Методы управления на тепловых электростанциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование процессов экономического планирования и управления на тепловой электростанции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные положения об энергетической отрасли и ТЭС;
- изучить экономические законы как основу функционирования предприятия энергетической отрасли;
- проанализировать состав основных фондов тепловых электростанций;
- исследовать экономические методы управления персоналом на ТЭС;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 72.11 Кб (Скачать файл)

1. показатель как минимальная  единица информации;

2. управленческая задача  как элементарный акт управления  на любой его стадии и в  любой фазе цикла;

3. управленческий документ  как документированная информация, в большинстве случаев являющийся  конечным результатом выполнения  какой-либо управленческой задачи.

При совершенствовании управления потребуется классификационная  группировка каждого из этих элементов, а, следовательно, необходима разработка классификаторов для показателей, задач и документов.

Показатели являются наименьшими  из возможных элементов - объектов классификации, используются при построении моделей  управления и при описании информационных потоков. В теории управления существуют следующие определения:

 

Показатель:

1. контролируемый параметр  системы;

2. наименьшая единица  данных, имеющая смысловое значение  и содержащая количественную  или качественную характеристику  объекта;

3. показатель в документе  - совокупность реквизита-признака  и реквизита-основания. Обычно  под показателем понимают количественное  значение (число) с набором идентифицирующих  его качественных признаков, причем  таких признаков может быть  несколько. Например: 50 (реквизит - основание)  мегаватт (1-й реквизит-признак - размерность  показателя) - установленная мощность (2-й реквизит-признак - название  самого показателя) турбогенератора  (3-й реквизит-признак - наименование 1-го объекта, к которому относится  показатель), установленного на ТЭС  (4-й реквизит-признак - наименование 2-го, более крупного объекта, к которому относится показатель, (5-й реквизит-признак - идентификация объекта).

Эта единица информации очень  хорошо, но слишком подробно иллюстрирует процесс управления, и потому применяется  при совершенствовании управления лишь для локальных решений, в  частности, при упорядочении информации в информационных потоках и при  формировании исходных или выходных данных управленческих задач для  оценки ее необходимости и достаточности  на определенном уровне компетенции. В  то же время кодирование этих единиц информации давно уже получило широкое  распространение, для чего созданы  общеотраслевые и общепромышленные классификаторы.

Управленческие задачи - это реальный элемент управления, присутствующий повсеместно, во всех звеньях  и подразделениях, нуждающийся в упорядочении и взаимоувязке.

К сожалению, до сих пор  нет четкого определения этого  понятия и единого мнения о  границах управленческих действий, которые  следовало бы называть «задачей управления». Так, задачей может считаться  выявление одного, отдельно взятого, показателя (минимальный уровень) или  комплекс вопросов, связанных с приложением  какой-либо функции управления к  определенной области деятельности. Тем не менее, задачи, а также деловые  процедуры являются основой моделирования  управления при построении функциональных моделей так, чтобы их выбор в  качестве одного из объектов классификации  был бы вполне оправдан.

Большинство управленческих действий, в том числе и тех, что заключаются в подготовке и являются итоговым актом решения  управленческих задач, большинство  этих задач документируется, т. е. готовятся  различные документы, отражающие практически  все аспекты управленческой деятельности. Документ - материальный объект, содержащий информацию в удобном виде и предназначенный  для того или иного управленческого  действия при выполнении определенной функции в процессе подковки принятия и осуществления управленческого решения: учета (учетный документ), анализа (аналитический документ), нормирования (нормативный документ), планирования (план), контроля (контрольный документ) и др.

Определения, свойства, формы  и разновидности документа хорошо известны, кроме того он почти всегда имеет правовую, административную, учетную, плановую, нормативную или  любую другую функционально-управленческую силу. Использование документов при  построении функциональных моделей  вместо управленческих задач, как правило, придает этим моделям большую  четкость, причем они становятся иллюстрациями, фрагментами общепроизводственного  документооборота.

Информатизация управления требует классификации управленческих задач, использования классификаторов  производственно-хозяйственных показателей  и классификаторов управленческой документации.

Декомпозиция проводится по определяющим признаки классификации  координатным осям, в качестве которых  обычно принимаются: функции управления; области деятельности (области управления); объекты управления; уровни (ранги) управления; виды задач управления и др.

Не все из названных  понятий, образующих координатные оси  при декомпозиции, определяются просто и однозначно. Помимо спорности и  неоднозначности некоторых классификационных  группировок требуется применить  все эти категории и понятия  к совершенно конкретной задаче - системе  управления, и при этом иметь в  виду возможное изменение их экономико-организационного содержания в условиях рынка. Поэтому  названные категории и понятия  нуждаются в специальном и  подробном рассмотрении.

Классификация может проводиться  различными методами, из которых наиболее известны:

–линейная классификация - простой перечень более или менее  однородных классифицируемых объектов; [3,C.11]

–кассетная классификация - группировка объектов классификации  по некоторым признакам;

–иерархическая классификация - ступенчатое последовательное расчленение  классифицируемых объектов (по принципу «матрешка в матрешке»);

–матричная классификация - расположение объектов в некоем пространстве (2-х, 3-х, 4-х, наконец, в N-мерном), снабженном координатными осями, в качестве которых выступают признаки классификации.

–Наиболее универсальной  является матричная классификация, в которой содержатся принципы и  линейной, и иерархической классификации. К тому же она наилучшим образом  соответствует задачам декомпозиции системы управления любым объектом.

 

1.3 Функции управления

 

Функция управления - это  особый вид работ, однородных по своему назначению и обеспечивающих функционирование системы управления, выполнение всех этапов управленческого цикла подготовки, принятия и осуществления управляющего решения для достижения поставленной цели, а именно:

1.  руководство работами  во всех фазах цикла;

2.  организацию информации, циркулирующей по всему циклу;

3.  учет, т. е. сбор  сведений о состоянии управляемого  объекта;

4.  анализ учетной информации  как одно из условий подготовки  управленческого решения;

5.  нормирование различных  показателей, выработка их эталонных  значений для сравнения при  анализе и для последующего  планирования, а также отбор критериев  для выбора оптимального управленческого  решения;

6.  планирование как  акт реализации принятого решения,  включая организацию его выполнения;

7.  контроль исполнения  и регулирование процесса осуществления  управленческого решения - завершение  одного цикла управления и  начало другого;

8.  учет, т.е. сбор сведений  о новом состоянии управляемого  объекта после осуществления  управленческого решения и т.д.

Перечень функций управления по-разному формируется в различных  руководящих документах и в работах  специалистов. Если рассмотреть «максимальный  вариант» такого перечня, получим следующий  классифицированный состав известных  функций управления: организация, учет, анализ, нормирование, планирование, контроль, регулирование.

Иногда как одну единую функцию рассматривают «учет  и контроль», «нормирование и  планирование», «учет и анализ», «контроль и регулирование». В  таких сочетаниях, безусловно, есть определенный смысл, поскольку, во-первых, эти функции взаимосвязаны в  процессе выполнения и, во-вторых, в  указанных парах одна из них превалирует  и низводит другие до подчиненного положения, что также на практике часто оправдано. В любом случае эти функции накладываются на другие, упомянутые Л е координатные оси декомпозиции, и таким образом  так или иначе захватывают  все «деловое пространство» управления. Каждая из функций составляет достаточно сложный комплекс управленческих работ, и потому должна быть рассмотрена  подробнее.

Функция «организация» употребляется  в качестве широкого, емкого термина, относящегося ко всей управленческой, распорядительной деятельности.

Организация включает подфункции:

–руководство, осуществляемое административно-распорядительными, социально-психологическими, социально-политическими (идеологическими) и преимущественно экономическими методами;

–организация взаимоотношений  в процессах производства и управления, т. е. в управляемой, управляющей  системах и при взаимодействии между  людьми, имея в виду их экономическую  заинтересованность в наиболее эффективном  совместном труде;

–организация информации во всех фазах и на всех промежуточных  стадиях единого цикла управления при подготовке, принятии и осуществлении  управленческого решения.

Учет представляет собой  сбор информации о состоянии управляемого объекта и управляющей системы  в их разных подразделениях на различных  стадиях производственных и информационных процессов для целей правления  во всех фазах управленческого цикла. Существуют следующие виды учета:

–оперативный учет, т. е. сбор информации на оперативный момент времени, который в разных отраслях определяется по-разному - от мгновения (долей секунды) до суток;

–статистический учет и  отчетность, которые точнее следует  определить как текущие, поскольку  они призваны отражать состояние  всей системы в текущий момент, границы которого также определяются по-разному - от суток или месяца, но всегда до года; существенным обстоятельством  этой подфункции управления является наличие заявленной в названии отчетности, т.е. статистической (текущей) информации, почти всегда документированной;

–бухгалтерский учет, который  вместе с бухгалтерским анализом хозяйственной деятельности образует комплекс управленческих задач, выполняемых  по устоявшейся и хорошо отработанной методике.

Анализ представляет собой  расчленение исследуемого объекта, предмета или явления на составные  части, изучение этих частей и сравнение  с эталонами, нормативами для  определения направлений совершенствования  изучаемого объекта; обычно проводится (или должен проводится по технико-технологическим  и экономико-организационным критериям  во всех производственных и управленческих подразделениях в основном для выработки управленческого решения.

В зависимости от периода, на материалах которого он проводится, различается:

–ретроспективный анализ, проводимый по материалам прошлых периодов (лет) и потому при наличии необходимых  исходных сведений наиболее часто применяемый;

–оперативный - на оперативный  момент времени, особенно необходимый  для быстротекущих процессов, например, в электроэнергетике, однако используемый практически повсеместно, в том  числе на оперативных совещаниях («оперативках», «летучках» и т.п.), но не всегда документально оформляется; при использовании вычислительной техники может проводиться действительно  оперативно, с необходимой документальной фиксацией, иногда - в режиме реального  времени, для чего требуются грамотная  экономико-математическая постановка задач и добротное программное  обеспечение;

–текущий - проводимый на протяжении всего текущего (планового) периода, в частности, при выборе из вариантов  управленческого решения наилучшего, оптимального; его результат отражается в управленческих документах, где  акт анализа может и не отмечаться как вспомогательное средство управления;

–анализ перспективных планов проводится при выборе наиболее целесообразного  варианта какого-либо будущего решения, содержащегося в перспективном  плане, и также часто не отражаемый как аналитический акт.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что кроме ретроспективного анализа, применяемого преимущественно в исследовательских целях, анализ как функция управления не фиксируется в управленческой деятельности, способствуя достижению должного качества управления, но выполняя вспомогательные задачи, и потому не рассматривается и не оформляется как акт управления. [5,C.34]

Нормированием называют процесс  определения какой-либо нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец), представляющей собой узаконенное  установление, признанный обязательным порядок. В производственно-хозяйственной  деятельности под нормированием  понимают научно-техническое обоснование  расхода какого-либо ресурса (сырья, материалов, энергии, трудозатрат, финансов и т.п.) Для производства единицы  продукции или работы, в том  числе и работ управления. Словесное  определение нормы в различных  руководствах и в специальной  литературе трактуется по-разному, в  довольно большом диапазоне понимания  этого термина.

Информация о работе Методы управления на тепловых электростанциях