Международная торговля и её влияние на цены факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней экономической деятельности и их участия в той или иной степени в международном разделении труда. Ведение внешнеэкономической деятельности с целью изыскания возможностей получения прибыли реальная необходимость в современных условиях развития мировых рынков.

Содержание работы

Введение стр. 4 - 5
Глава 1. Теории развития международной торговли
1.1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ стр. 6 – 9
1.2. Факторная теория Хекшера-Олина стр. 9 – 12
1.3. Теория конкурентного преимущества страны стр. 12 - 16
Глава 2. Влияние международной торговли на цены факторов производства
2.1. Формирование равновесной цены на мировом рынке стр. 17 - 19
2.2. Распределение выгод от международной торговли стр. 20 - 24
Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли
3.1. Основные тенденции развития международной торговли стр. 25- 27
3.2. Особенности современного развития внешней торговли
России стр. 28 - 30
Заключение стр. 31 - 33
Список используемой литературы стр. 34 –

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика - Печникова.docx

— 122.69 Кб (Скачать файл)

Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как: политическое сотрудничество, либерализация международной торговли, миграция рабочей силы, международные финансовые операции

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация также оказывает существенное влияние на развитие международной торговли. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.[5]

Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли, на долю которых приходится едва ли не 50 % от объема всей мировой торговли.

Среди наиболее известных зон — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию.

Следует отметить, что рассмотренные основные тенденции современной международной торговли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость свободного и быстрого получения информации о конъюнктуре мирового рынка, развитие научно-технического прогресса позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а либерализация способствует развитию конкуренции, расширению мировых рынков, что способствует экономическому развитию стран, вовлеченных в международную торговлю.

3.2. Особенности современного развития  внешней торговли России

 

В последнее время внешнеэкономический комплекс России оставался динамичным сектором национального хозяйства, так по итогам 2002-2011 гг. наметился устойчивый рост объемов внешнеторгового оборота, который в 2011 г. составил 845,8 млрд. долларов США, что обусловлено ростом объемов экспорта – 522 млрд. долларов США и импорта – 323,8 млрд. долларов США (Приложение 1).

Развитие внешнеторгового оборота России в 2010-2011 гг. характеризовалось положительными тенденциями - благоприятная конъюнктура на мировом рынке важнейших товаров российского сырьевого экспорта, повышение внутреннего платежного спроса, рост инвестиций и реальных доходов населения продолжали оказывать влияние на увеличение внешнеторгового оборота, прирост которого в 2011 г. составил 30,3 % по отношению к 2010 г.

Динамика внешнеторгового оборота за 2002-2011 гг. свидетельствует о развитии международной торговли за счет ежегодного прироста объемов экспорта в среднем на 16,8 % (средний темп прироста) и объемов импорта в среднем на 20,5% (средний темп прироста), и только по итогам 2009 г., который охарактеризовался развитием мировых финансовых кризисных явлений, наблюдался провал, так объем экспорта сократился на 35,7 %, а импорта на 34,3 % (Приложение 1,2).

Активная экспортная деятельность российских компаний стимулировала промышленный рост, в первую очередь в топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Так по итогам 2011 г. по данным таможенной статистики в товарной структуре экспорта преобладали минеральные продукты 70,3% (362741 млн. долл. США), металлы и драгоценные камни и изделия из них – 11,1% (57394 млн. долл. США), продукция химической промышленности – 6,0% (30950 млн. долл. США) от общего объема экспорта - 516040 млн. долл. США (Приложение 3).

За счет растущего импорта обеспечивалась значительная часть внутреннего спроса, так по итогам 2011 г. по данным таможенной статистики в товарной структуре импорта преобладали машины и оборудование - 48% (146594 млн. долл. США), продукция химической промышленности – 14,9 % (45411 млн. долл. США), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье -13,9 % (42476 млн. долл. США) от общего объема импорта, который за 2011 г. составил 305313 млн.долл. США (Приложение 4).

При сопоставлении величин экспорта и импорта фиксируется сальдо внешнеторгового оборота, которое за последние десять лет с 2002 г.  по 2011 г. характеризуется как положительное, которое по итогам 2011 г. составило 198,2 млрд. долл. США, что свидетельствует об увеличении объемов национального производства (Приложение 1).

Итак, товарная структура Российской внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них приходится около 80% мирового экспорта. У России, если обратится к ее товарной структуре внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель готовой продукции составляет менее 20%, более 80 % приходится на экспорт сырьевой продукции. На мировых рынках основную часть реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства и на высокотехнологичную продукцию. В структуре российского экспорта удельный вес продукции машиностроения составляет только 4,5%.

Для России, в которой 11% населения занято в сельском хозяйстве, по-прежнему остаётся низкой  доля экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья - всего 2,3 %, и высокой доля импорта – 13,9%.

Если обратится к динамике внешнеторгового оборота, то можно заметить тенденцию роста чистого экспорта, который конечно свидетельствует об увеличении объемов национального продукта, но рассматривая  товарную структуру экспорта можно определенно сказать что это обусловлено ростом объемов сырьевых ресурсов  и ростом их экспортной цены на мировом рынке (Приложение 5).

Сырьевая ориентация Российского экспорта усиливает зависимость ее социально-экономического положения от цен мирового рынка, и пока сырьевые ресурсы интенсивно используются для производства товаров, цена на которые растет, страна может рассчитывать на выгодные торговые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Международная торговля или по-другому внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между различными странами. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотрены теории международной торговли;
  • рассмотрены условия формирования равновесной цены на мировом рынке; 
    изучены распределение выгод от международной торговли;
  • рассмотрены современные тенденции развития международной торговли и особенности развития внешней торговли России.

В результате можно сказать, что международная  торговля жизненно необходима странам  по нескольким причинам: некоторые  виды товаров  и материалов,  которые не  могут быть получены или произведены внутри страны целиком и   полностью   зависят   от международной торговли и мировых цен; показатели объемов экспорта и импорта характеризуют изменения в объемах  чистого  экспорта и оказывают  значительное влияние на уровень внутреннего  производства и доходов.

Международная торговля выгодна обеим участвующим сторонам, однако пропорция, в которой распределяются выгоды, зависит прежде всего от характера изменения цен на мировом рынке.

 Развитие внешней торговли  сопровождается специализацией  стран на выпуске тех видов  продукции, по которым они имеют  относительные преимущества, а следовательно, претерпевает изменения  и структура  производства в торгующих странах  и соответственно структура спроса  и предложения на факторы производства, и задачей государства при выборе экономической политики является распределения государственных капиталовложений, поощряя экспортные отрасли и развивая импортозамещающие производства.

Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Проведенные статистические исследования позволяют сделать вывод положительной тенденции развития внешнеэкономической деятельности России за последние десять лет, при этом в период с 2002 по 2011 гг. внешнеторговый оборот России в среднем увеличился на 18,1% (средний темп роста составил 118,1 %).  Экспорт и импорт товаров за указанный период также устойчиво рос, что в целом обеспечило стране положительный чистый экспорт, который по итогам 2011 г. составил 198,2 млрд. долл. США, что свидетельствует о развитии национального производства.

Однако рассматривая товарную структуру экспорта и импорта были выявлены негативные стороны, связанные с преобладающей долей сырьевых продуктов в российском экспорте около 80 % и преобладающей доли импорта готовой продукции более 80 %, что свидетельствует о недоразвитости российской экономики, позиционирующей в качестве поставщика сырья.

Также можно сделать вывод о том, что наметившийся рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса при резком снижении объемов добычи, негативно влияет на развитие национальной экономики и усиливает диспропорции между производством и потреблением, ухудшает макроструктуру экономики, и все более приближает ее к модели экспортно-сырьевого типа.

Стоит также заметить, что на основании теоретических данных и проведенных статистических исследований выявляется необходимость дальнейшего развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности России, а также улучшения структуры экспорта товаров при сохранении его дальнейших темпов роста. При этом необходимо осуществить модернизацию обрабатывающей промышленности, формирование полноценного индустриального комплекса, а также привлечь инвестиции для восстановления на новой основе сельского хозяйства и его жизненно-социальной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие – М., 2006.
  2. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов .— M. : Финансы и статистика, 2000 .
  3. Бахрамов Ю.М. Организация внешне-экономической деятельности (особенности менеджмента) : учеб. пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов.— СПб.: Лань, 2000 .
  4. Богомолов О.Т.  Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. –М.: Юнити –Дана, 2002 г.
  5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие // Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 1996.
  6. Внешняя торговля России (по методологии платежного баланса). http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade
  7. Внешняя торговля России (по данным таможенной статистики).

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/

  1. Голобокова Г.М. Международный менеджмент // Под ред. Г.М. Голобковой. – М., 2006.
  2. Горченкова В.В. Международные торговые организации – М., 2000.
  3. Иванов Н.Н. Проблемы оптимальной стратегии развития России. // Мировая экономика и международные отношения. 2000, №2.
  4. Киреев А. Международная экономика. Ч. 1, Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учеб. пособие. В 2 ч / А. Киреев .— M. : Междунар.отношения, 1999.
  5. Королев И. Интеграция России в мировую экономику // Внешняя политика России. 2004, №1-2.
  6. Красникова А.Н. Экономика переходного периода: Учебник. – М. 2004.
  7. Кругман П.М., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика, ЮНИТИ, 1997.
  8.   Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов .— M. : Дело и Сервис, 1998.
  9.   Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: пер. с англ / Н.Г. Мэнкью .— СПб.: Питер Ком, 1999.
  10.   Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация: Внешнеторговый практикум / В.В. Покровская .— M. : ИНФРА-М, 1996.
  11.   Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник / В.В. Покровская .— M. : Юристъ, 2000 .
  12. Разумнова Л.Е. Современная международная торговля. Внешняя торговля России – М.: МАКС-Пресс, 2005.
  13. Россия и международная торговая система / Под ред.Э. ВанДузер .— СПб : Петрополис, 2000 .
  14. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2 / П. Самуэльсон .— М. : Б.и., 1994 .
  15. Samuelson Paul.  Prices of factors and goods in general equilibrium.      http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-24_Samuels.pdf
  16. Сергеев П.В. Мировая торговля как форма международных экономических отношений // Вопросы экономики 2006., №10.
  17. Сидорович А.В.  Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие под ред. А.В. Сидоровича. -2-е изд., -М.: Дело и Сервис, 2001.
  18. Смаилова Г.А. Основные тенденции развития мировой торговли – М., 2003.
  19. Уилсон Д.Д. Международная торговля в малом бизнесе: Пер. с англ / Д.Д. Уилсон .— M. : Аудит, 1996.
  20. Фаминский И.В. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал. 2007, №1.
  21. Фомичев В.И. Международная торговля : учебник / В.И. Фомичев .— 2-е изд., перераб. и доп .— M. : ИНФРА-М, 2001 .— 446 с.
  22. Heckscher Eli. The effects of foreign trade on the distribution of income. Ch 2. http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-09_Heckscher.pdf

Информация о работе Международная торговля и её влияние на цены факторов производства