Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы международной конкуренции 5
2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности 13
3. Проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 28
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

- людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

- физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

- ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

- денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

- инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Совокупность применяемых факторов в разных отраслях различается. Фирмы  достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну [11, c. 37].

Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и специализированные.

К основным факторам относятся природные  ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством [11, c. 37].

К развитым факторам относятся современная  инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы  подразделяются на общие, которые можно  применять во многих отраслях, и специализированные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.

Критерии подразделения факторов на основные и развитые, общие и  специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг. Выпускник вуза 90-х имеет гораздо большую ценность в условиях постиндустриального развития.

Факторы различаются в зависимости  от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается создавать и совершенствовать необходимые факторы.

Вторым детерминантом национального  конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он характеризуется:

- структурой;

- объемом и характером роста;

- интернационализацией.

Фирмы могут достичь конкурентного  преимущества при следующих основных характеристиках структуры спроса:

- значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;

- покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;

- потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.

Объем и характер роста внутреннего  спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:

- за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке;

- имеется большое количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку для обновления;

- внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;

- внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок [12, c. 25].

Фирмы достигают конкурентного  преимущества благодаря интернационализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:

- существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

- имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).

Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит  и от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.

Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие  в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

При наличии конкурентоспособных  отраслей-поставщиков возможны:

- эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и др.;

- координация поставщиков на внутреннем рынке;

- оказание содействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их поставщики конкурентоспособны на мировом рынке [13, c. 71].

Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высоко развитых видов производства. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например компьютерами и программным обеспечением. Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами [12, c. 27].

Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повышению спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.

Однако успех отраслей-поставщиков  и родственных отраслей может  повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».

Четвертым важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.

Особое значение для  достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:

- сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;

- внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;

- более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конкуренцией, способны добиться успеха и за границей;

- при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распространяются быстрее, чем между разными нациями [13, c. 72].

Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности [12, c. 28].

Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями  развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся:

- изобретательство;

- крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и др.);

- резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);

- значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;

- резкое повышение мирового или местного спроса;

- политические решения зарубежных правительств;

- войны.

Случайные события важны  потому, что они влияют на позиции  конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

В то время как случай может способствовать изменению  уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).

Роль правительства  в формировании национальных преимуществ  заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта:

- на параметры факторов — через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

- на параметры спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

- на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

- на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной [12, c. 29].

Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже говорилось.

Национальное процветание  невозможно наследовать — оно должно создаваться. Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны, имеющейся рабочей силы, действующих процентных ставок или покупательной способности национальной валюты, как это настойчиво утверждает классическая экономика.

Конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. Компании достигают преимущества относительно сильнейших мировых конкурентов благодаря давлению и брошенным им вызовам. Они выигрывают от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных местных поставщиков и требовательных потребителей [13, c. 41].

В ситуации обостряющейся  мировой конкуренции роль государства  возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний. Конкурентное преимущество, в свою очередь, возникает и поддерживается вследствие существенной локализации проходящих процессов. Отличие национальных ценностей, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития — все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. При этом существуют большие различия в моделях конкурентоспособности каждой из стран, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге некоторые страны достигают успеха в определенных отраслях, поскольку их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Информация о работе Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран