Международное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы рассмотреть сущность, факторы и тенденции развития международного разделения труда.
Исходя из поставленной цели, определены следующие общие задачи:
- раскрыть понятие международного разделения труда и этапы его развития;
- рассмотреть современную модель международного разделения труда;
- исследовать международную специализацию производства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Международное разделение труда…………………………………….5
1.1. Международное разделение труда и специализация производства………5
1.2. Современная теория международных конкурентных преимуществ и международное кооперирование производства………………………………...9

Глава 2. Миграция человеческого капитала…………………………………...15
1.1. Понятие миграции рабочей силы и ее территориальные аспекты……...23
2.2. Государственная миграционная политика и Международная
организация труда……………………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

межд разд труда курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

повышение конкурентоспособности  продукции вследствие уменьшения издержек производства, обусловленного более низкой ценой иностранной рабочей силы;

заполнение  вакансий в непрестижных сферах экономики, в том числе и в военизированных (мигранты могут призываться на военную службу), обеспечивающее нормальный ход процесса воспроизводства;

создание возможности  структурной перестройки экономики и ее динамичного развития за счет перемещения высококвалифицированной национальной рабочей силы в новые перспективные отрасли с дальнейшим повышением ее квалификации;

сохранение  требуемых народно-хозяйственных  пропорций путем поддержания существующих отраслей;

использование иностранной рабочей силы в качестве амортизатора в случае роста безработицы (ее увольняют в первую очередь);

увеличение  налоговых поступлений. Иммигранты обычно приезжают в раннем трудоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов. Принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые, не платя прямых налогов, при покупках вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы;

экономия  затрат на первичное образование  и получение квалификации, которые в основном несут государства, откуда осуществляется миграция, на оказание социальных услуг (нелегалы их не могут получить);

улучшение демографической  ситуации в принимающей стране с  низким уровнем рождаемости.

В целом считается, что  эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны.

К отрицательным  последствиям иммиграции можно отнести:

постепенное попадание многих отраслей экономики  принимающих стран в зависимость от иностранных рабочих, особенно в строительстве, угледобыче и проч.;

создание  дополнительной нагрузки на экономику, связанной с необходимостью принимать меры общественной безопасности, расширять предоставление не которых видов социальных услуг, развивать транспорт и проч.

Рассматривая безвозвратную  трудовую миграцию как негативное следствие либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности.

Страны — экспортеры рабочей силы наряду с потерями от миграции имеют от нее и некоторые выгоды. Прежде всего это многомиллиардные доходы, источниками которых являются: налоги с прибыли фирм-посредников; налоги с переводов мигрантов на родину; личное инвестирование мигрантов. Кроме того, возвращаясь домой, мигранты, проработавшие за границей, как правило, в течение двух-трех лет, привозят с собой немалые ценности и сбережения. К выгодам экспорта рабочей силы можно также отнести приобретение мигрантами новых профессиональных знаний, опыта, квалификации, готовность к активному участию в новых формах экономической жизни.

В настоящее  время можно выделить миграционные потоки малоквалифицированной рабочей силы из развивающихся стран в развитые (в связи с этим возникает проблема обеспечения их занятости и эффективного использования) и миграцию высококвалифицированной (специалистов) из Западной Европы в США и из развивающихся стран в развитые. Первый вид миграции является наиболее массовым. Основными точками притяжения мигрантов на сегодняшний день являются7:

  1. США, Канада, Австралия. В этот регион въезжает больше мигрантов, чем во все остальные, вместе взятые. Основные потоки рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран;
  2. Европа. Основные потоки из бывших колоний и государств Восточной Европы. Среди мигрантов, отправившихся на заработки в Европу, половина из них останавливает свой выбор на России, по статистике это 48 % всех гастарбайтеров, направляющихся в Европу. 19 миллиардов рублей, которые иностранцы ежегодно отправляют в страны своего постоянного места жительства, составляют около 30 % ВВП Киргизии, Таджикистана и ещё нескольких стран. Только более 2 миллионов трудовых мигрантов являются в России официально зарегистрированными, остальные же работают здесь нелегально.

В 2011 году квота на трудовых мигрантов составила 2,8 миллиона, не охватывая при этом численность квалифицированных работников. Разрабатывая нормы квотирования на следующий год, была принята цифра, превышающая предыдущий показатель в два раза и составила 4,7-4,9 миллиона человек8. В 2011 году квота, принятая на весь год, была израсходована за шесть месяцев.

  1. Ближний Восток (Израиль, нефтедобывающие регионы). Рабочие приезжают из соседних арабских стран, а также Индии, Пакистана, Бангладеш;
  2. новые индустриальные страны;
  3. другие развивающиеся страны, прежде всего Латинской Америки.

В современных  условиях серьезной проблемой для  многих стран становится «утечка умов» (brain drain). Это одна из форм миграции рабочей силы в развитые страны преимущественно из развивающихся, получившая широкий размах со второй половины 1960-х гг.

«Утечка умов»  иногда называется «обратной передачей  технологий».

«Утечка умов» - поток, который  выделяют из общего процесса внешней миграции как его наиболее ценный компонент. В научной экономической и социологической литературе (как в зарубежной, так и в отечественной) нет единого подхода к оценке явления «утечки умов». Во многом это объясняется тем, что «утечка умов» - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто применяется сходный по смыслу термин «утечка мозгов». Утечка человеческого капитала из России за последние 10 лет достигла не менее 1 млн. человек. Официально зарегистрированная эмиграция в 1990-1996 гг. колебалась в пределах 90-110 тыс. человек в год. Во второй половине 90-х годов по данным российских компаний, оказывающих услуги в этой области, поток эмигрантов был примерно такого же масштаба (до 100 тыс. человек в год).

Значительная их часть, входившая в интеллектуальную элиту  России, обосновалась в США, Канаде, Германии, Израиле и других странах. По географическому направлению  иммиграция российских ученых характеризуется приоритетом стран с высокоразвитой наукой. Это, прежде всего США, где даже принята специальная поправка по величине эмиграционной квоты из стран бывшего СССР, увеличивающая её на 50 тыс. человек ежегодно для иммигрантов высшей и высокой квалификации по специальностям, необходимым американской экономике. В целом 20% выехавших на постоянное место жительства за рубеж сотрудников Академии наук осело в США. Меньший поток эмиграции высококвалифицированных кадров направляется в страны Европейского Сообщества, а также Канаду и Австралию.

Выделяют  две формы «утечки умов»:

переезд в  развитые страны высококвалифицированных  специалистов и выпускников учебных заведений (утечка в узком смысле слова);

приглашение этих лиц на работу в ТНК и их филиалы.

Развитые  страны, куда перемещаются высококвалифицированные  специалисты, получают значительный экономический эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты. Это обстоятельство становится одним из определяющих факторов их экономического процветания в условиях обострившейся международной конкуренции.

Миграция  специалистов обусловлена в целом  теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Ученые и специалисты покидают свою страну, если находят в другом месте более высокое материальное вознаграждение, дополнительные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Многих привлекает возможность сохранить привычный за годы обучения образ жизни.

На отток  ученых за рубеж влияет также весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы.

В результате происходит торможение НТП, интеллектуальное истощение развивающихся стран.

Развитые  западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую заработную плату и благоприятные социально-бытовые условия.

Оценка «утечки  умов» затруднена вследствие отсутствия критерия выделения квалифицированных кадров. ООН считает таковыми научных работников, инженеров, врачей. По некоторым расчетам, она составляет до 50—70% выпускников высших учебных заведений, 2/3 из которых направляется в США.

За последние  два десятилетия они привлекли  из развивающих стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы — порядка 20 тыс. человек.

Выигрыш для экономики  США, например, от привлечения в страну одного «среднего» ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долл., ученого-обществоведа - 235 тыс., врача - 646 тыс. долл9. Причина состоит в том, что реальная отдача от них в несколько раз превосходит затраты на подготовку. За счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов США дополнительно получают 80-100 млрд долл. в год.

Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Ученые из России, приехавшие в США, соглашаются работать за 1,5 тыс. долл., что меньше зарплаты американского лаборанта.

Активную  политику в области привлечения  иностранных ученых и специалистов ведет Израиль.

 

2.2. Государственная миграционная политика и Международная организация труда

Нивелирование отрицательных  последствий миграции и использование ее положительных сторон требуют от каждого государства и международного сообщества осуществления целенаправленной миграционной политики.

На международном  уровне регулирование миграции и  труда мигрантов осуществляется:

МОТ — Международной  организацией труда;

MOM — Международной организацией по миграции;

УВКБ —  Управлением Верховного комиссара  при ООН по беженцам;

СОПЕМИТ —  Системой постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР;

Двусторонними и региональными соглашениями.

Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Она подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

К косвенным  относятся:

валютно-кредитные: поощрение валютных переводов из-за рубежа;

предоставление  льгот по валютным вкладам (более  высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.);

продажа рабочим-мигрантам  ценных бумаг, не облагаемых налогами;

таможенные: льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

реализация  специальных эмиграционных программ, дополнительно принимаемых в ряде стран.

Прямые методы включают создание государством запретительных или поощрительных условий, влияющих на эмиграцию.

Причины, по которым государство  поощряет эмиграцию, могут быть:

экономическими (например, в случае, если она может способствовать экспорту отечественной продукции);

гуманитарными (международное усыновление, если внутри страны нельзя обеспечить необходимые условия для сирот);

политическими (СССР высылал  нежелательных лиц или пытался  распространять влияние в других странах через своих граждан, заключавших браки с их подданными).

Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать защиту.

Для этого  используются системы лимитов и  ограничений, которые могут касаться: ограничения выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея); запрета (прямого и косвенного) на выезд отдельных категорий работников; введения эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и проч.); установления сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет10.

Иммиграционная  политика включает:

1. Требования к качеству иностранной рабочей силы: образование и стаж работы.

  1. Требования к возрасту и состоянию здоровья.
  2. Требования личностного характера.
  3. Требования к условиям привлечения иностранной рабочей силы: численность; срок пребывания.
  4. Финансовые требования.
  5. Запрещение иностранцам заниматься определенными видами деятельности (чаще в косвенной форме путем определения перечня приоритетных профессий).
  6. Национально-географические приоритеты.
  7. Система санкций, действующих в отношении незаконных мигрантов, лиц, содействующих им, работодателей, использующих их труд.

Различают три  основных типа иммиграционной политики, которым можно следовать одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

политика, направленная на ограничение численности и  срока пребывания иммигрантов в стране;

политика, разрешающая  проживание без определенного срока  с правом въезда членов семьи;

Информация о работе Международное разделение труда