. Тем самым повышаются возможности форсированного продвижения по пути достижения конечной социальной цели функционирования любых властно-управленческих структур – роста уровня и качества жизни населения.

Состояние и  степень изученности проблемы. Изучению вопросов, связанных с социально-экономическим развитием территорий, посвящено немало работ ведущих отечественных исследователей. Значительный вклад в обозначенную проблематику внесли представители различных отраслей науки: А.Г. Воронин, М.А. Гасанов, А.Г. Гранберг, В.Б. Зотов, Д.С. Львов, Т.Г. Морозова, А.С. Новоселов, П.А. Ореховский, В.Г. Садков, Э.А. Уткин, А.Н. Широков и др. Собственно вопросам оценки и анализа социально-экономического развития МО посвящены работы Р.В. Бабуна, Г.Ю. Ветрова, С.В. Вобленко, Ю.С. Зайцевой, И.А. Кокина, Г.П. Литвинцевой, Ю.И. Молоткова, В.Е. Рохчина, А.А. Сапожникова, С.Н. Юрковой. Тематика социально-экономического мониторинга в контексте информационно-аналитического обеспечения системы управления нашла свое отражение в работах таких исследователей как С. Быстрицкий, Г.Б. Клейнер, А.Е. Когут, В.Н. Лексин, О.В. Логиновский, А.С. Ревайкин, Н.М. Рязанов, В.Е. Селиверстов, Е. Телушкина, А.Ю. Шевяков.

Значительный вклад  в развитие научно-образовательного пространства и популяризацию сферы муниципального управления внесен Институтом экономики города (г. Москва), Институтом муниципального управления (г. Обнинск) и Российским научным центром государственного и муниципального управления (г. Москва). Ряд информационно-технологических решений в рассматриваемой сфере предложен компаниями КУРС, ПРОГНОЗ, ЗАО ОВИОНТ, НПО КРИСТА.

В то же время, несмотря на обилие исследований в рассматриваемой  области, отсутствует системное и комплексное рассмотрение вопросов методического обеспечения интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития МО.

Область исследования диссертационной работы соответствует указанным в Паспорте специализации «Муниципальная экономика и управление местным развитием» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономические науки) п. 2 «Мониторинг социально-экономического положения МО» и п. 3 «Методика исследования процессов развития на муниципальном уровне».

Цель исследования – разработка методов интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития МО, способствующих повышению обоснованности принимаемых на их основе управленческих решений.

Для достижения цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:

1) исследовать и уточнить  аспекты социально-экономическое развития, значимые для проведения его интегральной оценки;

2) провести сравнительный  анализ существующих методик  оценки социально-экономического развития МО и предложить принципы и структуру формирования обобщенного показателя;

3) разработать методическое обеспечение интегральной оценки социально-экономического развития МО;

4) предложить методические  приемы комплексного анализа  социально-экономического развития МО;

5) разработать технологию  мониторинга социально-экономического  развития МО и систему ее обеспечения;

6) провести апробацию  разработанных методов оценки  и анализа социально-экономического развития на примере МО конкретного региона.

Объект исследования – социально-экономическое развитие МО.

Предметом исследования являются методические аспекты оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития МО, рассматриваемые в контексте информационно-аналитического сопровождения подготовки и принятия управленческих решений.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили отдельные положения работ ведущих отечественных специалистов в области экономики, управления, социологии. Широкое отражение в диссертационной работе нашли законодательные и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, раскрывающие различные аспекты социально-экономического развития МО. Информационной базой являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы, опубликованные в периодической печати, учебной и научной литературе, сети Интернет. Методологическую основу работы образуют общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный вывод, сравнение, абстрагирование), системный подход, методы теории принятия решений, нечетких множеств, инженерии знаний.

Научная новизна диссертационного исследования, выносимая на защиту, заключается в следующем:

  1. Предложены основополагающие для формирования обобщенной оценки социально-экономического развития МО принципы иерархичности, модульности и вариативности. На их основе разработана, отличающаяся от существующих, гибкая структура интегрального показателя, включающая на верхнем уровне декомпозиции оценку экономического, социального и инфраструктурного развития.
  2. Разработан метод интегральной оценки социально-экономического развития МО, основанный на аппарате функциональных сетей и включающий статическую и динамическую модели.
  3. Предложены приемы комплексной информационно-аналитической обработки результатов интегральной оценки, основанные на методах «нечеткой типологизации» и позиционирования МО в «пространстве состояний». Рекомендовано их применение с использованием способов интерпретации результатов интегральной оценки на основе экспертных заключений для определения стратегии социально-экономического развития МО.
  4. Предложен структурно-функциональный подход к разработке системы мониторинга социально-экономического развития МО, в процедурном отношении опирающийся на содержательную модель жизненного цикла переработки информации.

Теоретическая и практическая значимость результатов. В теоретическом отношении важность работы заключается в совершенствовании методологических основ оценки социально-экономического развития МО за счет повышения ее адекватности.

Результаты работы ориентированы  на органы государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления, а также могут быть использованы в качестве методологической основы интегральной оценки в сфере корпоративного менеджмента. Особый практический интерес представляют следующие элементы диссертационного исследования:

  • оригинальное методическое обеспечение интегральной оценки и анализа социально-экономического развития МО;
  • концепция системы мониторинга и ее организационно-правовое и технологическое решение на базе геоинформационных технологий с web-ориентированным доступом.

Предложения ориентированы на оценку и анализ социально-экономического развития МО со статусом муниципального района, но могут быть использованы с определенными коррективами для городских округов, сельских и городских поселений.

Отдельные положения  работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании широкого круга дисциплин по специальности «Государственное и муниципальное управление» («Муниципальное управление», «Региональная экономика и управление», «Разработка управленческого решения» и др.) и иных направлений подготовки экономико-управленческого блока.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и противоречия современного развития экономики и управления» (г. Томск, 2004 г.), Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР» (Томск, 2006 г., 2008 г.), II Всероссийской научной конференции «Информационные технологии в науке, образовании и экономике» (Якутск, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы» (г. Новосибирск, 2007 г.), Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе» (Томск, 2005 г., 2006 г., 2008 г.).

Отдельные положения  диссертационной работы использовались при выполнении фундаментальных исследований в проекте «Геоинформационные технологии мониторинга и оценки социально-экономического развития МО Томской области», ставшем победителем совместного конкурса Администрации Томской области и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ 09-07-99012-р_офи) (справка от 14.04.2009).

Информация о работе Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований