Методы социологических исследований в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности системы управления как объекта исследования,
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.

Содержание работы

Определение……………………………………………………………………………………….4
Введение………………..…………………………………………………..………………………5
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6
1.2 Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11
2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20
Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.

6. Нормативная функция указывает  на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.

7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая функция обеспечивает  поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования: организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования; оформление договоров и соглашения; обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника); финансовое и кадровое обеспечение исследования; тиражирование методического инструментария; проведение пробного исследования; проведение основного исследования; обработка результатов исследования; обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций; внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.

Отсутствие или неполная разработанность  программы отличает спекулятивные  и недобросовестные исследования. Поэтому  при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.

 

 

2.2. Виды социологических исследований в управлении

Социологические исследования - это необходимый элемент любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего, на выявление источников геополитических, политических особенностей и определяемых ими рисков, а также социальных рисков в системе управления, связанных с особенностями данной организации.

Необходимо учитывать, что, так  как роль человеческого фактора  по мере усложнения технологий постоянно  возрастает, возрастает и роль социологических  исследований в управлении. Как и другие типы исследований, социологические исследования могут быть:

- по периоду проведения относительно  процессов в системе управления: предшествующими (прогнозными или  плановыми), в реальном масштабе  времени, последующими;

- по отношению к исследуемой  системе: внутренними и (или)  внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи. Такие исследования рассмотрены выше. Далее рассматриваем только внутренние социологические исследования.

             Социологическим исследованием системы управления называется разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социальную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Целью социологических  исследований в  управлении могут быть:

- оптимизация номенклатуры выпускаемых  товаров или производимых работ,  оказываемых услуг;

- отказ от тех товаров, работ  и услуг, которые не пользуются  спросом;

- совершенствование и модернизация  товаров, работ и услуг, условий  их предоставления с учетом  дифференциации потребностей различных  групп населения;

- выработки наиболее действенных  методов пропаганды и реализации  товаров, работ и услуг;

- изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;

- улучшение социальной ситуации  в коллективе;

- снижение затрат за счет  активизации человеческого фактора,  улучшения мотивации к труду и др.

Социологические исследования систем управления могут быть комплексными и специальными, целевыми. К целевым  исследованиям могут быть отнесены и исследования мотивации и конфликтов в системе управления.

При социологических исследованиях в первую очередь нужно установить, относится ли коллектив (объект исследования) к гражданскому (демократическому, индивидуалистскому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов. В исследованиях нужно учитывать, что гражданское общество характеризуется: разделением властей, более сложными отношениями общественных классов и индивидуумов, приоритетом закона и др.

При таких исследованиях нужно  учитывать и характеристики внешней  среды

(фона). Большое влияние на социологические  характеристики могут оказывать риски внешней среды социологической среды системы управления (геополитические, внешнеполитические, внутриполитические риски).

Риск - это возможность как отрицательных, так и положительных отклонений от плановых величин в процессе деятельности. Социологические исследования факторов риска позволяет выявить как опасности, возможный ущерб, так и шанс.

Социальные риски системы  управления - это риски прекращения работы (например, в результате забастовок), снижения эффективности работы, необоснованное сверхнормативное повышение затрат или увеличение вероятности сбоев в работе, вызываемое несоответствиями в социальных отношениях в коллективе, в частности отсутствием должной мотивации к труду, конфликтами. Чистые социальные риски связаны с проблемами, которые выражаются в том, что организация не достигает поставленных целей по причинам, порождаемым человеческим фактором, например: несоответствием социальных отношений используемым технологиям науки, воспроизводства; недостаточности мотивации к труду; конфликтов и др.

Кроме того, важное значение имеет  исследование таких социологических  факторов, как власть и лидерство, мотивация, конфликты, структура и  взаимодействие властей. При исследованиях  структуры власти и взаимодействия различных ее элементов могут выделяться: власть должности, личная власть, власть религиозной веры; исполнительная, законодательная, судебная, информационная власть и др.

Организационная культура - важнейшая характеристика управления. Она включает цели управления в отношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации и многое другое.

При исследовании организационной  культуры нужно исследовать с  особым вниманием власть и лидерство.

Власть - способность влиять на поведение людей на основе их подчинения. Лидерство позволяет влиять на поведение людей на основе общности интересов сотрудников организации.

 

2.4. Методы социологических исследований в управлении

           Эффективность   исследования  систем    управления во многом определяется

выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Всю   совокупность  методов  исследования   можно разбить  на три большие

группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы .

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: анкетирование, метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов. Часто данною группу методов называют социологическими методами исследования.

Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

  • аналитические (включают методы классической математики  - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

В настоящее время в экономике  и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации. К третьей группе относятся комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование,   топология и  др.

Методами социологического исследования в управлении используется опыт нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации (анкетирование, метод  «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры»и др.) .

           Концепция «мозговой атаки» получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей .

           Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых справок от предприятий и организаций, необходимых консультаций.

           Метод экспертных оценок. Сущность заключается  в  проведении  экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений  и формальной  обработкой  результатов.  Получаемое  в   результате   обработки обобщенное мнение экспертов принимается как  решение  проблемы.  Комплексное использование интуиции  (неосознанного  мышления),  логического  мышления  и количественных  оценок  с  их  формальной  обработкой   позволяет   получить эффективное решение проблемы.

            Методы типа «Делъфи». Метод «Дельфи первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

             Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

          «Деловые игры» - метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

Информация о работе Методы социологических исследований в управлении