Международная система финансовой отчетности и учета и ее применение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ практики введения МСФО на предприятии.
Для лучшего понимания системы Международных стандартов финансовой отчетности необходимо тщательно разобраться и изучить всю систему норм и правил МСФО.
Поэтому в последние годы в России часто обсуждается тема перехода организаций на Международные стандарты финансовой отчетности.

Содержание работы

Глава 1. Международные стандарты финансовой отчетности 3
1.1 Основные положения международных стандартов финансовой отчетности 3
1.2 Сходство и различие между МСФО и РСБУ 14
Глава 2. Гармонизация ПБУ в соответствие с МСФО 17
2.1 Развитие правового регулирования бухучета в России и перспективы внедрения МСФО 17
2.2 Необходимые изменения в законодательстве для дальнейшего внедрения МСФО в России 24
2.3. Основные проблемы, возникшие при приближении ПБУ к МСФО 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Реферат по мфсо.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Указанный документ предусматривает в среднесрочной  перспективе поэтапный переход  на международные стандарты составления  отчетности только для определенного  круга компаний. При этом следует иметь в виду, что сама Концепция, хотя и одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

На  сегодняшний день существует только два юридически значимых документа, устанавливающих обязанность определенных хозяйствующих субъектов формировать  отчетность согласно принципам МСФО:

- Указание  Центрального банка РФ от 25.12.2003 №1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями» 3. Этим документом на кредитные организации возложена обязанность составления и представления финансовой отчетности по МСФО начиная с отчетности за 9 месяцев 2004 г. (в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности, направленными Письмом Банка России);

- Приказ  Федеральной службы по финансовым  рынкам от 22.06.2006 №06-68/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»4. Этим документом в качестве одного из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня установлена обязанность эмитента иметь подтвержденную аудиторским заключением годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО и (или) US GAAP, а также принятие эмитентом обязательства по ведению указанной отчетности и ее раскрытию вместе с аудиторским заключением на русском языке.

Учитывая  изложенное, можно констатировать, что, прежде всего вопросом перехода на МСФО (а точнее, созданием системы  подготовки консолидированной отчетности по правилам МСФО) должны озаботиться  организации, являющиеся головными  компаниями группы компаний. Именно в отношении них Концепция определила вполне конкретные сроки перехода к составлению отчетности в соответствии с принципами МСФО. При этом, как следует из интервью чиновников, предусматривается, что консолидированная МСФО-отчетность будет составляться методом трансформации, в соответствии с которым все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность на основании национальных стандартов, а затем такая отчетность сводится и трансформируется согласно принципам МСФО.

Именно такой метод сегодня используется повсеместно в Европе и неевропейских государствах, поскольку в подавляющем большинстве стран в отношении индивидуальной отчетности действуют национальные стандарты.

Следует также отметить, что многие из тех  организаций, которым планируется законодательно вменить в обязанность формирование отчетности по МСФО, уже делают это в добровольном порядке на протяжении ряда лет. Это большинство предприятий нефтегазового сектора, крупные предприятия автомобилестроения, химической промышленности. И хотя точной статистики не существует, по данным, приведенным в одном из интервью5 директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ Л.З. Шнейдмана, «если взять периодически публикуемые рейтинги крупнейших российских компаний, то в первой сотне компаний небанковского сектора подавляющее большинство имеют отчетность, составленную по МСФО или иным международно признанным правилам».

Однако  одним из основных препятствий на пути официального признания и введения МСФО в отечественную практику в настоящее время является отсутствие закона, легитимизирующего такую отчетность.

Проект  закона «О консолидированной отчетности», разработанный Правительством РФ и  одобренный Государственной Думой в двух чтениях, сейчас продолжает обсуждаться как в государственных структурах, так и в профессиональном сообществе. А пока в России отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие порядок, сроки и адреса представления отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО, а также не определена ответственность за несоставление или неправильное составление, равно как и за непредставление или представление с нарушением сроков соответствующей отчетности.

Кроме того, действующие нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, от составления каких видов отчетности освобождаются организации, составляющие МСФО-отчетность.

Принятие  указанного закона также необходимо по той причине, что в настоящее  время отсутствует официальный перевод МСФО на русский язык, признанный в установленном порядке.

По информации из интервью с г-ном  Л.З. Шнейдманом, приведенного на сайте  Минфина России (www.minfin.ru), Совет по МСФО опубликовал официальный перевод МСФО на русский язык, подготовленный специалистами Совета и прошедший экспертизу текста на русском языке. Однако в российское правовое поле указанный перевод может быть введен только посредством признания в порядке, установленном Правительством РФ, а само такое признание возможно только после официального вступления закона «О консолидированной отчетности» в силу.

Для предприятий, не подпадающих под  критерии обязательного применения МСФО, использование международно признанных принципов составления отчетности является делом добровольным, и принять то или иное решение каждое из таких предприятий может, оценив все аргументы «за» и «против» 6.

Дальнейшее развитие рыночных отношений  в России и перспектива вступления страны в ВТО требуют оценки пригодности информационной модели бухгалтерского учета для решения задач рыночной экономики. Встает вопрос о необходимости применения в российском бухгалтерском учете международных стандартов. Даже те, кто ранее отстаивали самобытность российского учета, сегодня признают необходимость перехода на систему учета, формируемую Международными стандартами финансовой отчетности.

Исторически две концепции моделей  бухгалтерского учета в течение  более ста пятидесяти лет противоборствовали в различных странах мира. Первая концепция предполагала формирование информации о ликвидности организации, достаточности активов (в реальной рыночной оценке) для погашения обязательств всем кредиторам. Вторая – формировала информацию для оценки эффективности применения активов организации, рентабельного использования собственного и заемного капитала.

Эти концепции адаптировались к  реальным экономическим условиям, присущим разным странам. Первая применялась  там, где капитал организации  формировался преимущественно за счет займов и кредитов. Вторая - там, где корпоративный капитал формировался на фондовой бирже путем привлечения непосредственных инвесторов. Методология отражения информации в этих моделях имела существенные различия, что обобщенно представлено на Рис. 2 и 3.

Рис. 2 – Формирование информации о реальной ликвидности (первая концепция)

Традиционный российский бухгалтерский  учет основан на преимущественном применении первой концептуальной модели, а англо-американский – на второй. Но и та и другая концепция ни здесь, ни в других странах давно не применяется в чистом виде. Смешение учетных методологий объективно основано на смешении различных форм инвестирования капитала (биржевой и банковской).

В последние десятилетия возник устойчивый интерес к информации о потоках денежных средств и направлениях их использования. В состав бухгалтерской отчетности стали включать отчетность о движении денежных средств, которая не характерна для обеих рассматриваемых концепций. Продолжающаяся глобализация экономики побуждает к преодолению национальных особенностей, к переходу на единую концепцию бухгалтерского учета, объединяющую лучшие черты традиционных методов. Такая концепция предложена МСФО.

Рис. 3 – Формирование информации об эффективности использования собственного и заемного капитала (вторая концепция)

Международные стандарты как перспективная  модель бухгалтерского учета начали складываться в начале 70-х гг. прошлого века, создавая универсальный язык бизнеса для транснациональных  корпораций, мировых фондовых бирж и крупнейших банковских центров.

Тщательное изучение потребителей финансовой отчетности, прежде всего  инвесторов и акционеров, их запросов и интересов позволило КМСФО  создать основополагающие принципы и стандарты учета и отчетности, которые удовлетворяют большинство получателей информации на основе известных бухгалтерских концепций, с использованием их наиболее приемлемых сегодня методологических приемов. Главная задача КМСФО (а ныне Совета по МСФО) состоит в создании условий для составления и публикации прозрачной и общепонятной финансовой отчетности, способствующих стабилизации рыночных отношений.

Прозрачная, понятная и полная финансовая отчетность позволяет участникам рынка  получать необходимую им информацию о состоянии дел друг друга. Рыночные отношения порождают заинтересованную подотчетность заемщиков перед кредиторами, эмитентов перед инвесторами, банков перед вкладчиками, высшего управленческого персонала перед акционерами. Существующее противоречие между прозрачностью отчетности и конфиденциальностью информации преодолевается точным соблюдением требований МСФО по раскрытию информации в финансовой отчетности. В настоящее время добровольно выполняют все требования МСФО более 40 тыс. крупных транснациональных корпораций, имеющих многочисленные предприятия по всему миру.

Единая финансовая отчетность приобретает  особую актуальность в связи с  новым, глобализационным этапом в развитии мировой экономики, в особенности  на фондовых рынках. В 1998 г. на фондовых биржах обращались ценные бумаги общей  стоимостью около 360 трлн долл. США, что почти в десять раз превышает мировой валовой национальный продукт, учтенный статистикой ООН.

Еще в 1995 г. Международная организация  комиссии по ценным бумагам (IОSCO) согласовала  с КМСФО план «Основные стандарты» с целью предоставления единой и полноценной информации для всех участников фондового рынка. Его выполнение взяли под контроль министры финансов и руководители центральных банков стран «Большой семерки». К 2000 г. план был выполнен, что открыло путь для применения МСФО на всех мировых фондовых биржах. Особым толчком в этом направлении явился азиатский финансовый кризис 1997 – 1998 гг.

В апреле 2000 г. Европейская комиссия приняла решение о составлении  финансовой отчетности по МСФО всеми  компаниями, ценные бумаги которых  обращаются на фондовых рынках. В течение пяти лет учетные нормативы стран Европейского Союза должны быть приведены в соответствие с МСФО и полностью завершен переход на международные стандарты. Федеральная комиссия по ценным бумагам США решила не позднее 2007 г. полностью перейти на финансовую отчетность по МСФО и отказаться от применения своей системы GAAP.

Российское правительство еще  в 1998 г. приняло программу реорганизации  бухгалтерского учета, его приближения  к методике, принятой МСФО. Российские компании и кредитные организации получили право составлять сводную финансовую отчетность только в соответствии с МСФО и не дублировать ее в соответствии с российскими ПБУ.

В планах Совета по МСФО стоит дальнейшее продолжение работы над стандартами (например, «Добывающие отрасли», «Страхование», «Дисконтирование» и др.). Предполагается внести изменения в стандарты по составлению отчета о финансовых результатах, объединению компаний, отчетности банков. Активно ведутся работы по использованию сети Internet для представления финансовой отчетности; по разработке стандартов, отражающих особенности финансовой отчетности в странах с развивающейся рыночной экономикой.

Политика России в области дальнейшего  развития бухгалтерского учета основана на правительственной Программе реформирования бухгалтерского учета, принятой в марте 1998 г., которая предусматривает приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В ходе выполнения Программы утверждены новые Положения по бухгалтерскому учету, принят модернизированный План счетов. При разработке новых Положений изначально не ставилась задача полного приближения российской практики бухгалтерского учета к требованиям МСФО. Об этом заявил министр финансов Российской Федерации еще в 1999 г.

Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ считают, что одним из принципов  концепции новой государственной  политики в области бухгалтерского учета должно быть законодательно закрепленное право организаций вести учет и составлять отчетность по МСФО с представлением налоговой декларации, основанной на данных учета по международным стандартам.

По заявлению Центрального банка  Российской Федерации, приняты все  меры организационно-правового характера, необходимые для полного перехода банков на отчетность в соответствии с МСФО с 1 января 2004 г. И такая отчетность уже составляется практически всеми банками. Но, как показывает практика, составление отчетности по МСФО и ведение бухгалтерского учета по МСФО существенно различаются по степени инкорпорирования МСФО в систему бухгалтерского учета. Составлять отчетность по МСФО можно путем трансформации данных из отчетности, составленной по российским правилам бухгалтерского учета. Трансформация отчетности не позволяет добиться необходимого раскрытия информации, как того требуют МСФО. Применению МСФО препятствует политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Международная система финансовой отчетности и учета и ее применение в России