Международная экономическая интеграция и её современные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хо­зяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры –

развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность и уровни интеграции 3


2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 3


3. Формы международной экономической интеграции 5


4. Цели и последствия интеграции 6


5. Теории международной экономической интеграции 7


6. Главные интеграционные группировки мира 9

6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 9

6.1.1. Перестройка по-западноевропейски 9

6.1.2.Механизм интеграции 11

6.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 14

6. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15

6. 4. Интеграция в Латинской Америке 16

6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 17

6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик 17

6.5.2.Успехи и неудачи СНГ 19

6.5.3.Перспективы СНГ 19


7. Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

 

 

6.5.2.Успехи и неудачи  СНГ

 

 

К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной  торговли.

 

Неудачей можно считать  то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах  СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых 'различных  областях сотрудничества, но большая  часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом  из-за не­желания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический  характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у  него контрольных функций.

 

Критика неэффективности  работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась  в жизне­способности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности  бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

 

Однако все же главное  препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках  функционирования организационного механизма  Содружества, а в отсутствии согласованной  цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще  не исчезли расчеты у части  правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании  от России и интеграции в рамках СНГ.

 

Тем не менее, несмотря на все  эти сомнения и критику, организация  сохранила свое существование, поскольку  она нужна большинству стран - членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких  слоев населения этих госу­дарств  надежды на то, что активизация  взаимного сотрудничества поможет  преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские  республики в ходе преобразований социально-экономических  систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

 

 

6.5.3.Перспективы СНГ

 

 

По мере того как происходило  становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что  интеграция может повлечь за собой  подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой ва­люте  за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого  экспорта на рынки третьих стран  оказались постепенно исчерпан­ными. Потенциал же расширения экспорта готовых  изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособ­ности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время  резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.

 

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с  продукцией друг друга, характер общей  подготовки персонала и т.д. создавали  хорошие возможности для взаимного  обмена. Конечно, эта продук­ция по качеству и техническому уровню часто  не соответствует требованиям мировых  рынков, но торговля в границах Содружества  позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и  технический уровень продукции  легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

 

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах  Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил  перспективы для экспорта стран  — членов СНГ. Отрицательное воздействие  на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразив­шийся в России в  августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических  связей.

 

Некоторое оживление и  модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью интегрированности и с  разными сферами совместной деятельности.

 

Наиболее интенсивная  интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство бело-; русского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфе­деративного государства.

 

В 1996 г. был заключен договор  о Союзе Беларуси и России, предусматривающий  широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает  признание дипломов, полученных в  обеих странах, уравнивание в  правах граждан при получении  образования, трудоустройстве, сближение  Норм социального обеспечения и  т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных  предпосылок для глубоких и интенсивных  интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными  препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной  части российской политической элиты  по идеологическим соображениям.

 

С 1995 г. начал формироваться  Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В  дальнейшем к нему присоединился  Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают  постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной  политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

 

В 1996 г. был создан Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую  сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизи­ровать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были до­стигаться договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

 

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели  к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его  целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью  координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и  интенсифицировать региональные отношения, используя тер­риториальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские  времена.

 

Идет сближение между  Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном  и Молдавией, в основе которого лежат  общие ин­тересы в создании транспортного  коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти  и газа из Азербайджана, Туркмении  и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддержи­ваемые Западом  и Турцией, они стремятся диверсифицировать  пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и  Украину. В свою очередь, последние  страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не при­няло сколько-нибудь четких организационных форм.

 

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с  другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая  интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах  «интеграция разных скоростей» может  даже способствовать интеграционным процессам  в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом

 

пути те же самые, что и  на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным  образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

 

За интеграцией «разных  скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных  областях. По-видимому, по­зитивные  моменты в регионализации СНГ  все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными  процесса­ми, а нередко — и  стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками  не возникнут серьезные противоречия.

 

Окончательный результат  взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных  процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния  экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран  и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным  фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России —  естественного интеграционного  ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться  с богатыми и процветающими, а  не с бедными и отсталыми.

 

Исторический опыт 90-х  гг., несомненно, самых трудных в  развитии стран — членов СНГ и  государств Балтии показал, что они  нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению  с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических  связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями  трансформационного периода и особенностями  политического развития стран —  членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные  тенденции. Объективные предпосылки  для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных  реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.

 

 

7. Заключение

 

 

Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной  жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а  долгосрочным сотрудничеством отдельных  фирм, прежде всего входящих в системы  различных ТНК.

 

В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической  интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности

 

Наиболее зрелой формой экономической  интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз

 

Интеграция в СНГ опирается  на такие объективные факторы, как  сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства. Главные препятствия  интеграции: опасения в странах —  членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность  строительства новой социально-экономической  системы. Организационные рамки  интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов  Содружества, Кроме того, на постсоветском  пространстве возникло большое число  союзов экономического, политического  и гуманитарного характера между  отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества — интеграция «разных скоростей».

 

Результаты интеграции в  СНГ оказались противоречивыми: были достигнуты многие договоренности, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось  и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Кудров  В. М. «Мировая экономика»:

 

Учебник. – М.: Изд. «БЕК», 2002.

 

 

2.      Политическая  экономия и история экономических  учений:

 

Учебник. – Под общ. ред. Поршнева А. Г., Денисова Б. А.: ГУУ, 2004.

 

 

3.      Экономика:Учебник. 

 

Под ред. Булатова А. С. –  М.: Экономист, 2003.

 

 

4.      Европа  и Россия: опыт экономических  преобразований:

 

Изд. – М., 1996.


Информация о работе Международная экономическая интеграция и её современные формы