Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа
Главная цель данной работы рассмотреть сущность, факторы и тенденции развития международного разделения труда.
Исходя из поставленной цели, определены следующие общие задачи:
- раскрыть понятие международного разделения труда и этапы его развития;
- рассмотреть современную модель международного разделения труда;
- исследовать международную специализацию производства;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международное разделение труда…………………………………….5
1.1. Международное разделение труда и специализация производства………5
1.2. Современная теория международных конкурентных преимуществ и международное кооперирование производства………………………………...9
Глава 2. Миграция человеческого капитала…………………………………...15
1.1. Понятие миграции рабочей силы и ее территориальные аспекты……...23
2.2. Государственная миграционная политика и Международная
организация труда……………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30
повышение конкурентоспособности продукции вследствие уменьшения издержек производства, обусловленного более низкой ценой иностранной рабочей силы;
заполнение вакансий в непрестижных сферах экономики, в том числе и в военизированных (мигранты могут призываться на военную службу), обеспечивающее нормальный ход процесса воспроизводства;
создание возможности структурной перестройки экономики и ее динамичного развития за счет перемещения высококвалифицированной национальной рабочей силы в новые перспективные отрасли с дальнейшим повышением ее квалификации;
сохранение
требуемых народно-
использование иностранной рабочей силы в качестве амортизатора в случае роста безработицы (ее увольняют в первую очередь);
увеличение налоговых поступлений. Иммигранты обычно приезжают в раннем трудоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов. Принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые, не платя прямых налогов, при покупках вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы;
экономия затрат на первичное образование и получение квалификации, которые в основном несут государства, откуда осуществляется миграция, на оказание социальных услуг (нелегалы их не могут получить);
улучшение демографической ситуации в принимающей стране с низким уровнем рождаемости.
В целом считается, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны.
К отрицательным последствиям иммиграции можно отнести:
постепенное попадание многих отраслей экономики принимающих стран в зависимость от иностранных рабочих, особенно в строительстве, угледобыче и проч.;
создание дополнительной нагрузки на экономику, связанной с необходимостью принимать меры общественной безопасности, расширять предоставление не которых видов социальных услуг, развивать транспорт и проч.
Рассматривая безвозвратную трудовую миграцию как негативное следствие либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности.
Страны — экспортеры рабочей силы наряду с потерями от миграции имеют от нее и некоторые выгоды. Прежде всего это многомиллиардные доходы, источниками которых являются: налоги с прибыли фирм-посредников; налоги с переводов мигрантов на родину; личное инвестирование мигрантов. Кроме того, возвращаясь домой, мигранты, проработавшие за границей, как правило, в течение двух-трех лет, привозят с собой немалые ценности и сбережения. К выгодам экспорта рабочей силы можно также отнести приобретение мигрантами новых профессиональных знаний, опыта, квалификации, готовность к активному участию в новых формах экономической жизни.
В настоящее время можно выделить миграционные потоки малоквалифицированной рабочей силы из развивающихся стран в развитые (в связи с этим возникает проблема обеспечения их занятости и эффективного использования) и миграцию высококвалифицированной (специалистов) из Западной Европы в США и из развивающихся стран в развитые. Первый вид миграции является наиболее массовым. Основными точками притяжения мигрантов на сегодняшний день являются7:
В 2011 году квота на трудовых мигрантов составила 2,8 миллиона, не охватывая при этом численность квалифицированных работников. Разрабатывая нормы квотирования на следующий год, была принята цифра, превышающая предыдущий показатель в два раза и составила 4,7-4,9 миллиона человек8. В 2011 году квота, принятая на весь год, была израсходована за шесть месяцев.
В современных условиях серьезной проблемой для многих стран становится «утечка умов» (brain drain). Это одна из форм миграции рабочей силы в развитые страны преимущественно из развивающихся, получившая широкий размах со второй половины 1960-х гг.
«Утечка умов» иногда называется «обратной передачей технологий».
«Утечка умов» - поток, который выделяют из общего процесса внешней миграции как его наиболее ценный компонент. В научной экономической и социологической литературе (как в зарубежной, так и в отечественной) нет единого подхода к оценке явления «утечки умов». Во многом это объясняется тем, что «утечка умов» - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто применяется сходный по смыслу термин «утечка мозгов». Утечка человеческого капитала из России за последние 10 лет достигла не менее 1 млн. человек. Официально зарегистрированная эмиграция в 1990-1996 гг. колебалась в пределах 90-110 тыс. человек в год. Во второй половине 90-х годов по данным российских компаний, оказывающих услуги в этой области, поток эмигрантов был примерно такого же масштаба (до 100 тыс. человек в год).
Значительная их часть, входившая в интеллектуальную элиту России, обосновалась в США, Канаде, Германии, Израиле и других странах. По географическому направлению иммиграция российских ученых характеризуется приоритетом стран с высокоразвитой наукой. Это, прежде всего США, где даже принята специальная поправка по величине эмиграционной квоты из стран бывшего СССР, увеличивающая её на 50 тыс. человек ежегодно для иммигрантов высшей и высокой квалификации по специальностям, необходимым американской экономике. В целом 20% выехавших на постоянное место жительства за рубеж сотрудников Академии наук осело в США. Меньший поток эмиграции высококвалифицированных кадров направляется в страны Европейского Сообщества, а также Канаду и Австралию.
Выделяют две формы «утечки умов»:
переезд в развитые страны высококвалифицированных специалистов и выпускников учебных заведений (утечка в узком смысле слова);
приглашение этих лиц на работу в ТНК и их филиалы.
Развитые страны, куда перемещаются высококвалифицированные специалисты, получают значительный экономический эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты. Это обстоятельство становится одним из определяющих факторов их экономического процветания в условиях обострившейся международной конкуренции.
Миграция специалистов обусловлена в целом теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Ученые и специалисты покидают свою страну, если находят в другом месте более высокое материальное вознаграждение, дополнительные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Многих привлекает возможность сохранить привычный за годы обучения образ жизни.
На отток ученых за рубеж влияет также весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы.
В результате происходит торможение НТП, интеллектуальное истощение развивающихся стран.
Развитые западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую заработную плату и благоприятные социально-бытовые условия.
Оценка «утечки умов» затруднена вследствие отсутствия критерия выделения квалифицированных кадров. ООН считает таковыми научных работников, инженеров, врачей. По некоторым расчетам, она составляет до 50—70% выпускников высших учебных заведений, 2/3 из которых направляется в США.
За последние два десятилетия они привлекли из развивающих стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы — порядка 20 тыс. человек.
Выигрыш для экономики США, например, от привлечения в страну одного «среднего» ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долл., ученого-обществоведа - 235 тыс., врача - 646 тыс. долл9. Причина состоит в том, что реальная отдача от них в несколько раз превосходит затраты на подготовку. За счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов США дополнительно получают 80-100 млрд долл. в год.
Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Ученые из России, приехавшие в США, соглашаются работать за 1,5 тыс. долл., что меньше зарплаты американского лаборанта.
Активную политику в области привлечения иностранных ученых и специалистов ведет Израиль.
2.2. Государственная миграционная политика и Международная организация труда
Нивелирование отрицательных последствий миграции и использование ее положительных сторон требуют от каждого государства и международного сообщества осуществления целенаправленной миграционной политики.
На международном
уровне регулирование миграции и
труда мигрантов
МОТ — Международной организацией труда;
MOM — Международной организацией по миграции;
УВКБ — Управлением Верховного комиссара при ООН по беженцам;
СОПЕМИТ — Системой постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР;
Двусторонними и региональными соглашениями.
Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Она подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
К косвенным относятся:
валютно-кредитные: поощрение валютных переводов из-за рубежа;
предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.);
продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
таможенные: льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
реализация
специальных эмиграционных
Прямые методы включают создание государством запретительных или поощрительных условий, влияющих на эмиграцию.
Причины, по которым государство поощряет эмиграцию, могут быть:
экономическими (например, в случае, если она может способствовать экспорту отечественной продукции);
гуманитарными (международное усыновление, если внутри страны нельзя обеспечить необходимые условия для сирот);
политическими (СССР высылал нежелательных лиц или пытался распространять влияние в других странах через своих граждан, заключавших браки с их подданными).
Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать защиту.
Для этого используются системы лимитов и ограничений, которые могут касаться: ограничения выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея); запрета (прямого и косвенного) на выезд отдельных категорий работников; введения эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и проч.); установления сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет10.
Иммиграционная политика включает:
1. Требования к качеству иностранной рабочей силы: образование и стаж работы.
Различают три основных типа иммиграционной политики, которым можно следовать одновременно в зависимости от категорий мигрантов:
политика, направленная на ограничение численности и срока пребывания иммигрантов в стране;
политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;