Международные организации и проблемы национальной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются проблемы национальной экономической политики.
Цель – изучить международные организации и проблемы национальной экономической политики.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды международных организаций;
- рассмотреть эволюцию международных организаций;
- рассмотреть цели и функции международных экономических организаций;
- изучить особенности развития международных организаций на современном этапе;

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика системы международных организаций 5
1.1. Понятие и виды международных организаций 5
1.2. Эволюция международных организаций 11
1.3. Цели и функции международных экономических организаций 16
2. Особенности развития международных организаций и совершенствование их деятельности 19
2.1. Особенности развития международных организаций на современном этапе 19
2.2. Проблемы национальной экономической политики 25
2.3. Пути совершенствования деятельности международных организаций 29

Файлы: 1 файл

Sitdikova_kursovaya.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества.

Межгосударственные экономические  организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

На современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях.

Объект исследования – международные организации.

Предметом исследования являются проблемы национальной экономической политики.

Цель – изучить международные организации и проблемы национальной экономической политики.

В соответствии с целью можно поставить ряд задач:

- рассмотреть понятие и виды международных организаций;

- рассмотреть эволюцию международных организаций;

- рассмотреть цели и функции международных экономических организаций;

- изучить особенности развития международных организаций на современном этапе;

- изучить проблемы национальной экономической политики;

- выявить пути совершенствования деятельности международных организаций.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Общая характеристика системы международных организаций

 

1.1. Понятие и виды международных организаций

 

Международная организация - это объединение государств в  соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других отраслях, имеет необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Из этого определения  можно выделить следующие признаки любой международной организации [3, С.164]:

1. Членство трех и более государств.

При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, которая создается с целью коллективного решения определенных задач.

2. Уважение суверенитета государств-членов и невмешательства во внутренние дела.

Этот признак является основным функциональным признаком международной организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставных положений.

3. Создание в соответствии с международным правом. Этот признак имеет констатирующее значение, потому что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. А это значит, что прежде всего, учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным и его действие должно быть прекращено в кратчайший срок.

4. Основание на основе международного договора.

Обычно международные  организации создаются на основе международного договора (Конвенции, соглашения, протокола и так далее). Объектом такого договора является поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются и межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;

5. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

Международные организации  создаются для координации усилий государств в той или иной профильной отрасли, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), социальной (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и так далее) выступают в качестве органа сотрудничества из специфических проблем международных отношений.

6. Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы и штаб-квартира).

Этот признак, характеризующий институциональное устройство международной организации, является одним из важнейших. Он демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает его от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают советы. Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией;

7. Наличие прав и обязанностей организации.

Особенностью компетенции  международной организации является то, что её права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов, их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, которые далее должны быть им реализованы. Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия.

8. Самостоятельные международные права и обязанности организации.

Несмотря на то, что  международная организация наделяется государствами-членами правами и  обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои, отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами;

9. Установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятие решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.

Уже отмечалось, что существует два вида международных организаций [6, С.204]:

1) Международные межправительственные организации - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, потому что они действуют в рамках только тех полномочий, которые передали им государства;

2) Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросам международной жизни.

В свою очередь, международные организации можно классифицировать по нескольким основаниям [11, С.178]:

1. По предмету деятельности: политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и другие.

2. По кругу участников:

- универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);

- региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (например, Организация американских государств);

- субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);

- межрегиональные - в их работе участвуют государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).

3. За порядком приема  новых членов:

- открытые - согласно уставным документам их членом может быть любое государство;

- закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.

4. По сферам деятельности:

- организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);

- организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорён в их уставных документах и касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).

5. По целям и принципам деятельности:

- правомерные - создаются в соответствии с международным правом;

- противоправные - создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, которые противоречат интересам мира и международной безопасности.

В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание соответствии международному праву, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., а также применить к ним некоторые видовые признаки международных организаций, прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:

- политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;

- женские организации, а также организации по охране семьи и детства;

- молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские организации;

- организации в области прессы, кино, радио, телевидения

- организации местных (региональных) властей. Следует иметь в виду, что субъектами международного права являются только международные организации.

Таким образом, международная  межправительственная организация - добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воли ее членов.

Особая значимость деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. Нормы права международных организаций являются преимущественно нормами договорного характера, а именно права организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источником этой отрасли являются учредительные документы международных организаций. Сюда же входят Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и другие.

Однако, несмотря на то, что  международные организации, являющиеся производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воли государств, участвующих в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной. Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

Информация о работе Международные организации и проблемы национальной экономической политики