Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка
Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.
3. Разработан
метод интегральной оценки
Для интегральной оценки социально-экономического развития МО предлагается использовать следующие виды моделей:
1) текущего уровня социально-
2) уровня изменений социально-
3) субъективного восприятия
Первая модель показывает положение МО среди остальных исходя из сложившегося ко времени проведения оценки состояния. Вторая – ориентирована на получение меры, количественно раскрывающей переход МО из одного состояния в другое. Результаты расчетов по третьей модели позволяют дополнить оценку, полученную на основе статистических данных, субъективным восприятием социально-экономического развития со стороны населения.
Модели формируются с использованием функциональной сети: из множества показателей, описывающих социально-экономическое развитие МО, выбираются базовые, значения которых используются в качестве исходных данных, остальные показатели зависят от них; структура зависимостей задается с помощью сети, представляющей собой ориентированный граф без циклов и петель, вершинами которого являются параметры, а дугами – отношения зависимости. Сеть позволяет структурировать показатели, характеризующие социально-экономическое развитие МО, и в наглядной форме представить их взаимосвязи.
Интегральная оценка текущего уровня социально-экономического развития МО (статическая модель) представляет собой функциональную сеть, в которой выделяется семь слоев показателей:
Получение агрегированных оценок различного иерархического уровня при вычислении интегрального показателя социально-экономического развития МО основано на формуле аддитивной свертки.
Помимо оценки текущего уровня социально-экономического развития МО производится и оценка изменений (динамическая модель), позволяющая сделать вывод о тенденциях. Отличие функциональной сети для ее определения от рассмотренной ранее заключается в том, что первый слой образуют абсолютные значения показателей социально-экономического развития МО в текущем и базовом периодах, которые также как и в предыдущей модели, переводятся в относительные, а в качестве нормированных показателей используются оценки приростов.
Оценки уровней социально-
На рис. 2 приведены фрагменты функциональных сетей вычисления оценок уровня доходов на основе статистической (а) и социологической (б) информации.
4. Предложены приемы
комплексной информационно-
Помимо традиционного ранжирования МО в соответствии с полученными значениями оценок социально-экономического развития, для анализа полученных в ходе расчетов результатов предлагается использовать следующие методические приемы:
1) типологизация МО
с учетом неоднозначной
2) позиционирование МО
в пространстве состояний
3) логический вывод
аналитического заключения о
социально-экономическом
В качестве методологической основы типологизации МО предлагается использовать положения теории нечетких множеств, позволяющие представлять неоднозначность, возникающую в процессе интерпретации социально-экономических данных. Более того, сложно объяснить тот факт, что два МО, получившие оценки, отличающиеся на крайне незначительную величину относительно границы двух соседних классов, попадают в разные группы. Процедура задания значений лингвистической переменной (наименования типа) реализуется через экспертное построение функций принадлежности, содержательная трактовка значений которой раскрывается через коэффициент уверенности в принадлежности территории к соответствующего типу. Введение лингвистических переменных как основы типологизации можно применить и на иных уровнях функциональной сети, с помощью которой осуществляется вычисление оценки социально-экономического развития МО.
При позиционировании все МО можно разместить в трех системах координат:
В первом случае рассматривается положение МО, исходя из полученных значений оценок на основе применения статической и динамической моделей по одному параметру, во втором – с точки зрения степени развитости отдельных направлений социально-экономического развития, в третьем – с позиции оценки социально-экономического развития на основе статистических и социологических данных.
Предлагаемый инструмент позволяет, с одной стороны, в наглядном виде представить соотношение статической и динамической составляющих социально-экономического развития каждого МО, с другой – сформировать комплексную оценку в виде определения стратегического положения МО, которое может быть получено посредством позиционирования в пространстве состояний, образованном декартовым произведением значений оценок, вычисленных на основе статической и динамической моделей (табл. 2).
Таблица 2 – Стратегическая карта социально-экономического развития МО
Оценка уровня |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
статическая динамическая | |||||
Высокий |
А5 |
А7 |
А8 | ||
Выше среднего |
|||||
Средний |
А3 |
А4 |
А6 | ||
Ниже среднего |
А2 |
А3 | |||
Низкий |
А1 |
Стратегическая карта позволяет определить типичные задачи развития МО. Формально при анализе табл. 2 можно выделить 25 базовых стратегий. Однако такое их количество не вполне удобно для рассмотрения. В связи с этим предлагается объединить ряд соседних позиций в более крупные классы. Таким образом, получается восемь базовых стратегий социально-экономического развития МО, характеризующих то или иное состояние МО: А1 – кризисное; А2 – предкризисное; А3 – напряженное; А4 – сбалансированное; А5 – прогрессивное; А6 – устойчивое; А7 – развитое; А8 – лидирующее.
Совмещение результатов оценки социально-экономического развития МО на основе статистической и социологической информации наглядно можно представить с помощью табл. 3. При ее анализе можно выделить три зоны. Так называемая зона соответсвия представляет область совпадения объективных и субъективных оценок. Кроме того, можно обозначить и две области, которые характеризуются расхождением объективных и субъективных оценок.
Таблица 3 – Позиционирование в объективно-субъективном пространстве социально-экономического развития МО
Оценка уровня |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
объективная субъективная | |||||
Высокий |
ЗОНА |
||||
Выше среднего |
|||||
Средний |
|||||
Ниже среднего |
ЗОНА | ||||
Низкий |
НЕСООТВЕТСТВИЯ 2 |
Кроме получения числовых оценок задачей анализа является интерпретация показателей социально-экономического развития МО в виде аналитического заключения, т.е. перевод их на естественный язык. Для отображения количественных данных в лингвистические оценки предлагается использовать правила. Суть метода заключается в формировании базы экспертных суждений, в которых раскрываются зависимости между параметрами, описывающими социально-экономическое развитие МО, и осуществляется их представление в виде «ЕСЛИ <…>, ТО <…>». Предлагаемый метод позволит задать лингвистический контекст аналитического заключения о социально-экономическом развитии МО, существенно сократить затраты на подготовку отчетных документов, использовать единообразный стиль их составления, применять единые критерии и пороговые значения оценки различных социально-экономических процессов. В то же самое время для допущения плюрализма интерпретации данных и нечеткости получаемых выводов, также как и при типологизации МО, можно использовать коэффициенты уверенности.
5. Предложен
структурно-функциональный
В качестве технологической инфраструктуры, посредством которой осуществляется практическое применение в процессах управления методических приемов оценки и анализа социально-экономического развития МО, предлагается использовать систему мониторинга. Мониторинг социально-экономического развития рассматривается как специальным образом сформированный инструмент информационного обеспечения управленческой деятельности для контроля, оценки, анализа и прогнозирования развития объекта управления на основе непрерывного процесса, состоящего из процедур жизненного цикла переработки информации, каждая из которых, в свою очередь, реализуется через свойственные ей методические приемы. На основании содержательной модели социально-экономических систем была сформирована структурная модель системы мониторинга социально-экономического развития МО (табл. 4).
Таблица 4 – Элементы системы мониторинга социально-экономического развития МО
№ пп |
Формальный элемент декомпозиции |
Элемент системы мониторинга |
1 |
Процесс деятельности |
Мониторинговые процедуры |
2 |
Предмет деятельности |
Исходная информация, получаемая из источников |
3 |
Средства деятельности |
Методический инструментарий реализации мониторинговых процедур; Организационный регламент; Программно-технические средства |
4 |
Субъекты деятельности |
Носители мониторинговых функций |
5 |
Конечный продукт |
Результаты мониторинга |