Сформирована функциональная модель
(технология) мониторинга социально-экономического
развития МО, первый уровень декомпозиции которой включает
следующие этапы мониторинговой деятельности: сбор, обработку, отображение, обеспечение хранения
и распространение мониторируемой информации. Каждый из этапов разворачивается
в детализированную систему процедур
и действий рассматриваемого процесса.
Предложен комбинаторный метод
разработки нормативных требований
к организации системы мониторинга
социально-экономического развития МО.
Пусть P={pi}, Z={zj} – множества мониторинговых
процедур (сбор, обработка, отображение,
хранение, распространение) и обеспечивающих
частей системы мониторинга (программно-технические
средства, методический инструментарий,
организационный регламент, субъект деятельности,
мониторируемые показатели). Последовательно
соотнося элементы P и Z, получаем детализацию
рассматриваемых множеств системы мониторинга.
С каждой их таких комбинаций {pizj} можно
сопоставить требования. В качестве иллюстрации
можно привести следующие примеры синтеза
требований:
-
– инструкции по технологии взаимодействия носителей мониторинговых функций (заказчиков с одной стороны, регистраторов, интервьюеров и т.п. – с другой, носителей информации – с третьей) на этапе сбора информации при проведении мониторинга социально-экономического развития МО;
-
– требования к адекватности применяемых методик оценки, анализа и прогноза социально-экономического развития МО;
-
– квалификационные и профессиональные требования к сотрудникам, осуществляющим оценку, анализ и прогноз социально-экономического развития МО;
-
– требования к возможностям программного обеспечения по визуализации результатов мониторинга социально-экономического развития МО.
Предложены три базовых
модели организации системы мониторинга социально-экономического развития
МО: «региональная»; «муниципальная»;
«аутсорсинговая». Концептуальным их
различием является положение центрального
ядра системы мониторинга – организационной
единицы, концентрирующей в себе различные
информационные потоки.
В «региональной» модели таким центром
является уполномоченное структурное
подразделение или орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
в который поступает информация от территориальных
органов федеральных структур, структурных
единиц региональной администрации и
органов местного самоуправления.
Ведущая позиция в
«муниципальной» модели отводится
органам местного самоуправления. Координирующую
роль предлагается возложить на совет
МО субъекта РФ.
«Аутсорсинговая» модель
предусматривает передачу большей части функций по проведению
мониторинга социально-экономического
развития МО внешним по отношению к органам
власти и управления структурам в лице
компаний, специализирующихся на информационном
обслуживании. Органы государственной
власти субъекта РФ и органы местного
самоуправления выступают в качестве
заказчиков услуг и потребителей информационного
продукта.
С практической точки зрения видится вполне
логичным следующий трансформационный
переход: «региональная» модель
– «муниципальная» модель – «аутсорсинговая»
модель».
Предлагается каркас
системы нормативных правовых актов,
регулирующих вопросы формирования, функционирования
и обслуживания системы мониторинга социально-экономического
развития МО. Суть авторских рекомендаций
представлена в табл. 5.
Таблица 5 – Нормативное оформление системы мониторинга
социально-экономического развития МО
на различных уровнях
Уровень
нормативного
регулирования |
Вопросы регулирования |
Федеральный |
Терминология; виды, принципы и цели проведения
мониторинга; состав мониторинговых
процедур, субъекты мониторинга; ресурсное
обеспечение; взаимодействие
уровней власти |
Региональный |
Сектора ответственности
регионального и местного сегментов
системы мониторинга; субъекты реализации
мониторинговых функций, их права и обязанности;
обязательства перед федеральным центром |
Муниципальный |
Решение представительного
органа местного самоуправления о системе организации мониторинга
внутри МО с учетом особенностей территории,
населения и сложившихся социально-экономических
условий |
Уровень
подзаконных актов |
Административные
и организационные регламенты деятельности,
упорядочивающие конкретные действия отдельных
акторов; методика интегральной оценки
и анализа социально-экономического развития
МО |
При этом особо стоит
подчеркнуть, что базовый нормативный акт на федеральном
уровне должен быть ориентирован на регулирование
правоотношений, возникающих не только
в рамках мониторинга социально-экономического
развития МО. С содержательной точки зрения
стержнем этого федерального закона может
быть процесс прогнозирования и комплексного
социально-экономического планирования
в Российской Федерации.
В информационно-техническом
аспекте формирования системы мониторинга социально-экономического развития
МО предлагается создание единой территориально-распределенной
информационной системы, поддерживающей
процессы накопления, обработки и использования
статистических, социологических и экспертных
данных о социально-экономическом развитии.
Подход базируется на разработке электронного
паспорта МО, основанного на пространственно
идентифицируемом наборе показателей
социально-экономического развития и
рассматриваемого в качестве динамичного
инструментального средства поддержки
принятия решений на основе многомерного
анализа данных и предлагаемых методических
приемов. В аспекте технической реализации
предлагается использование поддерживающих
обработку пространственно привязанной
атрибутивной информации геоинформационных
технологий, с помощью которых осуществляется
сбор и представление социально-экономической
информации о МО на электронной карте.
Доступ к карте осуществляется через web-интерфейс,
призванный повысить оперативность предоставления
информации, обеспечить регламентированный
доступ к пространственным и атрибутивным
данным, а также повысить интерактивность
взаимодействия с системой.
6. Проведен
анализ социально-экономического
развития муниципальных районов Томской области.
Апробация предлагаемой
методики оценки и анализа социально-экономического
развития МО осуществлялась на базе муниципальных
районов Томской области. В результате расчетов
за 2007 г. были получены результаты, представленные в табл. 6.
Таблица 6 – Результаты оценки социально-экономического
развития муниципальных районов Томской
области за 2007 г.
№ пп |
Муниципальный
район |
Статическая модель |
Динамическая модель |
Оценка |
Место |
Оценка |
Место |
|
Александровский
район |
0,49 |
4 |
0,32 |
5 |
|
Асиновский
район |
0,37 |
16 |
0,18 |
16 |
|
Бакчарский
район |
0,42 |
7 |
0,34 |
2 |
|
Верхнекетский
район |
0,39 |
12 |
0,31 |
7 |
|
Зырянский район |
0,38 |
14 |
0,21 |
14 |
|
Каргасокский
район |
0,55 |
1 |
0,32 |
5 |
|
Кожевниковский
район |
0,49 |
5 |
0,36 |
1 |
|
Колпашевский
район |
0,43 |
6 |
0,27 |
10 |
|
Кривошеинский
район |
0,38 |
15 |
0,32 |
5 |
|
Молчановский
район |
0,40 |
9 |
0,23 |
12 |
|
Парабельский
район |
0,54 |
2 |
0,30 |
8 |
|
Первомайский
район |
0,40 |
10 |
0,20 |
15 |
|
Тегульдетский
район |
0,38 |
13 |
0,28 |
9 |
|
Томский район |
0,52 |
3 |
0,33 |
3 |
|
Чаинский район |
0,41 |
8 |
0,22 |
13 |
|
Шегарский район |
0,39 |
11 |
0,25 |
11 |
Проведенный анализ показал,
что большая часть муниципальных
районов Томской области имеет
невысокий уровень социально-экономического развития
как в статическом, так и в динамическом
аспектах, что связано с расбалансированнностью
различных направлений, учитываемых в
составе интегрального показателя. На
фоне относительно высоких значений показателей
по одному из направлений практически
всегда наблюдается низкая оценка по другим.
С учетом коэффициентов уверенности были
предложены различные типологизации муниципальных
районов, позволяющие отразить неоднозначную
природу социально-экономического развития
МО (рис. 3).
Объединение статической
и динамической оценок социально-экономического развития
МО (рис. 4) показало, что среди муниципальных
районов можно выделить две группы: с напряженным
и предкризисным состоянием. К первой
относятся Каргасокский, Парабельский,
Томский, Александровский, Кожевниковский
и Колпашевский районы. Все остальные
муниципальные образования позиционируются
во второй.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для комплексной
интегральной оценки социально-экономического
развития МО предлагается метод в составе
статической, динамической и субъективной
моделей. Данный метод позволяет
учесть параметры сложившегося к моменту проведения оценки
состояния социально-экономического развития, направление и величину
изменений рассматриваемого процесса, воспринимаемость результатов
социально-экономического развития
населением.
2. Для оценки социально-экономического
развития МО органам государственной
власти и местного самоуправления целесообразно
использовать методику, встроенную в систему
мониторинга социально-экономического
развития и основанную на вычислении интегрального
показателя, сформированного с учетом
принципов иерархичности, модульности
и вариативности.
3. В структуре интегрального
показателя социально-экономического
развития МО в качестве самостоятельного
элемента целесообразно выделять оценку
инфраструктурного развития (социальной,
инженерно-коммунальной, транспортной,
рыночной инфраструктуры), обобщенно характеризующую
специфическую часть социально-экономического
пространства МО как системы.
4. Анализ результатов
интегральной оценки социально-экономического развития МО не должен ограничиваться
лишь процедурой ранжирования МО со стороны
органов власти и управления. В рамках
управления комплексным социально-экономическим
развитием целесообразно использовать
более широкий арсенал методических приемов:
типологизацию МО с учетом неоднозначной
природы социально-экономического развития;
позиционирование МО в пространстве состояний;
картографирование социально-экономического
развития МО; формирование аналитического
заключения о социально-экономическом
развитии МО.
5. В организационно-технологическом
аспекте оценки и анализа социально-экономического развития МО органам
власти на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях необходимо развивать
систему мониторинга как инструмент информационного
обеспечения управленческой деятельности.
В качестве базовой организационной модели
целесообразно использовать схему, ядром
которой является исполнительный орган
государственной власти субъекта РФ с
выносом части функций на аутсорсинг.
В качестве информационно-технологической
платформы рекомендуется использовать
геоинформационные системы, поддерживающие
работу с пространственно привязанными
данными.
В целом же внедрение
методических, организационно-правовых
и информационно-технологических предложений
по вопросам оценки, анализа и мониторинга
социально-экономического развития МО
в деятельность государственных и муниципальных
органов власти позволит повысить обоснованность
принимаемых управленческих решений по
вопросам социально-экономического развития
и открытость властно-управленческих
структур.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Публикации
в изданиях, рекомендованных ВАК
России
- Сидоров А.А., Силич М.П. Комплексная оценка демографического развития муниципального образования // Проблемы управления. – 2008. – № 1. –
С. 29–35. (общий объем 0,61 п.л., из них авторских – 0,47).
Статьи и
тезисы докладов
- Сидоров А.А., Силич М.П. Методические подходы к оценке социально-экономического развития муниципальных образований // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. – № 6. – С. 38–44. (0,74/0,53 п.л.).
- Сидоров А.А. Оценка демографического развития Томской области: межтерриториальный анализ / Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе: Матер. регион. науч.-практ. конф. – Томск: НТЛ, 2008. – С. 112–120. (0,40 п.л.).
- Сидоров А.А., Лазарев И.В. АИС «Оценка социально-экономического развития муниципальных образований» / Научная сессия ТУСУР–2008: Матер. докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 5–8 мая 2008 г. В пяти частях. Ч. 2. – Томск: В-Спектр, 2008. – С. 47–50. (0,12/0,06 п.л.).
- Сидоров А.А., Силич М.П. Модели оценки социально-экономического развития муниципальных образований // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – 2007. – № 2 (16). –
С. 221–228. (0,42/0,32 п.л.).
- Сидоров А.А. Методика оценки социально-экономического развития муниципальных образований: проблемы и направления совершенствования / Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы: Экономика: Материалы международной научно-практической конференции: 26-27 февраля 2007 г., г. Новосибирск / отв. редактор И.В. Князева. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – С. 262–266. (0,33 п.л.).
- Сидоров А.А. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления как содержательная основа создания системы оценки социально-экономического положения муниципального образования / Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе: Матер. науч.-практ. конф. МФУ 2005–2006 гг. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – С. 22–25. (0,16 п.л.).
- Сидоров А.А., Лазарев И.В., Кровякова О.С. Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований в контексте создания регионального информационного ресурса на базе ГИС-технологий / Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Матер. II Всерос. науч. конф. 6–8 ноября 2007 г. – Якутск: Филиал издательства ЯГУ, 2007. – Ч. 2. –
С. 129–130. (0,09/0,06 п.л.).
- Сидоров А.А., Кулагина У.П. Теоретико-методологические основы мониторинга социально-экономического развития муниципального образования / Научная сессия ТУСУР–2006: Матер. докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 4–7 мая 2006 г. – Томск: В-Спектр, 2006. – Ч.4. – С. 306–308. (0,17/0,12 п.л.).
- Сидоров А.А., Сиволапова К.В. Оценка эффективности муниципального управления через призму социально-экон<span class="dash041e_0431_