Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:15, методичка

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рациональное управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования (МО) возможно лишь при условии проведения последовательной и эффективной политики. В этой связи первоочередной становится задача оценки состояния МО и преобразований на его территории. Несмотря на обилие методических разработок в данной сфере, следует отметить, что их применение не всегда позволяет адекватно отразить уровень и тенденции социально-экономического развития МО.

Файлы: 1 файл

Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экон.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)

3. Разработан  метод интегральной оценки социально-экономического  развития МО, основанный на аппарате  функциональных сетей и включающий статическую и динамическую модели.

Для интегральной оценки социально-экономического развития МО предлагается использовать следующие виды моделей:

1) текущего уровня социально-экономического  развития (статическая модель);

2) уровня изменений социально-экономического  развития (динамическая модель);

3) субъективного восприятия социально-экономического развития.

Первая модель показывает положение МО среди остальных исходя из сложившегося ко времени проведения оценки состояния. Вторая – ориентирована на получение меры, количественно раскрывающей переход МО из одного состояния в другое. Результаты расчетов по третьей модели позволяют дополнить оценку, полученную на основе статистических данных, субъективным восприятием социально-экономического развития со стороны населения.

Модели формируются с использованием функциональной сети: из множества показателей, описывающих социально-экономическое развитие МО, выбираются базовые, значения которых используются в качестве исходных данных, остальные показатели зависят от них; структура зависимостей задается с помощью сети, представляющей собой ориентированный граф без циклов и петель, вершинами которого являются параметры, а дугами – отношения зависимости. Сеть позволяет структурировать показатели, характеризующие социально-экономическое развитие МО, и в наглядной форме представить их взаимосвязи.

 

 


 

 

Интегральная оценка текущего уровня социально-экономического развития МО (статическая модель) представляет собой функциональную сеть, в которой выделяется семь слоев показателей:

  • слой 1 – базовые (абсолютные показатели, собираемые в ходе статистического наблюдения);
  • слой 2 – относительные (показатели, приведенные к сопоставимому виду для дальнейших межтерриториальных сравнений);
  • слой 3 – нормированные (показатели, приведенные к единой измерительной шкале в интервале [0; 1]);
  • слои 4–6 – интегральные оценки различной степени агрегированности (компонентные, по поднаправлениям, по направлениям);
  • слой 7 – интегральная оценка уровня текущего социально-экономического развития.

Получение агрегированных оценок различного иерархического уровня при вычислении интегрального показателя социально-экономического развития МО основано на формуле аддитивной свертки.

Помимо оценки текущего уровня социально-экономического развития МО производится и оценка изменений (динамическая модель), позволяющая  сделать вывод о тенденциях. Отличие функциональной сети для ее определения от рассмотренной ранее заключается в том, что первый слой образуют абсолютные значения показателей социально-экономического развития МО в текущем и базовом периодах, которые также как и в предыдущей модели, переводятся в относительные, а в качестве нормированных показателей используются оценки приростов.

Оценки уровней социально-экономического развития МО, вычисленные на основе статистических данных, могут быть дополнены субъективными качественными оценками, полученными посредством проведения социологических опросов. В дальнейшем возможно перевести их в баллы и произвести свертку по направлениям описанных выше моделей интегральной оценки социально-экономического развития МО, сформированных на основе объективных данных. Субъективное измерение ориентировано на восприятие в терминах удовлетворенности или проблемности. Для чего предлагается использовать соответствующие шкалы с веером из пяти ответов. Для математической обработки каждому качественному значению приписывается количественная мера. Субъективная оценка вычисляется как средняя количественных оценок, взвешенных по соответствующей частоте ответов респондентов.

На рис. 2 приведены  фрагменты функциональных сетей  вычисления оценок уровня доходов на основе статистической (а) и социологической (б) информации.

 


4. Предложены приемы  комплексной информационно-аналитической  обработки результатов интегральной  оценки, основанные на методах  «нечеткой типологизации» и позиционирования МО в «пространстве состояний». Рекомендовано их применение с использованием способов интерпретации результатов интегральной оценки на основе экспертных заключений для определения стратегии социально-экономического развития МО.

Помимо традиционного  ранжирования МО в соответствии с полученными значениями оценок социально-экономического развития, для анализа полученных в ходе расчетов результатов предлагается использовать следующие методические приемы:

1) типологизация МО  с учетом неоднозначной интерпретации  значений интегральной оценки  социально-экономического развития;

2) позиционирование МО  в пространстве состояний социально-экономического  развития;

3) логический вывод  аналитического заключения о  социально-экономическом развитии.

В качестве методологической основы типологизации МО предлагается использовать положения теории нечетких множеств, позволяющие представлять неоднозначность, возникающую в процессе интерпретации социально-экономических данных. Более того, сложно объяснить тот факт, что два МО, получившие оценки, отличающиеся на крайне незначительную величину относительно границы двух соседних классов, попадают в разные группы. Процедура задания значений лингвистической переменной (наименования типа) реализуется через экспертное построение функций принадлежности, содержательная трактовка значений которой раскрывается через коэффициент уверенности в принадлежности территории к соответствующего типу. Введение лингвистических переменных как основы типологизации можно применить и на иных уровнях функциональной сети, с помощью которой осуществляется вычисление оценки социально-экономического развития МО.

При позиционировании все  МО можно разместить в трех системах координат:

  1. «Текущий уровень социально-экономического развития – Уровень изменений социально-экономического развития»;
  2. «Оценка уровня экономического развития – Оценка уровня инфраструктурного развития – Оценка уровня социального развития»;
  3. «Объективная оценка социально-экономического развития – Субъективная оценка социально-экономического развития».

В первом случае рассматривается  положение МО, исходя из полученных значений оценок на основе применения статической и динамической моделей по одному параметру, во втором – с точки зрения степени развитости отдельных направлений социально-экономического развития, в третьем – с позиции оценки социально-экономического развития на основе статистических и социологических данных.

Предлагаемый инструмент позволяет, с одной стороны, в  наглядном виде представить соотношение  статической и динамической составляющих социально-экономического развития каждого МО, с другой – сформировать комплексную оценку в виде определения стратегического положения МО, которое может быть получено посредством позиционирования в пространстве состояний, образованном декартовым произведением значений оценок, вычисленных на основе статической и динамической моделей (табл. 2).

 

Таблица 2 – Стратегическая карта социально-экономического развития МО

Оценка уровня

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

             статическая

динамическая

Высокий

А5

 

А7

А8

Выше среднего

 

Средний

А3

А4

А6

Ниже среднего

 

 

А2

А3

Низкий

А1


 

 

Стратегическая карта  позволяет определить типичные задачи развития МО. Формально при анализе  табл. 2 можно выделить 25 базовых  стратегий. Однако такое их количество не вполне удобно для рассмотрения. В связи с этим предлагается объединить ряд соседних позиций в более крупные классы. Таким образом, получается восемь базовых стратегий социально-экономического развития МО, характеризующих то или иное состояние МО: А1 – кризисное; А2 – предкризисное; А3 – напряженное; А4 – сбалансированное; А5 – прогрессивное; А6 – устойчивое; А7 – развитое; А8 – лидирующее.

Совмещение результатов  оценки социально-экономического развития МО на основе статистической и социологической  информации наглядно можно представить с помощью табл. 3. При ее анализе можно выделить три зоны. Так называемая зона соответсвия представляет область совпадения объективных и субъективных оценок. Кроме того, можно обозначить и две области, которые характеризуются расхождением объективных и субъективных оценок.

 

Таблица 3 – Позиционирование в объективно-субъективном пространстве социально-экономического развития МО

Оценка уровня

Низкий

Ниже 

среднего

Средний

Выше 

среднего

Высокий

          объективная

субъективная

Высокий

ЗОНА 

     

Выше среднего

НЕСООТВЕТСТВИЯ 1

     

Средний

         

Ниже среднего

     

ЗОНА 

Низкий

     

НЕСООТВЕТСТВИЯ 2


 

Кроме получения числовых оценок задачей анализа является интерпретация показателей социально-экономического развития МО в виде аналитического заключения, т.е. перевод их на естественный язык. Для отображения количественных данных в лингвистические оценки предлагается использовать правила. Суть метода заключается в формировании базы экспертных суждений, в которых раскрываются зависимости между параметрами, описывающими социально-экономическое развитие МО, и осуществляется их представление в виде «ЕСЛИ <…>, ТО <…>». Предлагаемый метод позволит задать лингвистический контекст аналитического заключения о социально-экономическом развитии МО, существенно сократить затраты на подготовку отчетных документов, использовать единообразный стиль их составления, применять единые критерии и пороговые значения оценки различных социально-экономических процессов. В то же самое время для допущения плюрализма интерпретации данных и нечеткости получаемых выводов, также как и при типологизации МО, можно использовать коэффициенты уверенности.

5. Предложен  структурно-функциональный подход  к разработке системы мониторинга социально-экономического развития МО, в процедурном отношении опирающийся на содержательную модель жизненного цикла переработки информации.

В качестве технологической инфраструктуры, посредством которой осуществляется практическое применение в процессах управления методических приемов оценки и анализа социально-экономического развития МО, предлагается использовать систему мониторинга. Мониторинг социально-экономического развития рассматривается как специальным образом сформированный инструмент информационного обеспечения управленческой деятельности для контроля, оценки, анализа и прогнозирования развития объекта управления на основе непрерывного процесса, состоящего из процедур жизненного цикла переработки информации, каждая из которых, в свою очередь, реализуется через свойственные ей методические приемы. На основании содержательной модели социально-экономических систем была сформирована структурная модель системы мониторинга социально-экономического развития МО (табл. 4).

 

Таблица 4 – Элементы системы мониторинга социально-экономического развития МО

№ пп

Формальный элемент

декомпозиции

Элемент системы  мониторинга

1

Процесс деятельности

Мониторинговые  процедуры

2

Предмет деятельности

Исходная информация, получаемая из источников

3

Средства деятельности

Методический  инструментарий реализации мониторинговых процедур; Организационный регламент;

Программно-технические  средства

4

Субъекты деятельности

Носители мониторинговых функций

5

Конечный продукт

Результаты  мониторинга

Информация о работе Методы интегральной оценки, анализа и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований