Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;
Введение 3
1. Теоретические основы международной конкуренции 5
2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности 13
3. Проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 28
Заключение 39
Список использованных источников 41
Национальная конкурентоспособн
В современных рыночных условиях Беларусь – страна с открытой экономикой. Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед нами стоит задача достижения конкурентоспособности другими методами – повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию [3, c. 21].
За последние пять
лет наблюдаются почти
Все это свидетельствует о том, что детерминанты конкурентного преимущества Республики Беларусь не используются в достаточной мере, что обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности страны.
В данной связи посткризисное развитие внешнеэкономической политики Беларуси должно осуществляться путем закрепления позиций на внешних рынках, и делать это необходимо только с качественной продукцией. Именно при таком условии есть шанс завоевать новые рынки и сохранить уже приобретенные.
У Беларуси имеются все предпосылки для реализации этих задач: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; достаточно мощная строительная база; высокий научно-технический потенциал и образовательный уровень населения; сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи [8, c. 38].
Динамика объемов внешней торговли Республики Беларусь в 2000-2009 гг. приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Динамика ВЭД белорусских предприятий, млн дол.
Год |
Объем внешней торговли |
Экспорт |
Импорт |
2000 |
15972 |
7326 |
8646 |
2001 |
15737 |
7451 |
8286 |
2002 |
17113 |
8021 |
9092 |
2003 |
21504 |
9946 |
11558 |
2004 |
30265 |
13774 |
16491 |
2005 |
32687 |
15979 |
16708 |
2006 |
42085 |
19734 |
22351 |
2007 |
52968 |
24275 |
28693 |
2008 |
71952 |
32571 |
39381 |
2009 |
49873 |
21304 |
28569 |
Источник: собственная разработка на основе [9].
Показатель открытости экономики, рассчитываемый как отношение товарооборота к ВВП, снизился в 2009 году до 101,4 % (на 16,8 процентных пункта) при значительном сокращении в ВВП доли как экспорта (на 10,4 процентных пункта), так и импорта (на 6,4 процентных пункта)
Таблица 3.2 – Показатели открытости экономики, % ВВП
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Экспорт |
53,3 |
53,6 |
53,8 |
54,0 |
43,6 |
Импорт |
55,4 |
59,8 |
62,7 |
64,2 |
57,8 |
Товарооборот |
108,7 |
113,4 |
116,6 |
118,2 |
101,4 |
Источник: [9, c. 11].
Внешнеторговый оборот товаров и услуг за январь–сентябрь 2010 г. составил 46 095 млн. долларов и увеличился по сравнению с январем–сентябрем 2009 г. на 18,4 %. Экспорт товаров и услуг составил 20 864,9 млн. долларов (53,2 % ВВП) и вырос на 18,6 %. Импорт товаров и услуг увеличился на 18,3 % и сложился в размере 25 230,1 млн. долларов (64,3 % ВВП). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в размере 4 365,2 млн. долларов (11,1 % ВВП). В январе–сентябре 2009 г. дефицит составлял 3 725,9 млн. долларов (10,4 % ВВП) [9, c. 11].
Следует отметить, что Беларусь имеет достаточно либеральный внешнеторговый (тарифный) режим, однако, по критерию «международная торговля» страна на протяжении многих лет занимает низкую позицию в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса». Например, в отчете «Doing Business 2010» она находилась на 129–м месте [17]. Таким образом, в целом институциональная среда для осуществления внешнеэкономической деятельности не является благоприятной, что не может не отражаться на конкурентоспособности экспорта.
В 2009 г. в Беларуси был принят ряд нормативных актов направленных на либерализацию и дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности. В частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли, а также произошло их упрощение. Одним из основных документов, направленных на дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности путем упрощения порядка проведения и контроля внешнеэкономических операций стал Указ Президента РБ № 104 от 19 февраля 2009 г. Согласно данному Указу достаточно сложная и трудоемкая процедура оформления паспорта сделки была заменена регистрацией сделки в течение одного дня в банке по заявительному принципу, были также расширены возможности проведения резидентами расчетов по внешнеэкономическим операциям, упрощены расчеты по внешнеторговым договорам, в частности, резидентам было предоставлено право с разрешения Национального банка РБ проводить расчеты по внешнеторговым импортным договорам без поступления товара на таможенную территорию РБ Также ряд операций был выведен из-под действия валютного контроля. Одновременно следует отметить, что в 2009 г. в Беларуси была введена в постоянную эксплуатацию национальная автоматизированная система электронного декларирования, которая значительно сокращает и упрощает порядок уплаты таможенных сборов и пошлин.
Налоговую политику Беларуси нельзя назвать благоприятной для ведения бизнеса, стимулирования роста конкурентоспособности на внешних рынках и обеспечения притока прямых иностранных инвестиций в страну. Согласно данным Всемирного банка в Беларуси на уплату 107 налоговых платежей тратится 900 часов в год. В Беларуси одни из самых высоких в регионе налоги на зарплату (около 40%, по региону – 23.1%) и прибыль, а общая налоговая ставка составляет 99.7% (в странах Европы и Азии – 43.4%). По критерию «налогообложение» Беларусь заняла 183 место в рейтинге Ведение бизнеса 2010 [17]. Поэтому в 2009–2010 гг. был принят ряд нормативных актов, которые внесли существенные изменения в налоговое законодательство. В частности Указами Президента (№1, 592) были снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения и расширена сфера его применения. Однако наиболее важным с точки зрения совершенствования налогового законодательства стало принятие в декабре 2009 г. Закона Республики Беларусь «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения». Согласно данному Закону все плательщики могут по своему усмотрению выбирать, будут ли они платить налог на прибыль ежемесячно или ежеквартально, что позволит сократить затраты времени по администрированию данного налога [15, c. 11].
Также был отменен ряд сборов и налогов, в частности, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку, снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций с 24 до 12% при исчислении и уплате налога на прибыль. Таким образом, по расчетам Министерства по налогам и сборам, объем совокупных налоговых изъятий должен уменьшится, несмотря на то, что ставка НДС была увеличена с 18% до 20%. Предполагается, что за счет упрощения порядка применения НДС и налога на прибыль количество платежей налогов уменьшится с 80 до 24 в год, что позволит снизить затраты рабочего времени на уплату налогов и предоставление налоговой отчетности.
Однако, несмотря на большое количество принятых в 2009 г. нормативных актов, направленных на либерализацию экономической деятельности, в рейтингах ряда международных организаций, Беларусь по-прежнему занимает низкие места. Так, согласно рейтингу Heritage Foundation по индексу экономической свободы Беларусь заняла в 2009 г. 150-е место из 183 стран, по восприятию коррупции, Transparency International – 139-е место. Следует отметить, что одним из необходимых условий полномасштабной либерализации экономики Беларуси является не просто принятие нормативных актов, затрагивающих те или иные сферы экономической жизни, а проведение комплексных структурных реформ, которые, несомненно, положительно скажутся на конкурентоспособности экономики в целом и внешней торговли в частности [15, c. 12].
В Беларуси на сегодняшний день создано и функционирует шесть свободных экономических зон (СЭЗ): "Минск", "Брест", "Гомель-Ратон", "Витебск", "Могилев", "Гродноинвест" и парк высоких технологий. В их задачу входит увеличение экспортного потенциала, развитие новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. Однако на практике экспортной специализацией СЭЗов является тара пластмассовая (9.9% в общей структуре экспорта свободных экономических зон), рыбные консервы (7.1%), мебель и части к ней (6.8%), волокна синтетические (5.8%), колбасные изделия и мясные консервы (5.6%), полиацетали и полиэфиры простые (4.8%), чулочно-носочные изделия (4.4%). Основной рынок сбыта товаров, произведенных в СЭЗах, находится в странах СНГ, преимущественно в России, поставки в страны дальнего зарубежья из свободных экономических зон незначительны и составляют только 11% от общего экспорта по данному географическому направлению. К тому же, экономическая эффективность деятельности предприятий в свободных экономических зонах находится на низком уровне. Так доля убыточных организаций по всем резидентам СЭЗ составляет 20.2%, в том числе СЭЗ "Брест" – 27.4%, СЭЗ "Витебск" – 27.3%, СЭЗ "Минск" – 26%, СЭЗ "Гродноинвест" – 13%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – 11.1%. Таким образом, можно констатировать, что существующие в Беларуси свободные экономические зоны не способствуют повышению конкурентоспособности экспорта [14].
Принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования такого количества экономических зон. Во-первых, СЭЗ могут создавать эффекты, подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот, предусмотренных режимом СЭЗ. Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами. В-третьих, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ недостаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.
Поиском и привлечением стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Беларуси занимается Национальное инвестиционное агентство, которое также занимается пропагандой инвестиционных возможностей страны за рубежом. Однако пока его деятельность нельзя назвать успешной в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов, недостатка опыта и более общих проблем, связанных с инвестиционной привлекательностью Беларуси. В соответствии с Указом Президента № 413 от 6 августа 2009 г. в Беларуси также создан институт инвестиционных агентов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. В их задачи должно входить содействия инвесторам в сопровождении инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), оказание инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке документов, необходимых для реализации этих проектов [15, c. 18].
Важным фактором, оказывающим
влияние на конкурентоспособность
экспорта страны, является также степень
участия предприятий в
Оценить степень и характер участия страны в процессе глобализации и то, насколько ее производство связано с прямыми иностранными инвестициями, позволяет индекс транснационализации ЮНКТАД, рассчитываемый как среднее из четырех показателей (ПИИ в процентах к внутренним валовым инвестициям за последние три года, накопленные ПИИ в процентах к ВВП, доля вновь созданной стоимости филиалов иностранных компаний в ВВП и доля филиалов иностранных компаний в общей занятости). Как показывает данный индекс, Беларусь является наименее транснационализированной страной в регионе. Значение этого показателя у страны равно 3, что в четыре раза ниже, чем в России, почти в шесть раз ниже Молдовы и в 7.5 раз меньше Украины [15, c. 19].