Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:00, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления.
Для достижения поставленной цели в рамках аналитической записки выявить сущность и содержание понятия "система управления",
определить особенности системы управления как объекта исследования,
раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды, охарактеризовать основные социологические методы исследования.
Определение……………………………………………………………………………………….4
Введение………………..…………………………………………………..………………………5
1. Теоретические основы исследования систем управления….………………………….…6
1.1 Понятие «системы управления»…………………………………….………………………....6
1.2 Характеристика исследования систем управления……..………….……………………..….8
2. Социологические методы исследования в управлении………..…..………………….….10
2.1. Социологические исследования: понятие, виды, функции…………………………………10
2.2. Программа социологических исследований……………………………………………….....11
2.3. Виды социологических исследований в управлении……..………….……………………....14
2.4. Методы социологических исследований в управлении……………………………………...17
Заключение…………..…………………………………………………….……………………….20
Список использованной литературы..…….………………………………………………..…..21
5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая функция
Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования: организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования; оформление договоров и соглашения; обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника); финансовое и кадровое обеспечение исследования; тиражирование методического инструментария; проведение пробного исследования; проведение основного исследования; обработка результатов исследования; обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций; внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.
2.2. Виды социологических исследований в управлении
Социологические исследования - это необходимый элемент любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего, на выявление источников геополитических, политических особенностей и определяемых ими рисков, а также социальных рисков в системе управления, связанных с особенностями данной организации.
Необходимо учитывать, что, так как роль человеческого фактора по мере усложнения технологий постоянно возрастает, возрастает и роль социологических исследований в управлении. Как и другие типы исследований, социологические исследования могут быть:
- по периоду проведения
- по отношению к исследуемой системе: внутренними и (или) внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи. Такие исследования рассмотрены выше. Далее рассматриваем только внутренние социологические исследования.
Социологическим исследованием системы управления называется разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социальную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Целью социологических исследований в управлении могут быть:
- оптимизация номенклатуры
- отказ от тех товаров, работ
и услуг, которые не
- совершенствование и
- выработки наиболее
- изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;
- улучшение социальной ситуации в коллективе;
- снижение затрат за счет
активизации человеческого
Социологические исследования систем управления могут быть комплексными и специальными, целевыми. К целевым исследованиям могут быть отнесены и исследования мотивации и конфликтов в системе управления.
При социологических исследованиях в первую очередь нужно установить, относится ли коллектив (объект исследования) к гражданскому (демократическому, индивидуалистскому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов. В исследованиях нужно учитывать, что гражданское общество характеризуется: разделением властей, более сложными отношениями общественных классов и индивидуумов, приоритетом закона и др.
При таких исследованиях нужно учитывать и характеристики внешней среды
(фона). Большое влияние на
Риск - это возможность как отрицательных, так и положительных отклонений от плановых величин в процессе деятельности. Социологические исследования факторов риска позволяет выявить как опасности, возможный ущерб, так и шанс.
Социальные риски системы управления - это риски прекращения работы (например, в результате забастовок), снижения эффективности работы, необоснованное сверхнормативное повышение затрат или увеличение вероятности сбоев в работе, вызываемое несоответствиями в социальных отношениях в коллективе, в частности отсутствием должной мотивации к труду, конфликтами. Чистые социальные риски связаны с проблемами, которые выражаются в том, что организация не достигает поставленных целей по причинам, порождаемым человеческим фактором, например: несоответствием социальных отношений используемым технологиям науки, воспроизводства; недостаточности мотивации к труду; конфликтов и др.
Кроме того, важное значение имеет исследование таких социологических факторов, как власть и лидерство, мотивация, конфликты, структура и взаимодействие властей. При исследованиях структуры власти и взаимодействия различных ее элементов могут выделяться: власть должности, личная власть, власть религиозной веры; исполнительная, законодательная, судебная, информационная власть и др.
Организационная культура - важнейшая характеристика управления. Она включает цели управления в отношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации и многое другое.
При исследовании организационной культуры нужно исследовать с особым вниманием власть и лидерство.
Власть - способность влиять на поведение людей на основе их подчинения. Лидерство позволяет влиять на поведение людей на основе общности интересов сотрудников организации.
2.4. Методы социологических исследований в управлении
Эффективность исследования систем управления во многом определяется
выбранными и использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие
группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы .
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: анкетирование, метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов. Часто данною группу методов называют социологическими методами исследования.
Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации. К третьей группе относятся комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология и др.
Методами социологического исследования в управлении используется опыт нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации (анкетирование, метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры»и др.) .
Концепция «мозговой атаки» получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей .
Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых справок от предприятий и организаций, необходимых консультаций.
Метод экспертных оценок. Сущность заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
Методы типа «Делъфи». Метод «Дельфи первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.
Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
«Деловые игры» - метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.
Информация о работе Методы социологических исследований в управлении