Методы социологических исследований в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности системы управления как объекта исследования,
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.

Содержание работы

Определение……………………………………………………………………………………….4
Введение………………..…………………………………………………..………………………5
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6
1.2 Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11
2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20
Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

7) Организационная структура управления (ОСУ) – совокупность специализированных органов (подразделений, отделов, бюро, групп и т.п.) управления, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой для достижения целей и задач организации: состав и количество управленческих подразделений на иерархических уровнях управления; тип существующей структуры управления; соответствие коэффициента управляемости норме управляемости; уровень качества ОСУ; затраты на управление по подразделениям и др.

8) Решение – конечный результат управленческой деятельности: состав, структура и качество решений; полнота, обоснованность и своевременность решений; уровень использования и регламентации решений; повторность и количество решений; затраты на принятие решений и их выполнение.

9) Цели системы управления.

10) Обратная связь - это механизм учета разницы между целью действия и его результатом.

 

1.2 Характеристика  исследования систем управления

         Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

По целям исследований можно  выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует  выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

- распознание проблем и проблемных ситуаций;

- определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;

- установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);

- нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

- разработка вариантов решения проблем;

- выбор оптимального варианта решения - проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все  эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкретной проблемы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.

Исследование систем управления включает: уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений; выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде; выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей; сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия .

В процессе исследования и анализа  работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

 

Глава 2 Социологические методы исследования в управлении

2.1. Социологические  исследования : понятие, виды, функции

            Социология– это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы.             Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.

            Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

  • Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.
  • Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.
  • Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.
  • Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными(представительными) способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

          Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

     Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации.

  1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:
  • Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением.
  • Описательное – дает системное описание изучаемого явления.
  • Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.
  1. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:
  • Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.
  • Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа.
  1. По масштабу исследования:
  • Локальные (определенный объект, район)
  • Региональные (область, несколько областей)
  • Отраслевые (преобладали в советской социологии)
  • Общегосударственные (общенациональные)
  • Международные
  1. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).

 

          Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

          1.Подготовительный этап.

 Качество подготовки обеспечивает  ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

          2.Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации.

  Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

         3.Этап подготовки и обработки информации.

 Та информация, которая получена  на полевом этапе, нуждается  в проверке и упорядочении. Весь  собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

         4.Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап.

 В ходе анализа делаются  выводы о подтверждении или  опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

1)информационная справка,

2)информационная записка;

3)аналитическая записка;

4)отчет о научно-исследовательской  работе.

2.2. Программа  социологических исследований

         Организация социологических исследований систем управления подразумевает разработку их программ. Программа – это документ, который содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приёмов изучения определённого явления или процесса. Программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Какой бы ни была специфика конкретного  социологического исследования, оно  всегда проходит определенные этапы.. Анализ показывает, что любое социологическое  исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.

Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости; ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

Исходя из того что программа  играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая функция заключается  в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает  снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая функция состоит  в представлении объекта как  особой модели социологического  исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.

Информация о работе Методы социологических исследований в управлении