Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать методы изучения и прогнозирования покупательского спроса.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определение сущности спроса;
рассмотрение гипотез измерения полезности;
изучение методов изучения и прогнозирования рыночного спроса
Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Покупательский спрос, его понятие и сущность…………………….5
Глава 2. Анализ покупательского спроса на основе гипотез
порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)
2.1. Гипотезы порядкового измерения полезности………………………....10
2.2. Бюджетная линия и равновесие потребителя…………………………..14
Глава 3. Изучение и прогнозирование покупательского спроса
3.1. Методы изучения спроса……..……………………………………….....18
3.2. Общая характеристика методов прогнозирования,
применяемых в маркетинговых исследованиях……………………….23
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32
Приложение1. Классификация спроса………………………………………....34
Приложение 2. Примерный вопросник для оценки тенденции
эволюции рынка…………………………………...…………..35
Приложение 3. Логистическая кривая…………………………………………36
Рисунок 4. Пространство двух благ
На осях координат в данном случае откладываются количества благ. Если потребительская корзина состоит из трех различных благ, то область выбора образует трехмерное пространство, а при n видов благ - n-мерное пространство. Для упрощения ограничим ассортимент набора только двумя благами; при этом одно из них (например, деньги) может представлять совокупность других благ. Из гипотезы ненасыщения следует, что потребитель предпочтет набор, представленный точкой F, набору, отмеченному точкой G, так как точке F соответствует большее количество обоих благ. Потребитель предпочтет также корзины, которым соответствуют точкам M и N, набору G, потому что набор N превосходит набор G количеством блага А, а набор M - количеством блага В. Однако для выбора между наборами F и M или F и N информации пока недостаточно. В соответствии с гипотезой ненасыщения движение из точки G в северо-восточном направлении повышает благосостояние потребителя, а в юго-западном - снижает его20.
По гипотезе
полной упорядоченности ряд
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности – рисунок 5.
Рисунок 5. Кривая безразличия
На рис. 5 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой - число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую Ul, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая последующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага. Множество кривых безразличия называются картой кривых безразличия.
2.2. Бюджетная линия и равновесие потребителя
Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления22. В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов. Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе.23
Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Бюджетная линия
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок 7 а).
Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рисунок 7 б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.
Рисунок 7. Смещение бюджетной линии при изменении реального дохода24
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Какой товарный
набор выберет потребитель в
целях получения максимума
Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:
Рисунок 8. Состояние равновесия потребителя
При наложении бюджетной линии и кривой безразличия возможны три варианта (см. рис.8):
Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода - ситуация обратная.
Вывод: Кривая безразличия потребителя — кривая, построенная в координатах «количество товара А - количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия
Ограничения потребителя в потреблении благ можно выразить при помощи бюджетной линии, характеризующей уровень его дохода, который равняется сумме количества потребленных благ с учетом цен этих благ. Отношение цен данных благ определяет наклон бюджетной линии.
Точка касания
бюджетной линии и максимально
Равновесие потребителя - структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.
Глава 3. Изучение и прогнозирование покупательского спроса
3.1. Методы изучения спроса
В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли-продажи как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить27.
Рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения изучаются главным образом на основе использования трех подходов:
В рамках первого
подхода изучаются все
Но изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции.
Второй подход
к изучению рынка предполагает исследование
мотивации и поведения
При проведении маркетинговых исследований, особенно когда нет возможности получить надежную количественную информацию на основе одного из рассмотренных подходов, следует использовать параллельно все три подхода. Конечные результаты (например, величина спроса, показатель рыночной доли) могут представлять средние (средневзвешенные) оценки, полученные разными путями и из разных источников.
В приложении 2 приводится примерный вопросник для изучения тенденций эволюции рынка29.
Наибольшее практическое значение имеет определение и прогнозирование текущего рыночного спроса. В общем случае определение текущего рыночного спроса в денежном исчислении (Q) осуществляется по формуле:
Q = n × q × p
где n – число покупателей данного вида товара на рынке в целом или на
рынке конкретного региона;
q – число
покупок покупателя за
Информация о работе Методы изучения и прогнозирования покупательского спроса