Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:00, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности системы управления как объекта исследования,
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.
Определение……………………………………………………………………………………….4
Введение………………..…………………………………………………..………………………5
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6
1.2 Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11
2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20
Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ
И ОПТИКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
Направление¾080200Менеджмент
Дисциплина ¾ Анализ и синтез систем в экономике
Методы социологических исследований в управлении
Студент группы № 1050
______________ ______________
Преподаватель ______________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
Аннотация
Цель науки управления - изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно. Применяется в разных сферах : технологических (ручное, автоматическое, телемеханическое управление) до экономических, административных и социально-психологических.
В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических методов управления занимают социологических методы исследования.
Социология управления, использует понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, что позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей в системах управления.
Таким образом, целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления. Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава теоретическая и обосновывает целесообразность применения исследования систем управления. Вторая глава посвящена организации и проведения социологических исследований систем управления.
Содержание
Определение…………………………………………………
Введение………………..……………………………………
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….…………
1.2 Характеристика исследования
систем управления……..………….……………………..…
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований………………………………………………
2.3. Виды социологических исследований
в управлении……..………….……………………...
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..……………………………………
Список использованной литературы..…….………………………………………
Определение
Исследование - представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний.
Исследование систем управления- это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Организация исследований- создание определенной исследовательской структуры, выделение специализированного подразделения в структуре организации, а также распределение функций в процессе исследований между его участниками
Подход к исследованию- исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его поведения
Система-совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции
Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систему управления в рассматриваемый момент времени
Управление - функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования , достижение определенной цели.
Цель исследования систем управления - конкретные результаты, которые предполагается получить при определенных условиях, объекте управления, предмете исследования, периоде времени, отведенном на исследование, расходе ресурсов
Введение
Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций.
В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. В современном управлении исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени и усилий руководителей. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности организации, необходим обоснованный выбор решений из постоянно растущего количества их вариантов.
В настоящее время в условиях экономической нестабильности на предприятиях основной упор сделан на экономические методы управления, т.е. на создание материальных стимулов отдельных работников и коллектива в целом. Однако, не всегда производительность и качество труда, зависят только от материальных интересов. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди вынуждены вступать в межличностные отношения.
Управление межличностными отношениями
и поведением одного человека осуществляется
с помощью социально-
Целью применения социально-психологических методов является познание и использование психической деятельности людей в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель - подчиненный».
Социальные методы управления используются для повышения социальной активности, для формирования стабильных трудовых коллективов, создания общих целей и интересов в коллективе.
Субъектом социальных методов на предприятии может быть как руководитель, так и коллектив или какой-либо работник предприятия (например, наставник). Объектом социальных методов является коллектив, а также отдельные личности.
1 Теоретические основы исследования систем управления
1.1 Понятие «системы управления»
Возрастающая роль исследования систем
управления определяется развитием двух
тенденций в реальной деятельности организаций:
продолжающейся интеграцией функций развития,
маркетинга, менеджмента и контроля в
их деятельности; усложнением технико-организационной
среды как системной совокупности методов
и технических средств управления.
Система управления предприятиями должна
отвечать современным рыночным условиям:
обладать высокой гибкостью производства,
позволяющей быстро менять ассортимент
изделий (услуг). Это обусловлено тем,
что жизненный цикл продукции (услуг) стал
короче, а разнообразие изделий и объем
выпуска разовых партий – больше.
Представление объекта в виде системы,
как правило, связано с некоторыми
трудностями из-за наличия множества
определений системы и трудност
Системы имеют самые разнообразные формы. При всем многообразии все системы можно условно разделить на три вида: технологические, биологические, социальные (в т. ч. социально-экономические).
В международной науке управления даются различные определения систем.
С точки зрения М.Х. Мескона «система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое» .
В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование системы управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования» под системой управления понимается «конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему управления.
Каждая СУ имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи (приложение А). Кроме того, должны осуществляться и другие внутренние и внешние связи. Таким образом, любая организация представляет собой совокупность двух подсистем управления: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема выполняет
функции управления производством.
Она включает в себя аппарат управления
со всеми работниками и
В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на самой сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.
Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.
Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды.
Элементы СУ можно характеризовать рядом следующих параметров и показателей .
1) Функции управления - специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений. Их характеризуют: состав и количество функций, распределение функций, уровень выполнения функций, уровень специализации, кооперации, децентрализации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; затраты на выполнение функций; дублирование функций; длительность выполнения функций и т.д.
2) Кадры управления - работники всех уровней управления: численность АУП по подразделениям; удельный вес менеджеров и исполнителей; профессиональный и возрастной состав; квалификационный и образовательный уровень; текучесть управленческих кадров; заработная плата кадров управления; трудовая дисциплина; соответствие занимаемым должностям; оперативность принятия решений; уровень обеспеченности кадрами управления и др.
3) Информация - совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации: виды, структура и объем информации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации; затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.
4) Технические средства управления - совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления: виды, количество, качество технических средств; стоимость и цена потребления технических средств; возрастной состав технических средств; обеспеченность техническими средствами; удельный вес прогрессивных технических средств; уровень организации рабочих мест; уровень автоматизации управленческих решений и т.д.
5) Технология управления - совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура управленческих процессов, процедур и операций; ритмичность, качество и затраты на выполнение процессов; повторяемость и длительность процессов; длительность управленческого цикла и др.
6) Методы организации управления - совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства; уровень контроля над выполнением решений и др.
Информация о работе Методы социологических исследований в управлении