Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней экономической деятельности и их участия в той или иной степени в международном разделении труда. Ведение внешнеэкономической деятельности с целью изыскания возможностей получения прибыли реальная необходимость в современных условиях развития мировых рынков.
Введение стр. 4 - 5
Глава 1. Теории развития международной торговли
1.1. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ стр. 6 – 9
1.2. Факторная теория Хекшера-Олина стр. 9 – 12
1.3. Теория конкурентного преимущества страны стр. 12 - 16
Глава 2. Влияние международной торговли на цены факторов производства
2.1. Формирование равновесной цены на мировом рынке стр. 17 - 19
2.2. Распределение выгод от международной торговли стр. 20 - 24
Глава 3. Современные тенденции развития международной торговли
3.1. Основные тенденции развития международной торговли стр. 25- 27
3.2. Особенности современного развития внешней торговли
России стр. 28 - 30
Заключение стр. 31 - 33
Список используемой литературы стр. 34 –
Неоклассическая концепция
Хекшера – Олина оказывалась
удобной для объяснения причин
развития торговли между
Теории соотношения факторов производства многократно подвергались эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных
применительно к различным странам. Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено американским экономистом В. Леонтьевым, который проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.. В. Леонтьев показал, что США, считавшаяся капиталоизбыточной страной, экспортировала не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя согласно теории Хекшера-Олина результат должен был быть обратным. Дальнейшие исследования подтвердили наличие в США данного «парадокса» и показали, что капитал не самый избыточный фактор в стране, существуют еще и обрабатываемая земля и научно-технические кадры. [22]
Суть парадокса Леонтьева состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.
Теория П. Самуэльсона и В. Столпера появилась в середине XX в. (1948 г.), ученые усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
Английский экономист Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшира-Олина. Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом.
Суть теоремы Рыбчинского заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.
Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного экономиста М. Портера, получившая название теория конкурентного преимущества страны.
На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию, в которой центральное место занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.
М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:
- факторы производства определенного количества и качества;
- условия внутреннего спроса
на продукцию данной отрасли,
его количественные и
-наличие родственных и
- стратегия и структура фирм,
характер конкуренции на
Параметры факторов производства представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
Параметры спроса — это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорториентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству.
Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Национальная конкурентоспособность, с точки зрения М. Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Именно в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны в стимулировании производства инноваций. Серьезным стимулом к успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая и обуславливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.
Важную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ отраслей национальной экономики играет государство. Это могут быть целевые капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоков капитала, временная защита внутреннего производства и стимулирование конкуренции посредством ограничения импорта; косвенное регулирование через налоговую систему и развитие рынков.
Практический опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это наиболее актуально для переходных экономических систем, поскольку относительная слабость частного сектора не позволит ему самостоятельно сформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать место на мировом рынке.
В любом случае, любая из существующих теорий международной торговли имеет право на существование и имеет своих последователей.
Развитие теорий международной торговли продолжается и в настоящее время, и в основной своей части новейшие подходы развивают теорию международной торговли со стороны предложения, представляя различные вариации на темы классической теории абсолютных сравнительных преимуществ Смита—Рикардо и теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина. Классические теории в целом работают и при увеличении свыше двух числа факторов производства, торгуемых товаров и торгующих стран, при учете транспортной составляющей в торговле наличия тарифов и других барьеров на пути торговли, при существовании различий вкусов предпочтений потребителей в различных странах.
Исследовав вышеперечисленные теории международной торговли, можно сказать, что активное участие любой страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами, поскольку позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Глава 2. Влияние международной торговли на цены факторов производства
Представленные выше теории пытались объяснить структуру внешней торговли с точки зрения того, что выгодно вывозить и ввозить данной стране. Но не менее важным, является и установление равновесной цены на мировом рынке, поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена.
Мировая цена определяется взаимодействием спроса и предложения на мировом рынке. Мировой спрос определяется как внутренний избыточный спрос при каждом возможном уровне цены в стране-импортере. Он зависит от предпочтений потребителей, стремящихся максимизировать полезность. Мировое предложение определяется как избыточное предложение продукта при каждом возможном уровне цены в стране-экспортере и зависит от производственных возможностей этой страны.
Для выяснения этого вопроса сопоставим спрос, предложение и условия равновесия на рынке некоторого товара Х торгующих стран (рис. 2.1.). Предположим, что страна В обладает сравнительным преимуществом в производстве товара Х и в отсутствии внешней торговли соотношение цен на внутреннем рынке установится на уровне Х=0,5У, а в стране А это соотношение Х= 2У. Из этих соотношений очевидно, что страна В будет экспортировать более дешевый товар Х в страну А. При этом кривая спроса страны А Dm на импорт товара Х строится на основе величины избыточного спроса в стране А, при ценах более низких, чем внутренняя равновесная цена (2У за 1Х).
Рис. 2.1. Условия равновесия на мировом рынке
Кривая предложения Sx на мировом рынке строится исходя из величины избыточного предложения товара Х в стране В при ценах выше внутренней цены равновесия (0,5У за 1Х). Мировой уровень цен установится в точке Е (1У = 1Х), при которой спрос на товар Х с стране А равен избыточному предложению данного товара в стране В. [22]
Мировая цена характеризуется следующими признаками:
Информация о работе Международная торговля и её влияние на цены факторов производства