Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней экономической деятельности и их участия в той или иной степени в международном разделении труда. Ведение внешнеэкономической деятельности с целью изыскания возможностей получения прибыли реальная необходимость в современных условиях развития мировых рынков.
Введение стр. 4 - 5
Глава 1. Теории развития международной торговли
1.1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ стр. 6 – 9
1.2. Факторная теория Хекшера-Олина стр. 9 – 12
1.3. Теория конкурентного преимущества страны стр. 12 - 16
Глава 2. Влияние международной торговли на цены факторов производства
2.1. Формирование равновесной цены на мировом рынке стр. 17 - 19
2.2. Распределение выгод от международной торговли стр. 20 - 24
Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли
3.1. Основные тенденции развития международной торговли стр. 25- 27
3.2. Особенности современного развития внешней торговли
России стр. 28 - 30
Заключение стр. 31 - 33
Список используемой литературы стр. 34 –
Классические теории абсолютных и сравнительных преимуществ предполагали, что международная торговля не оказывает влияния на распределение доходов внутри страны. Для всех последующих теорий вопрос о распределении и перераспределении доходов в результате торговли является одним из ключевых.
Теория соотношения факторов производства Хекшера—Олина показала, что владельцы относительно избыточных факторов производства выигрывают от торговли, а владельцы относительно недостаточных факторов производства проигрывают. Из этого следует практический вывод о том, что первые будут выступать за свободу торговли, а вторые — против нее. Однако теорема выравнивания цен на факторы производства Хекшера—Олина—Самуэльсона показала, что выравнивание в результате торговли относительных цен на товары приводит к выравниванию относительных цен на факторы производства (и тем самым доходов их владельцев), с помощью которых эти товары были произведены.[19]
Теория специфических факторов производства Самуэльсона—Джонса показала, что в результате торговли увеличиваются доходы не всех владельцев избыточного фактора производства, а только тех, которые являются владельцами фактора, специфического для экспортных отраслей страны, и сокращаются доходы не всех владельцев относительно недостаточных факторов производства, а только тех из них, которые владеют факторами, специфическими для отраслей, конкурирующих с импортом. Практический вывод очевиден: скорее всего не все владельцы относительно избыточных факторов производства будут выступать за свободу торговли, а только те, которые владеют фактором, специфическим для экспортных отраслей. Аналогичным образом далеко не все владельцы относительно недостаточных факторов производства будут противиться свободе торговли, а только те, которые владеют фактором, специфическим для секторов, конкурирующих с импортом. При этом международная торговля не оказывает однозначного воздействия на доходы владельцев мобильных факторов, которые могут либо увеличиваться, либо сокращаться.
Развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуске тех видов продукции, по которым они имеют относительные преимущества, а следовательно, претерпевает изменения и структура производства в торгующих странах и соответственно структура спроса и предложения на факторы производства, и задачей государства при выборе экономической политики является распределения государственных капиталовложений, поощряя экспортные отрасли и развивая импортозамещающие производства.
Практически все теории международной торговли обращают главное внимание на закономерности образования цены равновесия на основе мирового баланса спроса и предложения. Поскольку эта цена в большинстве случаев отличается от внутренних цен стран, торгующих друг с другом, возникает проблема распределения доходов, получаемых в результате международной торговли, причем как между странами, так и внутри них.
Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием цен на мировых товарных рынках.
Согласно теории Хекшера-Олина страны экспортируют товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов, относительно избыточных для этих стран и небольших затрат относительно дефицитных товаров. Внутри страны доходы или убытки получают владельцы факторов производства в результате изменения цен на конечные товары, произведенные с помощью этих факторов, и в результате изменения цены их самих.[27]
Рассмотрим рис. 2.1.: отрасль, производящая экспортную продукцию (товар Х в стране В) будет расширяться, а цена товара Х будет расти до уровня мировой цены. Соответственно увеличится и спрос на факторы производства, необходимые для производства товара Х, и цены на них.
После повышения цен до уровня мировых потребители в стране В теряют часть потребительского излишка, равную (h + i), а производители выигрывают от роста цен и расширения производства (h + i + f). Чистый выигрыш станы В составит область f. Соответственно в стране А после снижения цен с 2У до 1У, производители товара Х понесут убытки от снижения цен, соответствующие области а (рис. 2.1.), а потребители получат выигрыш в размере области (а + b + d). Чистый выигрыш для страны А равен (b + d).[22]
Влияние внешней торговли на цены факторов, а следовательно, распределение доходов также проявляется как феномен, сформулированный в теореме П.Самуэльсона о выравнивании цен на факторы производства. Независимо от структуры спроса на факторы и их предложения цены на них выравниваются. Этот вывод не вполне согласуется с действительностью, так как справедлив лишь при известных упрощающих условиях; в частности при жестком предложении факторов, идентичных линейно-однородных производственных функциях во всех странах, конкурентных рынках. [20]
Тем не менее, этот вывод интересен тем, что позволяет рассматривать торговлю товарами как скрытый экспорт и импорт факторов, а главное, вывести на его основе ряд важных закономерностей мировой торговли, касающихся роли специализации факторов производства и структуры потребления в распределении доходов. Если фактор производства специализирован (сконцентрирован) в отрасли, конкурирующей с импортом, то он больше всего теряет в результате внешней торговли. На практике определить экспортную или импортную специализацию фактора не слишком просто.
Так, с использованием межотраслевого баланса можно определить коэффициент экспортной специализации фактора (Si):
где
q ix - доля дохода фактора i в общей стоимости экспорта; q im - доля дохода фактора i в общей стоимости конкурирующей с импортом продукции, равной по объему импорту; q i - доля дохода фактора i в суммарном национальном доходе. [4]
Изучение фактороемкости экспорта и импорта позволяет разделить владельцев факторов на группы и соответственно выявить их реакцию на ту или иную торговую политику.
Таким образом, в краткосрочном периоде, от развития внешней торговли выиграют владельцы факторов производства, используемых в растущих экспортных отраслях. Одновременно с этим в большей степени понесут убытки те, кто владеет факторами, занятыми в импортозамещающих отраслях, поскольку последние в результате открытия рынков и конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции будут сокращаться.
Иные последствия имеют место в долговременном периоде, когда рынки факторов уже приспособились к изменившейся ситуации. Неравномерность изменений спроса на факторы производства по отраслям определяет следующее: цены на факторы по завершению процесса перераспределения ресурсов не возвращаются к исходному уровню.
После того как ресурсы, высвобождаемые в отраслях, конкурирующих с импортом, начнут перемещаться в растущие экспортные отрасли, цены на факторы производства в экспортных отраслях могут несколько снизиться. Но структура факторов, используемых в этих отраслях, отличается от структуры факторов импортозамещающего производства.
Например, в производстве экспортного товара Х требуется относительно больше капитала и меньше труда, тогда как в производстве импортозамещающего товара У наоборот. Это означает, что капитала, высвобождаемого в отрасли У, будет недостаточно для покрытия потребности в нем растущей отрасли X Напротив, труда, высвобождающегося в отрасли У, окажется даже больше, чем необходимо для расширения отрасли X, что может привести к росту безработицы. Поэтому цена капитала не вернется к исходному уровню, существовавшему до начала торговых отношений, а заработная плата, наоборот, даже снизится по сравнению с исходным уровнем, так как теперь обеим отраслям вместе требуется относительно больше капитала и меньше труда.[22]
Это находит отражение в теореме Столпера — Самуэльсона: международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, относительно менее интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. При этом рост или снижение цены факторов происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью.[19]
Дальнейшие исследования проблемы влияния внешней торговли на распределение доходов между владельцами факторов производства позволили выявить определенную закономерность. Чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) на экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот, чем выше доля фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет после установления торговых отношений.
Мировая торговля выгодна обеим участвующим сторонам, однако пропорция, в которой распределяются выгоды, зависит прежде всего от характера изменения цен.
Здесь действует следующая закономерность: страна, чьи цены претерпели наибольшие изменения, выигрывает в большей степени.
Если учитывать два и более товаров, то для оценки последствий внешней торговли следует проанализировать показатель индекс условий торговли:
Индекс условий торговли (Т) = Индекс экспортных цен (Рх)
Индекс импортных цен (Рm)
Индекс экспортных цен рассчитывается по формуле:
где x - доля i-го товара в суммарной стоимости экспорта; Рi - отношение текущей цены этого товара к его цене в базисном году.
Индекс импортных цен рассчитывается по формуле:
где mi - доля i-го товара в суммарной стоимости импорта; Рi - отношение текущей цены этого товара к его цене в базисном году. [4]
Рост величины индекса условий торговли свидетельствует об улучшении условий торговли. Это означает, что для оплаты данного объема импорта требуется меньший объем экспорта. Однако, рост этого показателя не означает автоматически роста благосостояния. Условия торговли улучшаются, а следовательно, благосостояние нации растет, если рост этого индекса вызван изменениями у зарубежных партнеров. Показатель может уменьшиться, при этом торговля не станет менее эффективной, если, к примеру, новые технологии позволили снизить цену экспортного товара и увеличить объем экспорта.
Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли
3.1. Основные тенденции развития международной торговли
Среди основных тенденций развития международной торговли, доминирующее влияние оказывают процессы глобализации международной торговли.
Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.
Основными чертами глобализации международной торговли являются:
Интеграция представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д.
Характерной чертой глобализации международной торговли на современном этапе является также активный процесс унификации правил и норм. Вхождение экспортера любой страны в систему мирового рынка в качестве члена специализированных международных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МВФ и т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями. Членство в этих организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами, при неукоснительном выполнении самой договоренности о мерах регулирования торговли и движения капиталов. Каждая страна осуществляет свою деятельность на мировом рынке на основе двухсторонних и многосторонних соглашений и договоров, что способствует формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием единого платежного средства или обратимых платежных средств.
Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.
Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий также способствуют развитию международной торговли, т.к. ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В настоящее время изменение структуры мировой торговли также проявляется в увеличении доли наукоемкой продукции и доли электронного и телекоммуникационного оборудования на мировом рынке.
Информация о работе Международная торговля и её влияние на цены факторов производства