Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование процессов экономического планирования и управления на тепловой электростанции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные положения об энергетической отрасли и ТЭС;
- изучить экономические законы как основу функционирования предприятия энергетической отрасли;
- проанализировать состав основных фондов тепловых электростанций;
- исследовать экономические методы управления персоналом на ТЭС;
- сделать выводы.
Различают следующие виды нормирования
Норма производственно-хозяйственных
затрат - это установление плановой
меры, научно и технически обоснованного
количества потребляемого ресурса
определенного вида (сырья, материалов,
энергии, труда, денег и др.). необходимого
и достаточного для выпуска единицы
продукции или выполнения работы
установленного качества в реальных
организационно-технических
В энергетике это общее
определение конкретизируется: норма
расхода энергетических ресурсов -
необходимое и достаточное, технически
и экономически обоснованное количество
энергии для производства единицы
продукции (работы, услуги) в реальных
условиях энергетического или
В практике хозяйствования наряду с понятием нормы широко используется термин «норматив», причем нередко оба этих понятия получают один и тот же смысл. Однако в ряде случаев, например, при производственном нормировании энергетических ресурсов, эти понятия строго разграничиваются, являясь дополнением одного другим. Тогда представляется целесообразным дать более четкое определение нормативу для его последующего использования, не путая с понятием нормы. [6, c.385]
Норматив - количество ресурса,
теоретически необходимого для выпуска
единицы продукции или
С учетом данных определений
и пояснений следует
Нормирование - это процесс
установления плановой меры, величины,
численного значения или каких-либо
других количественных или качественных
показателей с разработкой
–текущее - разработка соответствующих норм на текущий плановый период (обычно - на плановый год, иногда с разбивкой по кварталам и даже месяцам);
–перспективное - разработка норм и нормативов на перспективу, в качестве которой принимаются сроки, большие, чем требуется.
Не следует классифицировать нормирование по видам норм, как иногда делается в некоторых исследованиях, поскольку в данном случае рассматривая нормирование как функцию управления, отмечаются ли его временные градации и не имеет никакого значения деление норм их назначению, степени агрегации, способу разработки и т.п.
Планирование - это целенаправленная деятельность государства (как его центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению на ближнюю и дальнюю перспективу объемов пропорций и темпов общественного воспроизводства во всех (государственных и негосударственных) секторах экономики при реализации экономических, социальных и научно-технических задач.
Планирование, отталкиваясь
от этих глобальных задач в экономике
страны, должно вестись тем детальней,
чем меньше производственно-хозяйственный
объект. Так, на уровне региона объемы,
пропорции и темпы
С учетом традиций отечественной экономики для любого производственного объекта можно дать следующее определение: планирование - разработка программы (программирование) будущих действий в любой области деятельности с составлением программных документов - планов.
По видам, определяемым плановыми сроками, различают планирование:
–оперативное - на оперативный момент времени (в энергетике - мгновение, час, сутки);
–текущее - на текущий, плановый период; обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам, и после каждого квартала (месяца) годовая плановая программа должна уточняться, корректироваться с учетом новой (рыночной) ситуации;
–перспективное - на плановую перспективу, т.е. 5, обычно предполагает уточнение текущих плановых программ по прошествии каждого из текущих периодов (года);
–долгосрочное - на период 10—15 лет, обычно с разбивкой на меньшие перспективные сроки, с корректировкой последующих про грамм по прошествии одного из этих сроков;
–прогнозирование - за пределами долгосрочного планирования до 30 лет и более; для экономико-социальных прогнозов используются специальные прогностические методы (из арсенала науки прогнозируются, с применением теории вероятности и потому в условиях рынка; других, краткосрочных видов планирования. Как уже отмечалось, контроль и регулирование являются двумя самостоятельными функциями, однако рассмотрение их по отдельности нецелесообразно, поскольку «контроль ради контроля» беспредметен, а регулирование возможно лишь после необходимого контроля соответствующих параметров.
Контроль и регулирование
- две тесно взаимосвязанные
–оперативные - на оперативный
момент времени, что особенно важно
для непрерывных
–текущие - в текущий, плановый период, т.е. в течение года или в любой период, больший, чем оперативный.
Из рассмотрения каждой отдельной
функции управления видно, что они
вместе со своими подфункциями играют
важнейшую роль в управлении социальной
и производственно-
Общее управление (организация)
1. Перспективное планирование
2. Текущее технико-экономическое планирование
3. Оперативное планирование
4. Оперативное управление, контроль и регулирование
5. Оперативный учет
6. Бухгалтерский и
7. Анализ деятельности
8. Нормирование
Все эти функции в хозяйственной практике и при декомпозиции системы управления прилагаются (проецируются) на другие координатные оси, прежде всего на области деятельности и объекты управления.
1.4 Области деятельности (области управления)
Области, в которых происходит управленческая деятельность при выполнении всех функций, во многом определяются структурой и спецификой объекта управления, особенностями соответствующей отрасли предприятия.
В самом общем виде можно
дать следующее определение: область
управления (области деятельности)
- это специфические области
Поскольку круг этих областей
очень широк и не может быть
достаточно подробно описан в одной
координатной оси, для областей управления
применяется ступенчатая
В энергетике (точнее - в электроэнергетических системах) областями 1-го порядка считаются:
Группировка и наименование этих областей 1-го порядка даны также исходя из соображений оптимального кодирования, чтобы иметь только десять областей.
Примерно так же происходит группировка и классификация областей 2-го и последующих порядков. Например, область 6. Себестоимость расшифровывается областями 2-го порядка следующим образом:
60.Себестоимость продукции.
61.Себестоимость
62. Производственные расходы на электрическую и тепловую энергию.
63.(Резервная область).
64.Общестанционные и
65.Общесистемные расходы.
66.Себестоимость капитального
ремонта хозяйственным
67.Себестоимость услуг на сторону.
68.Себестоимость продукции ремонтных заводов.
69.Непроизводительные расходы и потери от брака.
Аналогичным образом расшифровываются и другие области 1-го порядка. При этом предусматривается дальнейшая детализация областей деятельности. Например, для области 1-го порядка Баланс мощности возникают следующие области управления 2-го и 3-го порядков:
10. Энергоресурсы.
100.Поступление топлива.
101.Отпуск топлива.
102.Расход топлива.
103. Энергетический расход топлива.
104.Удельные расходы топлива.
105.Расход топлива на производство тепловой энергии.
106.Специфические показатели органического топлива.
107.Резервные области.
Следует отметить, что в процессе управления возникает потребность в сборе информации способной помочь управленцу в процессе принятия управленческого решения. Такой сбор информации невозможен без исследования основных экономических аспектов управления предприятиями энергетической отрасли, анализ которых крайне необходим в процессах нормирования и планирования. [7,C.65]
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫМИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ
2.1 Основные производственные фонды тепловых электростанций
В условиях рыночной экономики очень важно четко и однозначно понимать различные виды единовременных затрат: капитал, капиталовложения, инвестиции, производственные фонды, включая основные фонды и оборотные средства.
Экономическая сущность основных производственных фондов - многократное, в течение длительного времени участие в производственном процессе, когда их стоимость постепенно утрачивается (оборудование «стареет») и переносится на производимую продукцию.
Оборотные фонды и оборотные средства в процессе производства сразу и полностью утрачивают свою стоимость, которая включается в стоимость произведенной продукции.
Целесообразно отметить три коренных отличия основных и оборотных производственных фондов:
1) сохранение основными
фондами в течение длительного
времени своей формы, а
2) длительный срок службы
основных фондов по сравнению
с оборотными средствами, которые
полностью поглощаются
3) длительный, постепенный
перенос стоимости на
Единовременные затраты и ежегодные расходы отражаются в производственном процессе, когда производственные фонды переносят свою стоимость на продукцию. По форме участия в производстве эти фонды разделяются на основные и оборотные.
Информация о работе Методы управления на тепловых электростанциях