Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы международной конкуренции 5
2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности 13
3. Проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 28
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность страны не может не ассоциироваться с тем, насколько производительной является ее промышленность по сравнению с другими странами.

Согласно расчетам Международного торгового центра ЮНКТАД, в Беларуси самым неконкурентоспособными по издержкам являются товары, относящиеся к информационно-коммуникационным технологиям, относительная стоимость которых в 3.5 раза выше, чем в среднем по миру. Вместе с тем, по достаточно большому количеству экспортируемой продукции относительная стоимость единицы товара меньше среднемировой (продукция химической промышленности, электронное и неэлектронное оборудование, транспорт, разные промышленные товары), т.е. их конкурентоспособность с точки зрения издержек является достаточно высокой. Следует отметить, однако, что такой параметр как качество также очень важен с точки зрения конкурентоспособности.

В последние годы в структуре белорусского экспорта происходил ряд неблагоприятных изменений в первую очередь связанных с повышением его товарной концентрации и уменьшением диверсифицированности из-за сокращения количества и номенклатуры экспортируемых товаров, увеличения доли отдельных товаров в общем объеме их поставок на внешние рынки (например, нефтепродуктов). Это свидетельствует как об ослаблении экспортных позиций, так и о росте уязвимости экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках ограниченного числа товаров (в случае Беларуси это нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы). К тому же, как показывает анализ, конкурентоспособность белорусских товаров ухудшалась по ряду ключевых параметров. Во-первых, с 1999 г. не произошло изменений в структуре сравнительных преимуществ как на рынках СНГ, так и вне СНГ, т.е. не произошло появления новых товаров, обладающих сравнительными преимуществами. Во-вторых, на рынках дальнего зарубежья, являющихся своего рода «лакмусовой бумагой» конкурентоспособности белорусской продукции, Беларусь специализировалась на низкопродуктивных товарах, как правило, находящихся в конце так называемого «жизненного цикла»: продукции химической промышленности, древесине и текстильному волокну, а также топливе и смазочных материалах, причем рост конкурентоспособности отмечался только по последней группе. В тоже время промышленные товары, машины и оборудование, в том числе транспорт, были неконкурентоспособными на мировых рынках. Следует отметить также, что, хотя структура белорусской экспортной корзины и приближена к гипотетической «мировой», в ней постепенно происходит сдвиг в сторону товаров, пользующихся относительно невысоким спросом на мировых рынках. Более того, по многим белорусским экспортным товарам отмечается низкая приспосабливаемость к динамике мирового спроса. При этом конкурентоспособность большинства белорусских экспортных товаров согласно оценкам, сделанным Международным торговым центром ЮНКТАД, находится на уровне ниже среднемирового [15, c. 22].

Согласно интегральному  показателю конкурентоспособности торговли ЮНКТАД, наиболее конкурентоспособной оказалась продукция химической промышленности, изделия из древесины и текстиль, а наименее – ИТК и бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стандартные товары. При этом по данным товарам, а также по изделиям из древесины, транспорту, кожевенным изделиям с течением времени отмечается ухудшение интегрального показателя конкурентоспособности.

В то же время проводимая правительством политика не в полной мере соответствует задачам повышения конкурентоспособности белоруской продукции и развития новых сравнительных преимуществ. По-прежнему недостаточной является защита инвесторов, обременительна существующая система налогообложения, политика по привлечению прямых иностранных инвестиций неоптимальна и нуждается в улучшении, не только в связи с недостаточным объемом ПИИ, но и отсутствием положительного влияния (spillover эффектов) существующих фирм с иностранными инвестициями на отечественные предприятия.

В настоящее время  можно предложить следующие направления  повышения конкурентоспособности экономики Беларуси:

1. Техническое перевооружение  и модернизация производств, внедрение новых и высоких технологий.

Первое направление  ориентировано на использование уже имеющихся разработок с высоким потенциалом реализации.

В рамках второго направления  внедряются новые, перспективные, научно-технологические разработки, на основе которых осуществляется выпуск новой, ранее не производимой, продукции.

В целом в 2011 году в республике появится 100 новых предприятий и важнейших производств. Все они должны отвечать высоким мировым требованиям и быть конкурентоспособными. Около 400 новых производств будут созданы на уже действующих предприятиях. Более 600 промышленных предприятий предполагается модернизировать на основе внедрения передовых технологий.

2. С модернизацией  производств связано второе стратегическое  направление повышения конкурентоспособности – снижение издержек производства, обеспечение энерго- и ресурсосбережения.

В современных условиях выигрывает прежде всего та экономика, которая имеет наиболее низкую энергоемкость и материалоемкость.

Бережливость – составная  часть экономической политики нашей  страны, обеспечивающая долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. С принятием в июне 2007 г. Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» повысились требования к работе по бережному хранению и рациональному использованию материальных и топливно-энергетических ресурсов, выявлению резервов снижения энерго- и материалоемкости производств, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива. Как показывает опыт реализации ресурсо- и энергосберегающих проектов, если предприятие предметно занимается энергосбережением и внедрением энергоэффективных технологий, то оно может более чем в 2 раза снизить потребление топливно-энергетических ресурсов при одновременном росте производства товарной продукции [5, c. 79].

3. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной продукции. В XXI веке на смену индустриальной приходит экономика, основанная на знаниях.

Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: уровень конкурентоспособности Республики Беларусь является недостаточно высоким, о чем свидетельствует тенденция опережающего роста импорта по сравнению с экспортом. Также отрицательное воздействие на конкурентоспособность страны оказывают позиции в международных рейтингах. Так, в отчете «Doing Business 2010» Беларусь в области налогообложения заняла последнее место. В целях повышения конкурентоспособности экономики предлагаются следующие меры: технологическое перевооружение, снижение издержек производства и энергоемкости, стимулирование инновационной деятельности предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Наиболее важным событием в развитии мировой экономики  в 20 столетии явилась международная конкуренция во многих ее сферах – не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: производят продукцию по всему миру, ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

В ситуации обостряющейся  мировой конкуренции роль государства  возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний.

В современных рыночных условиях Беларусь – страна с открытой экономикой. Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед нами стоит задача повышения конкурентоспособности экономики – повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию.

В связи с этим необходимо:

− обеспечить стабильность макроэкономической обстановки (стабильность основных макроэкономических показателей), ускорить процесс приватизации, проводить дальнейшее улучшение состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость;

− улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, в частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли;

− сокращать налоговую нагрузку на предприятия и упрощать налоговое администрирование;

− улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, особенно энергетического сектора, поскольку это напрямую оказывает влияние на издержки предприятий;

− следует пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау; способствующих росту производительности отечественных предприятий; создающих новую платформу для экспорта. Для того, чтобы привлекать ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости необходимо развивать и усиливать абсорбирующие возможности отечественных фирм, а также улучшать уровень развития финансовой системы, законодательной базы, защиты прав собственности, качество рабочей силы и т.д.;

− следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести «свободных экономических зон.», поскольку создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.

Важной также является взаимоувязка политики создания СЭЗ  с промышленной политикой и ее приоритетами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев. - М.: ОАО «Тип. Новости», 2008. - 254 с.
  2. Видяпин, В.И. Экономическая теория / В.И. Видяпин. – М.: Юристъ, 2007. – 713 с.
  3. Воробьева, Л.В. Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности / Л.В. Воробьева. - Мн.: БГУ, 2008. - 122 с.
  4. Качуровский, Е.П. Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Беларуси / Е.П. Качуровский // Директор. – 2007. - №4. – С.16-22.
  5. Ковалева, Т. Конкурентоспособность предприятий Беларуси и России / Т. Ковалева // Журнал международного права и международных отношений. – 2008. - №1. – С.78-65.
  6. Конкурентоспособность продукции – ключевая задача текущей пятилетки / Солигорский райисполком. – Солигорск, 2010. – Режим доступа: www.soligorsk.by. – Дата доступа: 30.02.2011.
  7. Моторина, О. Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях мирового кризиса / О. Моторина // Банковский вестник. – 2009. - №10. – С.15-24.
  8. Моторина, О. Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь / О. Моторина // Банковский вестник. – 2010. - №7. – С.31-39.
  9. Платежный баланс Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 года. – Мн.: НБРБ, 2010. – 142 с.
  10. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 496 с.
  11. Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. – М.: Вильямс, 2005. – 495 с.
  12. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
  13. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и проблема повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 167 с.
  14. Стратегия повышения конкурентоспособности Беларуси [Электронный ресурс] /  Научно-исслед. центр Мизеса. – Минск, 2008. – Режим доступа: www.research.by. – Дата доступа: 28.02.2009.
  15. Точицкая, И. Повышение конкурентоспособности внешней торговли Беларуси / И. Точицкая. – СПб.: Невский простор, 2010. – 41 с.
  16. Фомичев, В.И. Международная торговля / В.И. Фомичев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 614 с.
  17. Doing Business Report // [Electronic resource]. – 2010. – Mode of access: www.doingbusiness.com. – Date of access: 28.02.2011.

 

 

 

 

2




Информация о работе Международная конкуренция и ее формы Детерминанты конкурентного преимущества стран