Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:44, реферат
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры –
развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
1. Сущность и уровни интеграции 3
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 3
3. Формы международной экономической интеграции 5
4. Цели и последствия интеграции 6
5. Теории международной экономической интеграции 7
6. Главные интеграционные группировки мира 9
6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 9
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски 9
6.1.2.Механизм интеграции 11
6.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 14
6. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15
6. 4. Интеграция в Латинской Америке 16
6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 17
6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик 17
6.5.2.Успехи и неудачи СНГ 19
6.5.3.Перспективы СНГ 19
7. Заключение
Список литературы
• либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
• создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.
В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.
В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.
6. 3. Экономическая интеграция
в Азиатско-Тихоокеанском
Особенностью интеграционных
процессов в Азиатско-
В Юго-Восточной Азии сложилась
довольно развитая структура — Ассоциация
стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН),
в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия,
Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней,
Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация
возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники
поставили перед собой зада- чу
создать к 2008 г. зону региональной свободной
торговли путем поэтапного снижения
тарифов внутри нее. Каждая из стран
— членов АСЕАН связана с экономикой
Японии, США и с новыми индустриальным
странами Азии. Значительная часть
азиатско-тихоокеанской
Помимо АСЕАН в Азиатско-
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Признанным курсом тихоокеанских
экономических организаций
Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран. Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-
В основе формирования торгово-экономических
группировок все чаще лежит общность
религиозно-мировоззренческих
6. 4. Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине 90-х гг. интеграционные
процессы усилились. В результате заключенного
в 1991 г. и вступившего в силу с
1 января 1995 г. торгового пакта между
Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем
(МЕРКОСУР), образовался новый крупный
региональный торгово-
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной
Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,
Никарагуа и Сальвадор) к экономическому
взаимодействию получило правовое выражение
в заключенном между ними еще
в 60-е гг. договоре, который предусматривал
создание зоны свободной торговли,
а затем
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных
группировок Латинской Америки
приняты программы
6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Экономика СССР развивалась
как высокоинтегрированный
Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.
Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
• разделение труда, которое
невозможно было полностью изменить
за короткий промежуток времени. Во многих
случаях это было и нецелесообразно,
поскольку сложившееся
• длительное совместное
проживание в пределах одного государства
многих народов. Оно создало плотную
«ткань отношений» в разнообразных
областях и формах (из-за смешанного
населения, смешанных браков, элементов
общего культурного пространства, отсутствия
языкового барьера, заинтересованности
в свободном перемещении людей
и т.п.). Конфликтность межнациональных
и межконфессиональных
• технологическая
Однако интеграционные процессы
наталкивались на противоположные
тенденции, определявшиеся прежде всего
стремлением правящих кругов в бывших
советских республиках упрочить
недавно полученный суверенитет, укрепить
свою государственность. Это рассматривалось
ими как безусловный приоритет,
и соображения экономической
целесообразности отступали на второй
план, если интеграционные меры воспринимались
как ограничение суверенитета. Но
всякая интеграция, даже самая умеренная,
предполагает передачу каких-то прав единым
органам интеграционного
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в характере
системных реформ временами создавали
трудности в налаживании
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положитeльноe — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали
СНГ прежде всего как механизм
«цивилизованного развода», стремясь
осуществить его и укрепить собственную
государственность таким
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.
Информация о работе Международная экономическая интеграция и её современные формы