Методы социологических исследований в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности системы управления как объекта исследования,
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.

Содержание работы

Определение……………………………………………………………………………………….4
Введение………………..…………………………………………………..………………………5
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6
1.2 Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11
2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20
Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Направление¾080200Менеджмент

Дисциплина ¾ Анализ и синтез систем в экономике

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

ТЕМА:

Методы социологических  исследований в управлении

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы № 1050         ______________ ___________________________

                                                                                 (подпись)                                    (И.О.Фамилия)

 

 

 

 

Преподаватель   ______________ ___________________________

                                                                                 (подпись)                                    (И.О.Фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

      Цель науки управления - изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно. Применяется в разных сферах : технологических (ручное, автоматическое, телемеханическое управление) до экономических, административных и социально-психологических.

     В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических методов управления занимают социологических методы исследования.    

     Социология управления, использует понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, что позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей в системах управления.

      Таким образом, целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления. Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",

определить особенности системы  управления как объекта исследования,

раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.

      Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава теоретическая и обосновывает целесообразность применения исследования систем управления. Вторая глава посвящена организации и проведения социологических исследований систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Определение……………………………………………………………………………………….4

Введение………………..…………………………………………………..………………………5

1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6

1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6

1.2  Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8

2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10

2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10

2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11

2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14

2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17

Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20

Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение

       Исследование - представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний.

       Исследование систем управления- это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

       Организация исследований- создание определенной исследовательской структуры, выделение специализированного подразделения в структуре организации, а также  распределение функций в процессе исследований между его участниками

       Подход к исследованию- исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его поведения

       Система-совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции

       Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систему управления в рассматриваемый момент времени

        Управление - функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования , достижение определенной цели.

        Цель исследования систем управления - конкретные результаты, которые предполагается получить при определенных условиях, объекте управления, предмете исследования, периоде времени, отведенном на исследование, расходе ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций.

В процессе развития управления возникают  новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. В современном  управлении исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени и усилий руководителей. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности организации, необходим обоснованный выбор решений из постоянно растущего количества их вариантов.

В настоящее время в условиях экономической нестабильности на предприятиях основной упор сделан на экономические  методы управления, т.е. на создание материальных стимулов отдельных работников и коллектива в целом. Однако, не всегда производительность и качество труда, зависят только от материальных интересов. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди вынуждены вступать в межличностные отношения.

Управление межличностными отношениями  и поведением одного человека осуществляется с помощью социально-психологических  методов управления. Они базируются на достижениях общей - социальной, возрастной психологии; психологии личности и психологии управления.

Целью применения социально-психологических  методов является познание и использование  психической деятельности людей  в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель - подчиненный».

Социальные методы управления используются для повышения социальной активности, для формирования стабильных трудовых коллективов, создания общих целей и интересов в коллективе.

Субъектом социальных методов на предприятии  может быть как руководитель, так  и коллектив или какой-либо работник предприятия (например, наставник). Объектом социальных методов является коллектив, а также отдельные личности.

 

 

 

1 Теоретические основы исследования систем управления

1.1 Понятие «системы управления»

           Возрастающая роль исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций: продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности; усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления. 
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям: 
обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг).  Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий – больше.

Представление объекта в виде системы, как правило, связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества  определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

Системы имеют самые разнообразные  формы. При всем многообразии все системы можно условно разделить на три вида: технологические, биологические, социальные (в т. ч. социально-экономические).

В международной науке управления даются различные определения систем.

С точки зрения М.Х. Мескона «система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое» .

В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование  системы управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования» под системой управления понимается «конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему управления.

Каждая СУ имеет определенное назначение и соответственно должна содержать  целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При  реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи (приложение А). Кроме того, должны осуществляться и другие внутренние и внешние связи. Таким образом, любая организация представляет собой совокупность двух подсистем управления: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема выполняет  функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику.

В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на самой сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.

Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой  для выработки управленческих решений  является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды.

Элементы СУ можно характеризовать рядом следующих параметров и  показателей .

1) Функции управления - специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений. Их характеризуют: состав и количество функций, распределение функций, уровень выполнения функций, уровень специализации, кооперации, децентрализации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; затраты на выполнение функций; дублирование функций; длительность выполнения функций и т.д.

2) Кадры управления - работники всех уровней управления: численность АУП по подразделениям; удельный вес менеджеров и исполнителей; профессиональный  и  возрастной состав; квалификационный и образовательный уровень; текучесть управленческих кадров; заработная плата кадров управления; трудовая дисциплина; соответствие занимаемым должностям; оперативность принятия решений; уровень обеспеченности кадрами управления и др.

3) Информация - совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации: виды, структура и объем информации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации; затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.

4) Технические средства управления - совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления: виды, количество, качество технических средств; стоимость и цена потребления технических средств; возрастной состав технических средств; обеспеченность техническими средствами; удельный вес прогрессивных технических средств; уровень организации рабочих мест; уровень автоматизации управленческих решений и т.д.

5) Технология управления - совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура управленческих процессов, процедур и операций; ритмичность, качество и затраты на выполнение процессов; повторяемость и длительность процессов; длительность управленческого цикла и др.

6) Методы организации управления - совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства; уровень контроля над выполнением решений и др.

Информация о работе Методы социологических исследований в управлении