Международная торговля и её влияние на цены факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней экономической деятельности и их участия в той или иной степени в международном разделении труда. Ведение внешнеэкономической деятельности с целью изыскания возможностей получения прибыли реальная необходимость в современных условиях развития мировых рынков.

Содержание работы

Введение стр. 4 - 5
Глава 1. Теории развития международной торговли
1.1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ стр. 6 – 9
1.2. Факторная теория Хекшера-Олина стр. 9 – 12
1.3. Теория конкурентного преимущества страны стр. 12 - 16
Глава 2. Влияние международной торговли на цены факторов производства
2.1. Формирование равновесной цены на мировом рынке стр. 17 - 19
2.2. Распределение выгод от международной торговли стр. 20 - 24
Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли
3.1. Основные тенденции развития международной торговли стр. 25- 27
3.2. Особенности современного развития внешней торговли
России стр. 28 - 30
Заключение стр. 31 - 33
Список используемой литературы стр. 34 –

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика - Печникова.docx

— 122.69 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине Макроэкономика (продвинутый уровень)

 

Студентки    Печниковой Ольги Александровны

(И.О. Фамилия)

 

группы___215-М______ форма обучения  заочная

 

 

Экономического факультета на тему: Международная торговля и её влияние на цены факторов производства.

 

 

 

Руководитель:___В.А. Останин_______

                               (И.О. Фамилия)

__д.э.н., профессор______

                               (уч. степень, уч. звание)

 

 

 

      Оценка________________________

      Подпись_______________________

      «___»_____________________2013 г.

 

 

 

Владивосток

2013

 

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

Кафедра   Экономической теории _______________________________________

 

ЗАДАНИЕ

На курсовую работу студента 215-М группа

Печниковой Ольги Александровны


фамилия, имя, отчество

Экономика


факультет

 

1. Тема курсовой работы_____Международная торговля и её влияние на цены факторов производства

на материалах______________________________________________________

________________________________________________________организации

 

2. Цель и общее направление  работы: изучение международной торговли и ее влияния на цены факторов производства

 

3. Содержание работы. В  работе будут изложены следующие  разделы:

1. Теории развития международной торговли

2.  Влияние международной торговли на цены факторов производства

3.  Современные тенденции развития международной торговли

 

4.Заключение ______________________________________________________

 

5. Сроки выполнения  работы:

     Начало работы__________________________________________________

     Конец работы___________________________________________________

     Срок предоставления  работы на кафедру____________________________

Руководитель курсовой работы_д.э.н., профессор В.А. Останин_________

Студент___О.А. Печникова________________________________________

Содержание

 

Введение                    стр. 4 - 5

Глава 1. Теории развития международной торговли

1.1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ               стр. 6 – 9

1.2.  Факторная теория  Хекшера-Олина        стр. 9 – 12

1.3.  Теория конкурентного преимущества страны   стр.  12 - 16

Глава 2.  Влияние международной торговли на цены факторов производства

2.1. Формирование равновесной цены на мировом рынке  стр.  17 - 19

2.2.  Распределение выгод от международной торговли   стр.  20 - 24

Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли

3.1. Основные тенденции развития международной торговли       стр. 25- 27

3.2.  Особенности современного развития внешней торговли

России            стр. 28 - 30

Заключение         стр. 31 - 33

Список используемой литературы      стр. 34 – 36

Приложения         стр. 37 – 42   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней экономической деятельности и их участия в той или иной степени в международном разделении труда.  Ведение внешнеэкономической деятельности с целью изыскания возможностей получения прибыли реальная необходимость в современных условиях развития мировых рынков.

Международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Международная торговля или по-другому внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между различными странами, связанный с всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях глобализации мировых рынков.

Развитие международной торговли было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, одной из исторических предпосылок возникновения капиталистического способа производства явилось образование мирового рынка. Еще в эпоху первоначального накопления капитала товарное обращение вышло за пределы одной страны, чему способствовали научно-технический прогресс, развитие производительных сил, увеличение масштабов производства. Во-вторых, неравномерность развития различных отраслей в разных странах определяет необходимость международной торговли: продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке вывозится за границу. В-третьих, на современном этапе развития экономики, где прослеживается тенденция к безграничному расширению производства и невозможно реализовать продукцию в полном объеме на внутреннем рынке, поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса и находит внешние рынки сбыта. И наконец, в условиях ограниченности ресурсов и в связи с возрастающим потреблением, все мировые ресурсы необходимы каждой стране,  а следовательно заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на мировых рынках и необходимостью получения определенных ресурсов, товаров извне и стремлением извлечь выгоду.

Среди зарубежных и отечественных работ, посвященных исследованию международной торговли, известность получили труды: А. Смитта, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, П. Кругмана, П. Самуэльсона, В. Столпера, А. Джонса, Т.М. Рыбчинского, В. Леонтьева, М. Портера, И.Т. Балабанова, А. Киреева,  и других исследователей.

Целью курсовой работы является изучение международной торговли и ее влияния на цены факторов производства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 
- рассмотреть теории международной торговли;

-рассмотреть  формирование равновесной цены  на мировом рынке; 
- рассмотреть распределение выгод от международной торговли;

- рассмотреть современные тенденции  развития международной торговли.

Объектом исследования является международная торговля, а предметом исследования являются цены факторов производства в условиях международной торговли.

Методологическую базу исследования  составляют научные труды российских и зарубежных ученых и практиков в области экономики, материалы периодических изданий, учебники и учебные пособия.

Методической основой исследования служат: методы анализа и синтеза, а также метод сравнения  абсолютных, относительных и средних величин, методы группировки и классификации.

 

Глава 1. Теории развития международной торговли

 

Мировая торговля является исторически первой и основной формой международных экономических отношений.

Первые школы экономической мысли стали уделять большое внимание теоретическим и практическим вопросам развития внешней торговли. Современное состояние внешней торговли можно охарактеризовать с позиций классических и альтернативных теорий.

Условно теории международной торговли подразделяются на три группы:

- теории абсолютных и сравнительных  преимуществ (А. Смит, Д. Рикардо);

- факторные теории (Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорема Самуэльсона - Столпера);

- теории, допускающие значительную  роль случайного фактора; теория  международной конкурентоспособности (П. Кругман, М. Обстфельд, М. Портер). [1]

 

    1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ

 

Критерии рациональности развития мировой торговли сформулировал А. Смит в концепции абсолютных преимуществ, под которыми понимается способность страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это делается в других странах. А. Смит объяснял существование международной торговли и её выгодность различием в абсолютных издержках производства товаров в разных странах. 

В теории А. Смита доказывается, что страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т. е. по ним она имеет абсолютное преимущество и импортировать те товары, в производстве которых она такими преимуществами не обладает, т.е. издержки производства по ним выше, чем в других странах. Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат торгующих стран, поскольку каждая из них производит те товары, на которые она затрачивает меньше ресурсов. Недостатком этой теории является то, что она исключает возможности стран, которые не обладают никакими абсолютными преимуществами.

Д. Рикардо сделал следующий шаг в развитии международной торговли, доказав её целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Другими словами, отношение издержек производства этого товара к издержкам производства остальных товаров в данной стране, будет ниже, чем аналогичное соотношение в других странах. Именно на производстве этого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.

Предположим, что при имеющихся ресурсах страна А может производить в год 60 единиц товара У или 30 товара Х, или любую комбинацию этих товаров в пределах кривой производственных возможностей,  страна В (или остальной мир) может произвести 80 единиц товара У или 100 единиц товара Х (рис. 1.1.).  Очевидно страна В обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров, а страна А не имеет абсолютного преимущества ни по одному из этих товаров.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Сравнительные преимущества стран А и В

 

Однако соотношение издержек производства товаров Х и У в этих странах различны и составит:

  1. для страны А 60У=30Х или 2У=Х; для страны В 80У=100Х или 0,8У=Х (для единицы товара Х);
  2. для страны А 60У=30Х или У=0,5Х; для страны В 80У=100Х или У=1,25Х (для единицы товара У);

Это означает, что товар У можно купить в стране А за 0,5Х, а продать в стране В за 1,25Х. Товар Х можно купить в стране В за 0,8У, а продать в стране А за 2У, получая значительную выгоду при условии, что транспортные издержки невелики. В условиях открытой международной торговли это означает, что страна А будет экспортировать товар У в страну В и закупать у нее более дешевый товар Х. [22]

Д. Рикардо показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного (относительного) преимущества. При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: во-первых, экономические ресурсы, которые распределены между странами неравномерно, во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей – таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо. По версии Рикардо совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки. Таким образом, относительное преимущество – выгода, основанная на более низких альтернативных (вмененных) издержках в стране-экспортере. Отсюда в результате специализации и торговли выиграют обе страны, участвующие в обмене.

Впоследствии Д.С. Милль в своем труде «Основания политической экономии» дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по законам спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта – таков закон международной стоимости.[12]

Главный вывод Д. Рикардо и его последователей состоит в том, что международная торговля является выгодной для всех ее участников.

 

    1. Факторная теория Хекшера-Олина

 

Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина. Теория Хекшера-Олина появилась в 30-е годы ХХ века, и относится к неоклассическим концепциям международной торговли, так как эти экономисты не придерживались трудовой теории стоимости, считая производительными, наряду с трудом, капитал и землю. Поэтому причина торговли у них – разная обеспеченность факторами производства в странах – участницах международной торговли. Основные положения их теории сводились к следующему: во-первых, в странах наблюдается тенденция экспортировать те товары, для изготовления которых используются имеющиеся в стране в избытке факторы производства, и наоборот, импортировать те товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция выравнивания «факторных цен»; в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства за пределы национальных границ.

Информация о работе Международная торговля и её влияние на цены факторов производства