Методы управления на тепловых электростанциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование процессов экономического планирования и управления на тепловой электростанции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные положения об энергетической отрасли и ТЭС;
- изучить экономические законы как основу функционирования предприятия энергетической отрасли;
- проанализировать состав основных фондов тепловых электростанций;
- исследовать экономические методы управления персоналом на ТЭС;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 72.11 Кб (Скачать файл)

Различают следующие виды нормирования

Норма производственно-хозяйственных  затрат - это установление плановой меры, научно и технически обоснованного  количества потребляемого ресурса  определенного вида (сырья, материалов, энергии, труда, денег и др.). необходимого и достаточного для выпуска единицы  продукции или выполнения работы установленного качества в реальных организационно-технических условиях производства.

В энергетике это общее  определение конкретизируется: норма  расхода энергетических ресурсов - необходимое и достаточное, технически и экономически обоснованное количество энергии для производства единицы  продукции (работы, услуги) в реальных условиях энергетического или промышленного  производства.

В практике хозяйствования наряду с понятием нормы широко используется термин «норматив», причем нередко  оба этих понятия получают один и  тот же смысл. Однако в ряде случаев, например, при производственном нормировании энергетических ресурсов, эти понятия  строго разграничиваются, являясь дополнением  одного другим. Тогда представляется целесообразным дать более четкое определение  нормативу для его последующего использования, не путая с понятием нормы. [6, c.385]

Норматив - количество ресурса, теоретически необходимого для выпуска  единицы продукции или выполнения работы установленного качества, установленное  научно-техническими расчетами без  учета реальных организационно-технических  условий производства; норматив всегда меньше нормы на величину неизбежных потерь (непредусмотренных затрат), возникающих вследствие эксплуатационных и режимных отклонений от запланированного хода технологических или производственно-хозяйственных  процессов.

С учетом данных определений  и пояснений следует сформулировать понятие нормирования как функции  управления.

Нормирование - это процесс  установления плановой меры, величины, численного значения или каких-либо других количественных или качественных показателей с разработкой соответствующего норматива или нормы; в практике производственно-хозяйственной деятельности в зависимости от времени применения норм различаются следующие виды нормирования:

–текущее - разработка соответствующих  норм на текущий плановый период (обычно - на плановый год, иногда с разбивкой  по кварталам и даже месяцам);

–перспективное - разработка норм и нормативов на перспективу, в  качестве которой принимаются сроки, большие, чем требуется.

Не следует классифицировать нормирование по видам норм, как  иногда делается в некоторых исследованиях, поскольку в данном случае рассматривая нормирование как функцию управления, отмечаются ли его временные градации и не имеет никакого значения деление  норм их назначению, степени агрегации, способу разработки и т.п.

Планирование - это целенаправленная деятельность государства (как его  центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению  на ближнюю и дальнюю перспективу  объемов пропорций и темпов общественного  воспроизводства во всех (государственных  и негосударственных) секторах экономики при реализации экономических, социальных и научно-технических задач.

Планирование, отталкиваясь от этих глобальных задач в экономике  страны, должно вестись тем детальней, чем меньше производственно-хозяйственный  объект. Так, на уровне региона объемы, пропорции и темпы воспроизводства  требуют достаточно подробной расшифровки  и привязки к отраслям и даже к  конкретным предприятиям. А на предприятиях план - руководящий документ всей деятельности, разумеется, без его догматической  абсолютизации и при необходимой  гибкости, мобильности и маневренности  в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры. Именно с таких позиций следует  рассматривать планирование как  одну из важнейших функций управления.

С учетом традиций отечественной  экономики для любого производственного  объекта можно дать следующее  определение: планирование - разработка программы (программирование) будущих  действий в любой области деятельности с составлением программных документов - планов.

По видам, определяемым плановыми  сроками, различают планирование:

–оперативное - на оперативный  момент времени (в энергетике - мгновение, час, сутки);

–текущее - на текущий, плановый период; обычно на год с разбивкой  по кварталам и месяцам, и после  каждого квартала (месяца) годовая  плановая программа должна уточняться, корректироваться с учетом новой (рыночной) ситуации;

–перспективное - на плановую перспективу, т.е. 5, обычно предполагает уточнение текущих плановых программ по прошествии каждого из текущих  периодов (года);

–долгосрочное - на период 10—15 лет, обычно с разбивкой на меньшие  перспективные сроки, с корректировкой последующих про грамм по прошествии одного из этих сроков;

–прогнозирование - за пределами  долгосрочного планирования до 30 лет  и более; для экономико-социальных прогнозов используются специальные  прогностические методы (из арсенала науки прогнозируются, с применением  теории вероятности и потому в  условиях рынка; других, краткосрочных  видов планирования. Как уже отмечалось, контроль и регулирование являются двумя самостоятельными функциями, однако рассмотрение их по отдельности  нецелесообразно, поскольку «контроль  ради контроля» беспредметен, а регулирование  возможно лишь после необходимого контроля соответствующих параметров.

Контроль и регулирование - две тесно взаимосвязанные функции, причем контроль необходим только в  целях регулирования выявленных отклонений от нормального (нормированного) хода производственно-хозяйственной  деятельности, которые всегда могут  иметь место в жизни. По периодам их осуществления они различаются  как:

–оперативные - на оперативный  момент времени, что особенно важно  для непрерывных быстропротекающих  процессов, например при электроснабжении потребителей;

–текущие - в текущий, плановый период, т.е. в течение года или  в любой период, больший, чем оперативный.

Из рассмотрения каждой отдельной  функции управления видно, что они  вместе со своими подфункциями играют важнейшую роль в управлении социальной и производственно-хозяйственной  жизнью страны, региона, города, предприятия, организации, учреждения. Для каждого  конкретного случая их перечень может  приниматься по соображениям целесообразности, наибольшей значимости той или иной функции и подфункции, а также  исходя из требований оптимального кодирования. Для энергетических систем принят следующий  перечень:

Общее управление (организация)

1. Перспективное планирование

2. Текущее технико-экономическое  планирование

3. Оперативное планирование

4. Оперативное управление, контроль и регулирование

5. Оперативный учет

6. Бухгалтерский и статистический  учет и отчетность

7. Анализ деятельности

8. Нормирование

Все эти функции в хозяйственной  практике и при декомпозиции системы  управления прилагаются (проецируются) на другие координатные оси, прежде всего  на области деятельности и объекты  управления.

 

1.4 Области деятельности (области управления)

 

Области, в которых происходит управленческая деятельность при выполнении всех функций, во многом определяются структурой и спецификой объекта  управления, особенностями соответствующей  отрасли предприятия.

В самом общем виде можно  дать следующее определение: область  управления (области деятельности) - это специфические области производственно-хозяйственной  и социальной деятельности, охватывающие производство продукции, работ и  услуг; эксплуатацию производственных и непроизводственных объектов, включая  землепользование - все виды экономической  работы; различные аспекты финансовой деятельности; все виды снабжения, в  том числе материально-технического-различные  виды технического, санитарного, архитектурно-планировочного и юридического надзора; социальное обеспечение и защиту населения.

 

Поскольку круг этих областей очень широк и не может быть достаточно подробно описан в одной  координатной оси, для областей управления применяется ступенчатая классификация: сначала называются наиболее крупные, агрегированные области деятельности, которым присваивается 1-й порядок; каждая из областей 1-го порядка расшифровывается - образуются области 2-го порядка; при  необходимости производится дальнейшая детализация - возникают области  деятельности 3-го, 4-го и последующих  порядков.

В энергетике (точнее - в электроэнергетических  системах) областями 1-го порядка считаются:

    1. Общее управление
    2. Баланс энергии
    3. Баланс мощности (при эксплуатации)
    4. Баланс мощности (при развитии энергосистемы)
    5. Труд, кадры и заработная плата
    6. Материально-техническое снабжение
    7. Себестоимость
    8. Финансирование и сбыт
    9. Присоединение и надзор
    10. Техническая подготовка производства

Группировка и наименование этих областей 1-го порядка даны также  исходя из соображений оптимального кодирования, чтобы иметь только десять областей.

Примерно так же происходит группировка и классификация  областей 2-го и последующих порядков. Например, область 6. Себестоимость  расшифровывается областями 2-го порядка  следующим образом:

60.Себестоимость продукции.

61.Себестоимость электрической  и тепловой энергии.

62. Производственные расходы  на электрическую и тепловую  энергию.

63.(Резервная область).

64.Общестанционные и общесетевые  расходы.

65.Общесистемные расходы.

66.Себестоимость капитального  ремонта хозяйственным способом.

67.Себестоимость услуг  на сторону.

68.Себестоимость продукции  ремонтных заводов.

69.Непроизводительные расходы  и потери от брака.

Аналогичным образом расшифровываются и другие области 1-го порядка. При  этом предусматривается дальнейшая детализация областей деятельности. Например, для области 1-го порядка  Баланс мощности возникают следующие  области управления 2-го и 3-го порядков:

10. Энергоресурсы.

100.Поступление топлива.

101.Отпуск топлива.

102.Расход топлива.

103. Энергетический расход  топлива.

104.Удельные расходы топлива.

105.Расход топлива на  производство тепловой энергии.

106.Специфические показатели  органического топлива.

107.Резервные области. 

Следует отметить, что в  процессе управления возникает потребность  в сборе информации способной  помочь управленцу в процессе принятия управленческого решения. Такой  сбор информации невозможен без исследования основных экономических аспектов управления предприятиями энергетической отрасли, анализ которых крайне необходим  в процессах нормирования и планирования. [7,C.65]

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫМИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ

 

2.1 Основные производственные  фонды тепловых электростанций

 

В условиях рыночной экономики  очень важно четко и однозначно понимать различные виды единовременных затрат: капитал, капиталовложения, инвестиции, производственные фонды, включая основные фонды и оборотные средства.

Экономическая сущность основных производственных фондов - многократное, в течение длительного времени  участие в производственном процессе, когда их стоимость постепенно утрачивается (оборудование «стареет») и переносится  на производимую продукцию.

Оборотные фонды и оборотные  средства в процессе производства сразу  и полностью утрачивают свою стоимость, которая включается в стоимость  произведенной продукции.

Целесообразно отметить три  коренных отличия основных и оборотных  производственных фондов:

1) сохранение основными  фондами в течение длительного  времени своей формы, а оборотные  фонды и средства сразу же  в течение производственного  цикла свою первоначальную форму  теряют, как бы «растворяясь»  в производимой продукции;

2) длительный срок службы  основных фондов по сравнению  с оборотными средствами, которые  полностью поглощаются производством  за один оборот;

3) длительный, постепенный  перенос стоимости на продукцию  основными фондами, в то время  как оборотные фонды переносят  ее на продукцию сразу (за  один оборот).

Единовременные затраты  и ежегодные расходы отражаются в производственном процессе, когда  производственные фонды переносят  свою стоимость на продукцию. По форме участия в производстве эти фонды разделяются на основные и оборотные.

Информация о работе Методы управления на тепловых электростанциях