Международная экономическая интеграция и её современные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хо­зяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры –

развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность и уровни интеграции 3


2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 3


3. Формы международной экономической интеграции 5


4. Цели и последствия интеграции 6


5. Теории международной экономической интеграции 7


6. Главные интеграционные группировки мира 9

6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 9

6.1.1. Перестройка по-западноевропейски 9

6.1.2.Механизм интеграции 11

6.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 14

6. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15

6. 4. Интеграция в Латинской Америке 16

6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 17

6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик 17

6.5.2.Успехи и неудачи СНГ 19

6.5.3.Перспективы СНГ 19


7. Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

 

•  либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

 

•  создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

 

В перспективе предусмотрено  не только углубление внутрирегионального  сотрудничества в рамках НАФТА, но и  расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.

 

В апреле 1998 г. в столице  Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки  была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской  зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом  производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

 

 

 

6. 3. Экономическая интеграция  в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

 

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности  внутри которых очень различна и  имеет свою специфику. В регионе  сложился целый ряд локальных  зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой  Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких  стран, как Ма­лайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным  центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доми­нирующие  позиции в регионе.

 

В Юго-Восточной Азии сложилась  довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники  поставили перед собой зада- чу создать к 2008 г. зону региональной свободной  торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран  — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть  азиатско-тихоокеанской торговли (в  том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами  японских, американских, канадских, тайваньских  и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах  конфуцианской культуры.

 

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько  самостоятельных экономических  объединений, среди которых созданное  в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая  Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к  которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и  Перу.

 

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направ­лениях, как технические  стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энерге­тики, малого бизнеса.

 

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной  торговли без внутренних ба­рьеров  и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

 

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении  других стран, стимулиро­ванием развития внерегиональных экономических  связей.

 

Развитие межгосударственного  экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем  Востоке возник и функционирует  по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Пер­сидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

 

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских  государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились  Иран. Пакистан и Турция. В будущем  предполагается создание на этой основе Цент ральноазиатского общего рынка  с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-

 

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  куль­турных корней. В июне 1997 г  в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии  было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового  и научно-технического сотрудничества.

 

 

6. 4. Интеграция в Латинской  Америке

 

 

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для  Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок  с целью либерализации внешней  торговли и защиты внутрирегионального  рынка посредством таможенного  барьера. Многие из них формально  существуют и сейчас.

 

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между  Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный  регио­нальный торгово-экономический  блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых  тарифных барьеров и ус­танавливается единый таможенный тариф в отношении  третьих ; стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного  ВВП.

 

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации  интеграционными процессами. В нее  входит Совет общего рынка в составе  министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган  и подчиняющиеся ему 10 технических  комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада  производства. Вместе с тем имеются  и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового  законодательства.

 

Стремление стран Центральной  Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение  в заключенном между ними еще  в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского  общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся  в дальнейшем экономическая и  политическая ситуация в этом регионе  значительно затормозила процесс  интеграционного взаимодействия.

 

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается  с помощью Мексики зона свободной  торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для  интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

 

Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки  является КАРИКОМ, или Карибское  сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.

 

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки  приняты программы либерализации  внешней торговли; раз­работаны механизмы  промышленного и финансового  сотрудничества, определены методы регулирования  отношений с иностран­ными инвесторами  и система зашиты интересов наименее развитых стран.

 

 

 

6. 5. Экономическая интеграция  на постсоветском пространстве

 

 

Экономика СССР развивалась  как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно  связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное  разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада  Советского Союза был очень болезненным.

 

Сразу же после распада  СССР возникли интеграционные тенденции  у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись  в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и  в первую очередь в областях, где  прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и  т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших  реалий.

 

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик  на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

 

 

6.5.1.Факторы экономической  интеграции бывших советских  республик

 

 

Интеграционные тенденции  на постсоветском пространстве порождаются  следующими основными факторами:

 

• разделение труда, которое  невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени  соответствовало природно-климатическим  и историческим условиям развития;

 

•  длительное совместное проживание в пределах одного государства  многих народов. Оно создало плотную  «ткань отношений» в разнообразных  областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов  общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей  и т.п.). Конфликтность межнациональных  и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом  была невысокой. От­сюда желание  широких масс населения в странах  — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

 

•  технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

 

 

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные  тенденции, определявшиеся прежде всего  стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось  ими как безусловный приоритет, и соображения экономической  целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с  неодобрением встречавший любые  интеграционные процессы на постсоветском  пространстве и рассматривавший  их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто  начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ  от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

 

Немалое значение для определения  реальной позиции стран по отношению  к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада  СССР, расчеты на помощь Запада в  том случае, если эти страны не будут  «торопиться» с интеграцией. Нежелание  в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь  часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

 

Различия в характере  системных реформ временами создавали  трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко  требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

 

Готовность бывших советских  республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как  можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу»  было доминирующим, несмотря на высокую  заинтересованность в поддержании  и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положитeльноe — со стороны  Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

 

Поэтому многие из них рассматривали  СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную  государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения  сложившихся связей были ми­нимальными. Задача реального сближения стран  — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетво­рительное  выполнение принятых решений. Ряд стран  пытались Использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и Политическую блокаду Абхазии.

 

Решение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ) было принято  президентами России, Белоруссии и  Украины одновременно с подписанием  Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к  СНГ присоединились все бывшие советские  республики, кроме прибалтийских. В  уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями  стран Содружества. СНГ - открытая организация  для присоединения других стран.

Информация о работе Международная экономическая интеграция и её современные формы