Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка
Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.
Методические разработки, представленные в настоящем диссертационном исследовании, использовались при оценке социально-экономического развития муниципальных районов в Департаменте по работе с МО Администрации Томской области (справка от 12.11.2009 № 06-15714), а также некоторых сельских поселений (акт от 02.10.2009) Томской области.
Некоторые положения, рассмотренные
в диссертационном
Теоретические и методические положения диссертационного исследования использовались автором при преподавании дисциплин «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Демография», «Территориальная организация населения», а также в рамках дипломного проектирования при подготовке студентов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (акт от 17.09.2008) и Филиале ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Томске (акт от 12.02.2009).
Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 13 научных работ общим объемом 3,74 п.л. (авторских 3,08 п.л.), в том числе 1 работа в издании, включенном в перечень рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, включающего 159 наименований, 4 приложений, содержит 35 рисунков и 23 таблицы. Основное содержание работы отражено в следующей структуре:
Введение
1 Измерение социально-экономичес
1.1 Теоретические основы
оценки социально-
1.2 Методические подходы к
оценке социально-
1.3 Анализ методик комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований
2 Методы интегральной
оценки и анализа социально-
2.1 Принципы и структура оценки социально-экономического развития муниципальных образований
2.2 Интегральная оценка социально-экономического развития муниципальных образований
2.3 Методические приемы
3 Система мониторинга
социально-экономического
3.1 Мониторинг в управлении: понятие и принципы
3.2 Технология мониторинга
3.3 Обеспечение системы
3.4 Апробация методов оценки и анализа социально-экономического развития на базе муниципальных районов Томской области
Заключение
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточнены
аспекты социально-
Вопросы сущностных аспектов социально-экономического развития МО затрагиваются во многих работах. В большинстве из них оно раскрывается через изменения в различных сферах жизни МО, имеющие чаще всего положительные последствия. Составные части рассматриваемой категории – экономический рост и качество жизни населения – являются тесным образом взаимоувязанными элементами. В частности, социальные проблемы можно решить только при наличии экономического роста. При этом без решения социальных проблем долгосрочный экономический рост невозможен. Таким образом, на первый взгляд разновекторные приоритеты – повышение эффективности генерирующего сектора и обеспечение достойного потребительского уровня – выступают в качестве единого стратегического ориентира изменений на территории МО.
Также следует констатировать,
что социально-экономическое
Анализ показал, что широкий класс способов оценки социально-экономического развития МО составляют методики, основанные на исчислении интегрального показателя. Необходимость проведения интегральной оценки социально-экономического развития обусловлена несколькими обстоятельствами:
1) Социально-экономическое
развитие является сложной
2) Интегральный показатель
социально-экономического
Таким образом, к важнейшим аспектам социально-экономического развития МО, значимым для проведения интегральной оценки относятся следующие:
2. Предложены основополагающие для формирования обобщенной оценки социально-экономического развития МО принципы иерархичности, модульности и вариативности. На их основе разработана, отличающаяся от существующих, гибкая структура интегрального показателя, включающая на верхнем уровне декомпозиции оценку экономического, социального и инфраструктурного развития.
В результате исследования установлено, что для комплексной оценки социально-экономического развития МО требуется методика, учитывающая уровень территориальной иерархии. Адаптация методик оценки более крупных территориальных социально-экономических систем не позволяет в полной мере описать специфику местных сообществ в силу меньшей инерционности последних.
В ходе анализа, результаты которого представлены в табл. 1, были выделены основные принципы и проблемы построения интегральных оценок социально-экономического развития МО.
Оценка социально-
Таблица 1 – Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития МО
№ пп |
Критерий |
Методики, применяемые в субъектах Российской Федерации |
Авторские методики | |||||||||||||||||||
Чувашия |
Башкортостан |
Воронежская обл. |
Кировская обл. |
Ленинградская обл. |
Нижегородская обл. |
Свердловская обл. |
Тамбовская обл. |
Томская обл. |
Астраханская обл. |
Калужская обл. |
Камчатский кр. |
Пермский кр. |
Тыва |
Челябинская обл. |
Методика Н.А. Виноградовой |
Методика А.Н. Герасимова |
Методика А.А. Домашенко |
Методика Н.Е. Жигаловой |
Методика РНЦГМУ |
Методика И.И. Токаренко | ||
1 |
Структурированность интегрального показателя |
– |
– |
3 |
3/– |
3 |
3 |
8 |
– |
– |
2 |
– |
3 |
4 |
– |
– |
3 |
12 |
– |
– |
3 |
– |
2 |
Способ формирования интегрального показателя |
А |
А |
СрА |
А |
А |
А |
МР |
СрА |
А СрА |
СБ |
А |
А |
СрА |
СрА |
СБ |
М А |
А |
А |
К |
М А |
СрА |
3 |
Способ нормирования показателей |
Р |
Р |
Р |
Ср/П |
П |
Ср |
Р |
ЛМ |
Р |
Б |
Б |
Ср или Э |
Р |
Р |
Р |
н/о |
Ср |
Э |
Э |
ЛМ |
П |
4 |
Ориентированность на измерение текущего состояния или динамики социально-экономического развития |
С Д |
Д |
С |
С/Д |
Д |
С Д |
С |
С |
С |
С Д |
С |
С Д |
С Д |
С Д |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Д |
5 |
Вид данных, используемых в рамках вычисления оценки |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О Э |
О |
О |
О |
О |
О |
О С |
О |
О |
О |
О С |
О |
6 |
Интерпретация получаемых оценок |
Р |
Р |
– |
Р Г |
– |
Р Г |
Р |
Г |
– |
Р |
Р |
Р |
Р Г |
Р |
Р |
– |
– |
Г |
Г |
– |
– |
7 |
Количество показателей |
13 (17) |
9 |
15 |
16/ 10 |
38 |
21 |
> 33 |
14 |
21 |
≈50 |
>30 |
47 |
≈50 |
33 |
32 |
н/о |
н/о |
19 |
н/о |
н/о |
9 |
8 |
Объекты оценки |
СП ГП |
МР ГО |
МР ГО |
МР ГО |
н/о |
МР ГО |
н/о |
МР ГО |
МР ГО |
МР ГО СП ГП |
н/о |
МР ГО |
МР ГО |
н/о |
МР ГО |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
9 |
Учет дифференциации объектов оценки |
Ч |
Т |
– |
– |
– |
Х |
– |
К |
К |
Т Ч |
Х |
– |
– |
– |
Ж |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
н/о |
1. Структурированность
интегрального показателя –
В авторском представлении разделение интегрального показателя социально-экономического развития предлагается производить в соответствии с ключевыми элементами МО как системы, в качестве которых выступают подсистемы производства, потребления и обслуживания. Первой из них в структуре оценки социально-экономического развития МО соответствует оценка экономического развития, второй – социального, третьей – инфраструктурного.
Оценка по каждому направлению складывается из оценок по поднаправлениям, которые формируются на основе агрегации компонентных интегральных оценок (рис. 1). В основе декомпозиции лежит принцип агломерации сходных по своим функциям элементов социо-экономического пространства МО. Выделение экономического и социального направлений в структуре интегральной оценки социально-экономического развития является традиционным в задачах данного класса. Обособление же в самостоятельное направление оценки инфраструктурного развития обусловлено специфической ролью соответствующих объектов в рамках социально-экономического развития МО, оказывающих одновременное влияние на производственный сектор и население в социальном его контексте.