Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы международной конкуренции 5
2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности 13
3. Проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 28
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма  и предпринимательства

 

 

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По учебной дисциплине "Международная экономика"

 

на тему "Международная конкуренция и ее формы

Детерминанты конкурентного преимущества стран"

 

 

 

 

Выполнила:

факультет заочного обучения

студентка 3 курса, группы 22020,

номер зачетной книжки- 22020/13

телефон: +375447742267

Горбунович Дарья Петровна

 

_________________

 

Научный руководитель:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

 

 

Минск

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Роль и значение коренного  повышения конкурентоспособности национальной экономики для Беларуси на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.

В любой стране высокая  конкурентоспособность повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы,  расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Необходимо  отметить, что созданный у нас  в стране механизм государственного воздействия на конкурентоспособность продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост конкурентоспособности продукции, требует коренной перестройки и обновления.

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- осветить  сущность и виды конкуренции,  особенности международной конкуренции;

- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

- проанализировать  проблемы повышения конкурентоспособности  экономики Беларуси в современных условиях.

Предмет курсовой работы – проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях. Объект курсовой работы – международная конкуренция как тенденция развития мировой экономики.

Методы написания  данной курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, сравнительный, табличный.

Источниками написания курсовой работы являются учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, материалы Интернет.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

Конкуренция (от лат. "конкурро" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества равноправных рыночных субъектов;

- полная экономическая обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса [2, c. 47].

Конкурентная борьба за экономическое процветание и  вживание — экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупатели побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.[2, c. 48].

Сущность конкуренции  проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров [10, c. 152].

Различают конкуренцию:

1)  функциональную (конкуренция  определенного товара);

2)  видовую (по цене  и качеству);

3)  межфирменную (среди  отдельных предприятий, фирм);

4)  внутриотраслевую  и межотраслевую, механизм которых  достаточно подробно исследован К.Марксом в III томе "Капитала";

5)  совершенную и  несовершенную.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция  — абстракция, в постоянной жизни  имеют место элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию [10, c. 153].

Выход в свет работ "Теория монополистической конкуренции" (Э.Чемберлин, 1933) и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов [2, c. 49].

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Конкурентный рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. Попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки.

На конкурентном рынке  ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует.

Эффективность конкурентного  рынка определяется следующими факторами:

- наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;

- применение более совершенных технологий;

- улучшение качества работ, товаров и услуг;

- конкурентоспособность  товаров и услуг [9, c. 81].

Конкуренция - тонкий, выборочный и гибкий механизм. Тонкий, поскольку от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции, устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в кризисное время процветать, так как к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами [1, с. 52].

Гибкость механизма  конкуренции проявляется в его  мгновенной реакции на любые изменения обстановки. Это обеспечивается резервами мощностей, страховыми запасами и другими факторами. Поэтому в ходе перемен в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время, однако важно, что стимулы для нее конкуренция задает сразу же.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников, в которых фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого конкуренция получила наибольшее развитие [1, c. 54].

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

Наиболее важным событием в развитии мировой экономики  в 20 столетии явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах – не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: производят продукцию по всему миру, ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Информация о работе Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран