Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.

Файлы: 1 файл

Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экон.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)

Методические разработки, представленные в настоящем диссертационном исследовании, использовались при оценке социально-экономического развития муниципальных районов в Департаменте по работе с МО Администрации Томской области (справка от 12.11.2009 № 06-15714), а также некоторых сельских поселений (акт от 02.10.2009) Томской области.

Некоторые положения, рассмотренные  в диссертационном исследовании, нашли отражение в госбюджетных научно-исследовательских работах, проводимых Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники по теме «Развитие теории и методов объектно-ориентированного моделирования и пространственно-временного анализа бизнес-процессов в территориально-распределенных системах» (номер гос. регистрации 01.2004.11196).

Теоретические и методические положения диссертационного исследования использовались автором при преподавании дисциплин «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Демография», «Территориальная организация населения», а также в рамках дипломного проектирования при подготовке студентов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (акт от 17.09.2008) и Филиале ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Томске (акт от 12.02.2009).

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 13 научных работ общим объемом 3,74 п.л. (авторских 3,08 п.л.), в том числе 1 работа в издании, включенном в перечень рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, включающего 159 наименований, 4 приложений, содержит 35 рисунков и 23 таблицы. Основное содержание работы отражено в следующей структуре:

Введение

1  Измерение социально-экономического развития муниципальных образований

1.1  Теоретические основы  оценки социально-экономического  развития муниципальных образований

1.2  Методические подходы к  оценке социально-экономического  развития 

1.3  Анализ методик комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований

2  Методы интегральной  оценки и анализа социально-экономического  развития муниципальных образований

2.1  Принципы и структура оценки социально-экономического развития муниципальных образований

2.2  Интегральная оценка социально-экономического развития муниципальных образований

2.3  Методические приемы комплексного  анализа социально-экономического  развития муниципальных образований

3 Система мониторинга  социально-экономического развития  муниципальных образований

3.1  Мониторинг в  управлении: понятие и принципы

3.2 Технология мониторинга социально-экономического  развития муниципальных образований

3.3 Обеспечение системы мониторинга  социально-экономического развития  муниципальных образований

3.4 Апробация методов оценки и анализа социально-экономического развития на базе муниципальных районов Томской области

Заключение

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ДИССЕРТАЦИОННОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ  НА ЗАЩИТУ

 

1. Уточнены  аспекты социально-экономического  развития МО, значимые для проведения его интегральной оценки.

Вопросы сущностных аспектов социально-экономического развития МО затрагиваются во многих работах. В большинстве из них оно раскрывается через изменения в различных сферах жизни МО, имеющие чаще всего положительные последствия. Составные части рассматриваемой категории – экономический рост и качество жизни населения – являются тесным образом взаимоувязанными элементами. В частности, социальные проблемы можно решить только при наличии экономического роста. При этом без решения социальных проблем долгосрочный экономический рост невозможен. Таким образом, на первый взгляд разновекторные приоритеты – повышение эффективности генерирующего сектора и обеспечение достойного потребительского уровня – выступают в качестве единого стратегического ориентира изменений на территории МО.

Также следует констатировать, что социально-экономическое развитие МО представляет управляемый процесс, проистекающий при воздействии  различных субъектов, как на территории, так и за ее пределами. При этом в рамках эффективного решения различных задач в местной экономике и социальной сфере органам местного самоуправления необходимо производить оценку социально-экономического развития. Кроме того, выстраивание грамотной политики поддержки МО органами государственной власти субъектов РФ возможно лишь при наличии адекватного инструмента, позволяющего выявлять динамично развивающиеся и стагнирующие территории.

Анализ показал, что широкий класс способов оценки социально-экономического развития МО составляют методики, основанные на исчислении интегрального показателя. Необходимость проведения интегральной оценки социально-экономического развития обусловлена несколькими обстоятельствами:

1) Социально-экономическое  развитие является сложной категорией, учитывающей множество количественных и качественных изменений, происходящих во всех сферах МО. В связи с этим необходимо иметь инструмент, позволяющий отразить подобное синтетическое свойство этого объекта.

2) Интегральный показатель  социально-экономического развития позволяет сравнивать различные МО по множеству критериев в случае, когда отсутствует возможность определения превосходства одного МО над другим по набору частных показателей, и, как следствие, на основе полученной обобщенной меры решать конкретные управленческие задачи:

  • диагностировать уровень социально-экономического развития МО;
  • определять примеры лучшей «муниципальной практики» по вопросам комплексного социально-экономического развития МО;
  • стимулировать социально-экономическое развитие МО, в том числе и через механизмы бюджетирования, ориентированного на результат;
  • позиционировать МО с целью разработки и реализации дифференцированной политики поддержки развития территорий.

Таким образом, к важнейшим  аспектам социально-экономического развития МО, значимым для проведения интегральной оценки относятся следующие:

  1. целенаправленный характер рассматриваемого процесса, реализуемый через систему управляющих воздействий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. ориентация социально-экономического развития на позитивные количественные и качественные изменения во всех сферах его жизнедеятельности;
  3. агрегированный характер рассмотрения показателей, описывающих социально-экономическое развитие.

2. Предложены основополагающие для формирования обобщенной оценки социально-экономического развития МО принципы иерархичности, модульности и вариативности. На их основе разработана, отличающаяся от существующих, гибкая структура интегрального показателя, включающая на верхнем уровне декомпозиции оценку экономического, социального и инфраструктурного развития.

В результате исследования установлено, что для комплексной оценки социально-экономического развития МО требуется методика, учитывающая уровень территориальной иерархии. Адаптация методик оценки более крупных территориальных социально-экономических систем не позволяет в полной мере описать специфику местных сообществ в силу меньшей инерционности последних.

В ходе анализа, результаты которого представлены в табл. 1, были выделены основные принципы и проблемы построения интегральных оценок социально-экономического развития МО.

Оценка социально-экономического развития МО в части построения интегрального показателя формируется с учетом ряда принципов. В работе разработанный современной наукой перечень расширяется следующими принципами:

  • иерархичность оценки проявляется в определенной упорядоченности и соподчиненности используемых показателей социально-экономического развития – от базовых до интегральных;
  • модульность оценки предполагает такую агрегацию базовых показателей, характеризующих социально-экономическое развитие, при которой отдельные компоненты, получаемые на том или ином уровне иерархии, могут иметь самостоятельное значение;
  • вариативность оценки социально-экономического развития: в зависимости от применяемой модели декомпозиции социально-экономической сферы МО отдельные компоненты оценки могут быть сгруппированы сообразно целям ее построения.
  • статико-динамичный характер оценки социально-экономического развития, выражающийся в раздельном учете, как сложившихся на определенный момент развития характеристик, так и тенденций социально-экономического развития МО, описывающих динамику процесса.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития МО

№ пп

Критерий

Методики, применяемые  в субъектах Российской Федерации

Авторские методики

Чувашия

Башкортостан

Воронежская обл.

Кировская обл.

Ленинградская обл.

Нижегородская обл.

Свердловская  обл.

Тамбовская обл.

Томская обл.

Астраханская  обл.

Калужская обл.

Камчатский кр.

Пермский кр.

Тыва

Челябинская обл.

Методика 

Н.А. Виноградовой

Методика 

А.Н. Герасимова

Методика 

А.А. Домашенко

Методика 

Н.Е. Жигаловой

Методика РНЦГМУ

Методика

 И.И. Токаренко

1

Структурированность интегрального показателя

3

3/–

3

3

8

2

3

4

3

12

3

2

Способ формирования интегрального показателя

А

А

СрА

А

А

А

МР

СрА

А

СрА

СБ

А

А

СрА

СрА

СБ

М

А

А

А

К

М

А

СрА

3

Способ нормирования показателей

Р

Р

Р

Ср/П

П

Ср

Р

ЛМ

Р

Б

Б

Ср или Э

Р

Р

Р

н/о

Ср

Э

Э

ЛМ

П

4

Ориентированность на измерение текущего состояния или динамики социально-экономического  развития

С

Д

Д

С

С/Д

Д

С

Д

С

С

С

С

Д

С

С

Д

С

Д

С

Д

С

С

С

С

С

С

Д

5

Вид данных, используемых в рамках вычисления оценки

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Э

О

О

О

О

О

О

С

О

О

О

О

С

О

6

Интерпретация получаемых оценок

Р

Р

Р

Г

Р

Г

Р

Г

Р

Р

Р

Р

Г

Р

Р

Г

Г

7

Количество показателей

13 (17)

9

15

16/

10

38

21

> 33

14

21

≈50

>30

47

≈50

33

32

н/о

н/о

19

н/о

н/о

9

8

Объекты оценки

СП

ГП

МР

ГО

МР

ГО

МР

ГО

н/о

МР

ГО

н/о

МР

ГО

МР

ГО

МР

ГО

СП

ГП

н/о

МР

ГО

МР

ГО

н/о

МР

ГО

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

9

Учет дифференциации объектов оценки

Ч

Т

Х

К

К

Т Ч

Х

Ж

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о


1. Структурированность  интегрального показателя – наличие  направлений оценки и их количество; 2. Способ формирования интегрального  показателя (А – аддитивная свертка;  М – мультипликативная свертка;  К – извлечение корня; МР  – многоуровневое ранжирование (суммирование рангов); СрА – среднее арифметическое; СБ – суммирование баллов); 3. Способ нормирования показателей (ЛМ – линейное масштабирование; П – соотнесение со значением в предыдущий (базовый) период; Р – ранжирование; Ср – соотнесение со среднерегиональным значением; Э – соотнесение с эталонным (нормативным) значением; Б – выставление баллов; н/о – не определено); 4. Ориентированность на измерение текущего состояния или динамики социально-экономического развития (Д – оценка динамики; С – оценка статики (текущего состояния)); 5. Вид данных используемых в рамках вычисления оценки (О – объективные (статистические) данные; С – субъективные (социологические) данные, Э – экспертные данные); 6. Интерпретация получаемых оценок (Г – группировка (классификация) муниципальных образований; Р – ранжирование); 7. Количество используемых показателей (н/о – не определено); 8. Объекты оценки (МР – муниципальный район; ГО – городской округ; СП – сельское поселение; ГП – городское поселение, н/о – не определено); 9. Учет дифференциации объектов оценки (Ч – по численности населения муниципальных образований; Т – по типу муниципальных образований; Х – по хозяйственному профилю муниципальных образований; К – через коэффициент уровня покупательской способности; Ж – «жесткое» определение состава групп)

 

В авторском представлении  разделение интегрального показателя социально-экономического развития предлагается производить в соответствии с ключевыми элементами МО как системы, в качестве которых выступают подсистемы производства, потребления и обслуживания. Первой из них в структуре оценки социально-экономического развития МО соответствует оценка экономического развития, второй – социального, третьей – инфраструктурного.

Оценка по каждому  направлению складывается из оценок по поднаправлениям, которые формируются на основе агрегации компонентных интегральных оценок (рис. 1). В основе декомпозиции лежит принцип агломерации сходных по своим функциям элементов социо-экономического пространства МО. Выделение экономического и социального направлений в структуре интегральной оценки социально-экономического развития является традиционным в задачах данного класса. Обособление же в самостоятельное направление оценки инфраструктурного развития обусловлено специфической ролью соответствующих объектов в рамках социально-экономического развития МО, оказывающих одновременное влияние на производственный сектор и население в социальном его контексте.

Информация о работе Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований