Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.

Файлы: 1 файл

Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экон.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Сформирована функциональная модель (технология) мониторинга социально-экономического развития МО, первый уровень декомпозиции которой включает следующие этапы мониторинговой деятельности: сбор, обработку, отображение, обеспечение хранения и распространение мониторируемой информации. Каждый из этапов разворачивается в детализированную систему процедур и действий рассматриваемого процесса.

Предложен комбинаторный метод  разработки нормативных требований к организации системы мониторинга  социально-экономического развития МО. Пусть P={pi}, Z={zj} – множества мониторинговых процедур (сбор, обработка, отображение, хранение, распространение) и обеспечивающих частей системы мониторинга (программно-технические средства, методический инструментарий, организационный регламент, субъект деятельности, мониторируемые показатели). Последовательно соотнося элементы P и Z, получаем детализацию рассматриваемых множеств системы мониторинга. С каждой их таких комбинаций {pizj} можно сопоставить требования. В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры синтеза требований:

  • – инструкции по технологии взаимодействия носителей мониторинговых функций (заказчиков с одной стороны, регистраторов, интервьюеров и т.п. – с другой, носителей информации – с третьей) на этапе сбора информации при проведении мониторинга социально-экономического развития МО;
  • – требования к адекватности применяемых методик оценки, анализа и прогноза социально-экономического развития МО;
  • – квалификационные и профессиональные требования к сотрудникам, осуществляющим оценку, анализ и прогноз социально-экономического развития МО;
  • – требования к возможностям программного обеспечения по визуализации результатов мониторинга социально-экономического развития МО.

Предложены три базовых  модели организации системы мониторинга социально-экономического развития МО: «региональная»; «муниципальная»; «аутсорсинговая». Концептуальным их различием является положение центрального ядра системы мониторинга – организационной единицы, концентрирующей в себе различные информационные потоки.

В «региональной» модели таким центром является уполномоченное структурное подразделение или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в который поступает информация от территориальных органов федеральных структур, структурных единиц региональной администрации и органов местного самоуправления.

Ведущая позиция в  «муниципальной» модели отводится  органам местного самоуправления. Координирующую роль предлагается возложить на совет  МО субъекта РФ.

«Аутсорсинговая» модель предусматривает передачу большей части функций по проведению мониторинга социально-экономического развития МО внешним по отношению к органам власти и управления структурам в лице компаний, специализирующихся на информационном обслуживании. Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления выступают в качестве заказчиков услуг и потребителей информационного продукта.

С практической точки зрения видится вполне логичным следующий трансформационный переход: «региональная» модель – «муниципальная» модель – «аутсорсинговая» модель».

Предлагается каркас системы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирования, функционирования и обслуживания системы мониторинга социально-экономического развития МО. Суть авторских рекомендаций представлена в табл. 5.

 

Таблица 5 – Нормативное оформление системы мониторинга социально-экономического развития МО на различных уровнях

Уровень

нормативного

регулирования

Вопросы регулирования

Федеральный

Терминология; виды, принципы и цели проведения мониторинга; состав мониторинговых процедур, субъекты мониторинга; ресурсное обеспечение; взаимодействие уровней власти

Региональный

Сектора ответственности  регионального и местного сегментов  системы мониторинга; субъекты реализации мониторинговых функций, их права и обязанности; обязательства перед федеральным центром

Муниципальный

Решение представительного  органа местного самоуправления о системе организации мониторинга внутри МО с учетом особенностей территории, населения и сложившихся социально-экономических условий

Уровень

подзаконных актов

Административные  и организационные регламенты деятельности, упорядочивающие конкретные действия отдельных акторов; методика интегральной оценки и анализа социально-экономического развития МО


 

При этом особо стоит  подчеркнуть, что базовый нормативный акт на федеральном уровне должен быть ориентирован на регулирование правоотношений, возникающих не только в рамках мониторинга социально-экономического развития МО. С содержательной точки зрения стержнем этого федерального закона может быть процесс прогнозирования и комплексного социально-экономического планирования в Российской Федерации.

В информационно-техническом  аспекте формирования системы мониторинга социально-экономического развития МО предлагается создание единой территориально-распределенной информационной системы, поддерживающей процессы накопления, обработки и использования статистических, социологических и экспертных данных о социально-экономическом развитии. Подход базируется на разработке электронного паспорта МО, основанного на пространственно идентифицируемом наборе показателей социально-экономического развития и рассматриваемого в качестве динамичного инструментального средства поддержки принятия решений на основе многомерного анализа данных и предлагаемых методических приемов. В аспекте технической реализации предлагается использование поддерживающих обработку пространственно привязанной атрибутивной информации геоинформационных технологий, с помощью которых осуществляется сбор и представление социально-экономической информации о МО на электронной карте. Доступ к карте осуществляется через web-интерфейс, призванный повысить оперативность предоставления информации, обеспечить регламентированный доступ к пространственным и атрибутивным данным, а также повысить интерактивность взаимодействия с системой.

6. Проведен  анализ социально-экономического  развития муниципальных районов Томской области.

Апробация предлагаемой методики оценки и анализа социально-экономического развития МО осуществлялась на базе муниципальных  районов Томской области. В результате расчетов за 2007 г. были получены результаты, представленные в табл. 6.

 

Таблица 6 – Результаты оценки социально-экономического развития муниципальных районов Томской области за 2007 г.

№ пп

Муниципальный район

Статическая модель

Динамическая модель

Оценка

Место

Оценка

Место

Александровский район

0,49

4

0,32

5

Асиновский  район

0,37

16

0,18

16

Бакчарский  район

0,42

7

0,34

2

Верхнекетский район

0,39

12

0,31

7

Зырянский район

0,38

14

0,21

14

Каргасокский  район

0,55

1

0,32

5

Кожевниковский  район

0,49

5

0,36

1

Колпашевский  район

0,43

6

0,27

10

Кривошеинский район

0,38

15

0,32

5

Молчановский  район

0,40

9

0,23

12

Парабельский  район

0,54

2

0,30

8

Первомайский  район

0,40

10

0,20

15

Тегульдетский район

0,38

13

0,28

9

Томский район

0,52

3

0,33

3

Чаинский район

0,41

8

0,22

13

Шегарский район

0,39

11

0,25

11


Проведенный анализ показал, что большая часть муниципальных  районов Томской области имеет  невысокий уровень социально-экономического развития как в статическом, так и в динамическом аспектах, что связано с расбалансированнностью различных направлений, учитываемых в составе интегрального показателя. На фоне относительно высоких значений показателей по одному из направлений практически всегда наблюдается низкая оценка по другим. С учетом коэффициентов уверенности были предложены различные типологизации муниципальных районов, позволяющие отразить неоднозначную природу социально-экономического развития МО (рис. 3).

 


Объединение статической  и динамической оценок социально-экономического развития МО (рис. 4) показало, что среди муниципальных районов можно выделить две группы: с напряженным и предкризисным состоянием. К первой относятся Каргасокский, Парабельский, Томский, Александровский, Кожевниковский и Колпашевский районы. Все остальные муниципальные образования позиционируются во второй.

 

 
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Для комплексной  интегральной оценки социально-экономического  развития МО предлагается метод в составе статической, динамической и субъективной моделей. Данный метод позволяет учесть параметры сложившегося к моменту проведения оценки состояния социально-экономического развития, направление и величину изменений рассматриваемого процесса, воспринимаемость результатов социально-экономического развития населением.

2. Для оценки социально-экономического  развития МО органам государственной власти и местного самоуправления целесообразно использовать методику, встроенную в систему мониторинга социально-экономического развития и основанную на вычислении интегрального показателя, сформированного с учетом принципов иерархичности, модульности и вариативности.

3. В структуре интегрального  показателя социально-экономического  развития МО в качестве самостоятельного элемента целесообразно выделять оценку инфраструктурного развития (социальной, инженерно-коммунальной, транспортной, рыночной инфраструктуры), обобщенно характеризующую специфическую часть социально-экономического пространства МО как системы.

4. Анализ результатов  интегральной оценки социально-экономического развития МО не должен ограничиваться лишь процедурой ранжирования МО со стороны органов власти и управления. В рамках управления комплексным социально-экономическим развитием целесообразно использовать более широкий арсенал методических приемов: типологизацию МО с учетом неоднозначной природы социально-экономического развития; позиционирование МО в пространстве состояний; картографирование социально-экономического развития МО; формирование аналитического заключения о социально-экономическом развитии МО.

5. В организационно-технологическом  аспекте оценки и анализа социально-экономического развития МО органам власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях необходимо развивать систему мониторинга как инструмент информационного обеспечения управленческой деятельности. В качестве базовой организационной модели целесообразно использовать схему, ядром которой является исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с выносом части функций на аутсорсинг. В качестве информационно-технологической платформы рекомендуется использовать геоинформационные системы, поддерживающие работу с пространственно привязанными данными.

В целом же внедрение  методических, организационно-правовых и информационно-технологических предложений по вопросам оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития МО в деятельность государственных и муниципальных органов власти позволит повысить обоснованность принимаемых управленческих решений по вопросам социально-экономического развития и открытость властно-управленческих структур.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

 

Публикации  в изданиях, рекомендованных ВАК  России

 

  1. Сидоров А.А., Силич М.П. Комплексная оценка демографического развития муниципального образования // Проблемы управления. – 2008. – № 1. –  
    С. 29–35. (общий объем 0,61 п.л., из них авторских – 0,47).

 

Статьи и  тезисы докладов

  1. Сидоров А.А., Силич М.П. Методические подходы к оценке социально-экономического развития муниципальных образований // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. – № 6. – С. 38–44. (0,74/0,53 п.л.).
  2. Сидоров А.А. Оценка демографического развития Томской области: межтерриториальный анализ / Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе: Матер. регион. науч.-практ. конф. – Томск: НТЛ, 2008. – С. 112–120. (0,40 п.л.).
  3. Сидоров А.А., Лазарев И.В. АИС «Оценка социально-экономического развития муниципальных образований» / Научная сессия ТУСУР–2008: Матер. докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 5–8 мая 2008 г. В пяти частях. Ч. 2. – Томск: В-Спектр, 2008. – С. 47–50. (0,12/0,06 п.л.).
  4. Сидоров А.А., Силич М.П. Модели оценки социально-экономического развития муниципальных образований // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – 2007. – № 2 (16). –  
    С. 221–228. (0,42/0,32 п.л.).
  5. Сидоров А.А. Методика оценки социально-экономического развития муниципальных образований: проблемы и направления совершенствования / Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы: Экономика: Материалы международной научно-практической конференции: 26-27 февраля 2007 г., г. Новосибирск / отв. редактор И.В. Князева. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – С. 262–266. (0,33 п.л.).
  6. Сидоров А.А. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления как содержательная основа создания системы оценки социально-экономического положения муниципального образования / Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе: Матер. науч.-практ. конф. МФУ 2005–2006 гг. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – С. 22–25. (0,16 п.л.).
  7. Сидоров А.А., Лазарев И.В., Кровякова О.С. Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований в контексте создания регионального информационного ресурса на базе ГИС-технологий / Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Матер. II Всерос. науч. конф. 6–8 ноября 2007 г. – Якутск: Филиал издательства ЯГУ, 2007. – Ч. 2. –  
    С. 129–130. (0,09/0,06 п.л.).
  8. Сидоров А.А., Кулагина У.П. Теоретико-методологические основы мониторинга социально-экономического развития муниципального образования / Научная сессия ТУСУР–2006: Матер. докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 4–7 мая 2006 г. – Томск: В-Спектр, 2006. – Ч.4. – С. 306–308. (0,17/0,12 п.л.).
  9. Сидоров А.А., Сиволапова К.В. Оценка эффективности муниципального управления через призму социально-экон<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований