Международная экономическая интеграция и её современные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хо­зяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры –

развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность и уровни интеграции 3


2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 3


3. Формы международной экономической интеграции 5


4. Цели и последствия интеграции 6


5. Теории международной экономической интеграции 7


6. Главные интеграционные группировки мира 9

6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 9

6.1.1. Перестройка по-западноевропейски 9

6.1.2.Механизм интеграции 11

6.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 14

6. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15

6. 4. Интеграция в Латинской Америке 16

6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 17

6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик 17

6.5.2.Успехи и неудачи СНГ 19

6.5.3.Перспективы СНГ 19


7. Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

 

Тем не менее общественная система, созданная в Западной Европе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее само­регуляции являются продуктом длительного исторического  развития, они были усовершенствованы  в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие  по основным параметрам социально-экономические  и политические системы, что в  значительной мере способствовало взаимопониманию  и сотрудничеству. Все это позволяет  предположить, что существующая в  Западной Европе общественная система  по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося строительства  ЕС.

 

                           

 

Расширение Евросоюза  имеет как плюсы, так и минусы.  С одной стороны, наращивается ресурсный  потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется  рынок для нынешних членов, усиливается  политический статус ЕС к - мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных  расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так  как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь  несомненно будет происходить в  ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

 

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление  для сторон в их внешнеэкономических  связях режима наибольшего благоприятствования  в общепринятой в международной  практике форме: рас­ширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение  частных инвестиций и т.д.

 

Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в  июне 1995 г. было подписано Временное  соглашение о торговле между Россией  и ЕС, включающее статьи СПС, которые  не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств  государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

 

Евросоюз является главным  торговым партнером России. На его  долю приходится 40% ее внешнеторгового  оборота, против 5% — с США. При  таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе  евро может потеснить доллар с  его определяющих позиций в экономических  отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему  развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

 

В ближайшие годы главной  задачей в отношениях с ЕС будет  реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические  и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.

 

 

6.1.2.     Механизм  интеграции

 

 

Анализ длительного опыта  ЕС позволяет сделать еще один вывод: сообщество продвинулось за счет обеспечения целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно  уделяется первостепенное внимание.

 

Эта система, сложившаяся  в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной полити­ческой системе  в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы  политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

 

— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого  типа, действуют в качестве официальных  представителей государств-членов. Члены  органов второго типа также предлагаются каждым государ­ством, но действуют  как независимые лица, не связанные  никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса  между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

 

— гибкое разделение компетенций  между институтами ЕС и национальными  правительствами. Можно выделить три  основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т, д.); Сферы смешанной  компетенции, где за отдельные направления  или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся  в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т. д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды  и т. д.);

 

— многообразие типов принимаемых  решений — от регламентов и  директив, обязательных для исполнения национальными пра­вительствами и  всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;

 

— примат права ЕС над  национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием  основополагающих до­говоров.

 

Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и  Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении  к ЕС новых государств-членов.

 

В организационной структуре  ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы  принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. Б число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский  совет.

 

Отступая от порядка, в  котором они перечислены, целесообразно  начать их характеристику с Европейского совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключе­вым  вопросам жизни ЕС. Его решения  не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют  Комиссия и Совет министров.

 

Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров  национальных правительств, в связи  с чем иногда име­нуется Советом  министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет  законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС. Другое отличие состоит  в том, что он не имеет постоянного  состава; фактически существует множество  советов, состав которых зависит  от сферы деятельности, к которой  относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет  министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных  дел и т. д.

 

Уникальным институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имеющая наднациональный  характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая  контроль над тем, как они ис­полняются национальными органами. Комиссия управляет  финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.

 

Европейский парламент (ЕП) —  представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан  всех государств-членов один раз в  пять лет (до этого депутаты ЕП избирались национальными парламентами). Европарламент  — глав­ный демократический форум  народов, объединившихся в ЕС. В отличие  от национальных парламентов он не является законода­тельным органом. Вначале  ему отводилась в основном консультативная  роль. Со временем функции ЕП были значительно  расши­рены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельностью  Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законо­дательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обяза­тельно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.

 

Уникальную роль играет Европейский  суд. Он призван обеспечивать единообразное  толкование законодательства ЕС и сто  примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной  основополагающими договорами. В  соответствии с этим он рассматривает  и регулирует разногласия между  государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и  предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами.

 

Институциональная система  ЕС не имеет исторических аналогов. Западные правоведы подчас называют ее «юридическим кош­маром», имея в  виду то, что ЕС сочетает в себе черты  классической международной организации  и государства двух типов —  федеративного и конфедеративного. Создавая и на ходу реконструируя  эту систему, участники ЕС руководствовались  не доктринальным и зачастую даже не политическим, а функциональным подходом, т. е., по сути, тем же здравым  смыслом.

 

Едкие и ничего и никому не спускающие западные журналисты давно  избрали своей мишенью «брюссельских  еврократов». Дей­ствительно, громоздкая бюрократическая машина ЕС, в которой  занято 25 тыс. чел., действует со скрипом, и ей свойственны все черты  современной бюрократии. Тем не менее  сложность этой организационной  структуры обусловлена необходимостью согла­сования интересов как  государств, так и различных социальных или профессиональных групп; она  создана с учетом асимметрич­ности интеграционных процессов, более развитых или динамичных в одних областях экономической, социальной и политической жизни, неразвитых или замедленных  — в других. В итоге эта, казалось бы, немыслимая гибридная система  выдержала не одни заморозки, живет  и приносит увесистые плоды.

 

Особо следует сказать  о таком «механизме» интеграции, как мобилизация общественной поддержки  строительству объединенной Европы. Ведущую роль в этом сыграли наиболее влиятельные политические партии —  социал-демократические, христианско-демократические, либеральные и консервативные, которые, за редким исключением, активно поддерживали курс на интеграцию. Таковы же были позиции  большинства профсоюзов, всех предпринимательских  объединений, а также подавляющей  части средств массовой информации, деятелей науки и культуры. Способствовало этому и само Сообщество, перейдя  с 1979 г. на прямые выборы ЕП, начав осуществление  программ европеизации школьного и  высшего образования, языкового  обучения, поощрения контактов молодежи и т. п.

 

Первое из сообществ, ЕОУС, было создано всего через шесть  лет после войны, и совсем еще  свежая память о нацизме не могла  не бросать тень на ФРГ. Это лишь крайний пример, а в целом психологические  перегородки, обусловленные национальным эгоцентризмом и давними предубеждениями  против соседей, были достаточно высоки. Они и поныне тормозят интеграционные процессы. Тем не менее пройденные десятилетия заметно изменили массовую психологию. Опросы, регулярно проводимые «Европа-рометром» в государствах—членах  ЕС с 1973 г., неизменно показывают высокий  уровень поддержки интеграции: в  пределах 70— 80% в среднем по ЕС. В  первую очередь это относится  к послевоенным поколениям, которым  гораздо больше свойственно воспринимать себя не только бельгийцами, итальянцами, немцами и т. д., но и европейцами. Таков один из наиболее важных результатов  практики «европейского строительства».

 

 

 

 

6.2. Особенности интеграции  в Североамериканском регионе

 

 

Вся территория Северной Америки  является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским согла­шением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и  Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном  и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и  межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское  соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика  присоединилась к нему в 1992 г.

 

О масштабах экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следую­щим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых ин­вестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а  оттуда поступает 65% мексиканского  импорта.

 

Существующая структура  североамериканского интеграционного  комплекса имеет свои особенности  по сравнению с европейской моделью  интеграции. Главное отличие —  асимметричность экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики. Взаимодействие хозяйственных  структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам  канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика  скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграцион­ному процессу.

 

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным  экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении эко­номически  отсталого государства с большой  внешней задолженностью, пока еще  сохраняет значительный разрыв с  данными странами по основным базовым  показателям.

 

Ключевыми моментами Североамериканского  соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений  между тремя соседними странами, являются:

 

•  ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

 

•  поэтапное упразднение  значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

 

•  смягчение режима для  североамериканских капиталовложений в Мексике;

Информация о работе Международная экономическая интеграция и её современные формы