Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;
Введение 3
1. Теоретические основы международной конкуренции 5
2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности 13
3. Проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 28
Заключение 39
Список использованных источников 41
Конкурентоспособность страны не может не ассоциироваться с тем, насколько производительной является ее промышленность по сравнению с другими странами.
Согласно расчетам Международного торгового центра ЮНКТАД, в Беларуси самым неконкурентоспособными по издержкам являются товары, относящиеся к информационно-коммуникационным технологиям, относительная стоимость которых в 3.5 раза выше, чем в среднем по миру. Вместе с тем, по достаточно большому количеству экспортируемой продукции относительная стоимость единицы товара меньше среднемировой (продукция химической промышленности, электронное и неэлектронное оборудование, транспорт, разные промышленные товары), т.е. их конкурентоспособность с точки зрения издержек является достаточно высокой. Следует отметить, однако, что такой параметр как качество также очень важен с точки зрения конкурентоспособности.
В последние годы в структуре белорусского экспорта происходил ряд неблагоприятных изменений в первую очередь связанных с повышением его товарной концентрации и уменьшением диверсифицированности из-за сокращения количества и номенклатуры экспортируемых товаров, увеличения доли отдельных товаров в общем объеме их поставок на внешние рынки (например, нефтепродуктов). Это свидетельствует как об ослаблении экспортных позиций, так и о росте уязвимости экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках ограниченного числа товаров (в случае Беларуси это нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы). К тому же, как показывает анализ, конкурентоспособность белорусских товаров ухудшалась по ряду ключевых параметров. Во-первых, с 1999 г. не произошло изменений в структуре сравнительных преимуществ как на рынках СНГ, так и вне СНГ, т.е. не произошло появления новых товаров, обладающих сравнительными преимуществами. Во-вторых, на рынках дальнего зарубежья, являющихся своего рода «лакмусовой бумагой» конкурентоспособности белорусской продукции, Беларусь специализировалась на низкопродуктивных товарах, как правило, находящихся в конце так называемого «жизненного цикла»: продукции химической промышленности, древесине и текстильному волокну, а также топливе и смазочных материалах, причем рост конкурентоспособности отмечался только по последней группе. В тоже время промышленные товары, машины и оборудование, в том числе транспорт, были неконкурентоспособными на мировых рынках. Следует отметить также, что, хотя структура белорусской экспортной корзины и приближена к гипотетической «мировой», в ней постепенно происходит сдвиг в сторону товаров, пользующихся относительно невысоким спросом на мировых рынках. Более того, по многим белорусским экспортным товарам отмечается низкая приспосабливаемость к динамике мирового спроса. При этом конкурентоспособность большинства белорусских экспортных товаров согласно оценкам, сделанным Международным торговым центром ЮНКТАД, находится на уровне ниже среднемирового [15, c. 22].
Согласно интегральному показателю конкурентоспособности торговли ЮНКТАД, наиболее конкурентоспособной оказалась продукция химической промышленности, изделия из древесины и текстиль, а наименее – ИТК и бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стандартные товары. При этом по данным товарам, а также по изделиям из древесины, транспорту, кожевенным изделиям с течением времени отмечается ухудшение интегрального показателя конкурентоспособности.
В то же время проводимая правительством политика не в полной мере соответствует задачам повышения конкурентоспособности белоруской продукции и развития новых сравнительных преимуществ. По-прежнему недостаточной является защита инвесторов, обременительна существующая система налогообложения, политика по привлечению прямых иностранных инвестиций неоптимальна и нуждается в улучшении, не только в связи с недостаточным объемом ПИИ, но и отсутствием положительного влияния (spillover эффектов) существующих фирм с иностранными инвестициями на отечественные предприятия.
В настоящее время можно предложить следующие направления повышения конкурентоспособности экономики Беларуси:
1. Техническое перевооружение
и модернизация производств,
Первое направление ориентировано на использование уже имеющихся разработок с высоким потенциалом реализации.
В рамках второго направления внедряются новые, перспективные, научно-технологические разработки, на основе которых осуществляется выпуск новой, ранее не производимой, продукции.
В целом в 2011 году в республике появится 100 новых предприятий и важнейших производств. Все они должны отвечать высоким мировым требованиям и быть конкурентоспособными. Около 400 новых производств будут созданы на уже действующих предприятиях. Более 600 промышленных предприятий предполагается модернизировать на основе внедрения передовых технологий.
2. С модернизацией
производств связано второе
В современных условиях выигрывает прежде всего та экономика, которая имеет наиболее низкую энергоемкость и материалоемкость.
Бережливость – составная часть экономической политики нашей страны, обеспечивающая долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. С принятием в июне 2007 г. Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» повысились требования к работе по бережному хранению и рациональному использованию материальных и топливно-энергетических ресурсов, выявлению резервов снижения энерго- и материалоемкости производств, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива. Как показывает опыт реализации ресурсо- и энергосберегающих проектов, если предприятие предметно занимается энергосбережением и внедрением энергоэффективных технологий, то оно может более чем в 2 раза снизить потребление топливно-энергетических ресурсов при одновременном росте производства товарной продукции [5, c. 79].
3. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной продукции. В XXI веке на смену индустриальной приходит экономика, основанная на знаниях.
Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: уровень конкурентоспособности Республики Беларусь является недостаточно высоким, о чем свидетельствует тенденция опережающего роста импорта по сравнению с экспортом. Также отрицательное воздействие на конкурентоспособность страны оказывают позиции в международных рейтингах. Так, в отчете «Doing Business 2010» Беларусь в области налогообложения заняла последнее место. В целях повышения конкурентоспособности экономики предлагаются следующие меры: технологическое перевооружение, снижение издержек производства и энергоемкости, стимулирование инновационной деятельности предприятий.
Наиболее важным событием в развитии мировой экономики в 20 столетии явилась международная конкуренция во многих ее сферах – не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: производят продукцию по всему миру, ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.
В ситуации обостряющейся мировой конкуренции роль государства возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний.
В современных рыночных условиях Беларусь – страна с открытой экономикой. Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед нами стоит задача повышения конкурентоспособности экономики – повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию.
В связи с этим необходимо:
− обеспечить стабильность макроэкономической обстановки (стабильность основных макроэкономических показателей), ускорить процесс приватизации, проводить дальнейшее улучшение состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость;
− улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, в частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли;
− сокращать налоговую нагрузку на предприятия и упрощать налоговое администрирование;
− улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, особенно энергетического сектора, поскольку это напрямую оказывает влияние на издержки предприятий;
− следует пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау; способствующих росту производительности отечественных предприятий; создающих новую платформу для экспорта. Для того, чтобы привлекать ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости необходимо развивать и усиливать абсорбирующие возможности отечественных фирм, а также улучшать уровень развития финансовой системы, законодательной базы, защиты прав собственности, качество рабочей силы и т.д.;
− следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести «свободных экономических зон.», поскольку создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.
Важной также является взаимоувязка политики создания СЭЗ с промышленной политикой и ее приоритетами.
2