Международные организации и проблемы национальной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются проблемы национальной экономической политики.
Цель – изучить международные организации и проблемы национальной экономической политики.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды международных организаций;
- рассмотреть эволюцию международных организаций;
- рассмотреть цели и функции международных экономических организаций;
- изучить особенности развития международных организаций на современном этапе;

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика системы международных организаций 5
1.1. Понятие и виды международных организаций 5
1.2. Эволюция международных организаций 11
1.3. Цели и функции международных экономических организаций 16
2. Особенности развития международных организаций и совершенствование их деятельности 19
2.1. Особенности развития международных организаций на современном этапе 19
2.2. Проблемы национальной экономической политики 25
2.3. Пути совершенствования деятельности международных организаций 29

Файлы: 1 файл

Sitdikova_kursovaya.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Другим региональным приоритетом России является участие  в интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также формирование партнерских отношений с азиатскими странами, в том числе, в сфере оказания помощи беднейшим странам. Россия осуществляет активное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по укреплению региональных связей, в том числе, через развитие торговли. Российская Федерация осуществляет работу по устранению национальных барьеров, мешающих развитию торговли, и завершает краткосрочные защитные меры, которые были приняты в период кризиса.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1959-р, в период 2009-2010 годов, Российская Федерация осуществляла добровольный взнос в Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в размере 1,2 млн. долл. ежегодно. Данное решение было принято в соответствии с Концепцией участия Российской Федерации в содействии международному развитию, одобренной Президентом России в 2007 году. Техническое содействие развивающимся странам ЭСКАТО, включая ряд государств СНГ, является значимым компонентом российской донорской деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российская Федерация  также продолжает списание долгов странам  данного региона. 26 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал соглашение о списании долга  Лаосской Народно-Демократической Республики, который составлял около 1,29 млрд. долл. США.

Не менее важным региональным приоритетом России является содействие африканским странам в борьбе с бедностью и достижении Целей  развития тысячелетия, сформулированных в Декларации ООН 2000 года. Существенным вкладом Российской Федерации в развитие стран Африки является предоставление гуманитарной помощи этим странам. Так, по решению Правительства Российской Федерации оказана срочная гуманитарная помощь Республике Зимбабве. В эту страну доставлены 2,5 тыс. т пшеничной муки по каналам МЧС России и Всемирной продовольственной программы ООН. В Хараре 19 августа 2009 года состоялась официальная церемония передачи гуманитарного груза представителям ООН для дальнейшего распределения среди населения.

В декабре 2009 года Правительством Российской Федерации было принято  решение об оказании срочной гуманитарной медицинской помощи на сумму 1 млн. долл. США населению Сомали по линии МЧС России. Акция осуществлена в связи с критической ситуацией, сложившейся в Сомали в сфере здравоохранения в результате многолетнего внутреннего вооруженного конфликта.

Россия планирует продолжать наращивать усилия по содействию развитию африканского континента в рамках принятых международных инициатив помощи развивающимся странам Африки. В настоящее время Россия является участницей ряда фондов, призванных бороться с пандемиями, бедностью, безграмотностью, формировать современную систему образования. Более того, Россия лидирует в списании задолженностей африканских стран. За последние годы Россия списала этим странам порядка 20 млрд. долл. США. Это снимает бремя с национальных бюджетов и позволяет перенаправлять средства на национальные программы развития. Россия участвует во всех миротворческих операциях, которые осуществляются под эгидой ООН на африканском континенте и готовит кадры африканских миротворцев, для национальных сил безопасности, национальных вооруженных сил, которые могли бы также участвовать в африканских миротворческих операциях [18].

В число региональных приоритетов России входит сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также со странами Латинской Америки.

В рамках содействия международному развитию с учетом региональных приоритетов  Российской Федерацией определены такие  сферы, как борьба с энергетической бедностью, укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, содействие в обеспечении доступности образования, создание и укрепление национальных систем борьбы с международным терроризмом, укрепление и повышение эффективности систем государственного управления, содействие развитию институциональных систем стран-получателей как основы развития национальной инфраструктуры социальной сферы, а также расширению трансграничной торговли, улучшение условий торговли, охрана окружающей среды и решение трансграничных экологических проблем, поддержка промышленного развития и инноваций, стимулирование экономической активности в странах-получателях, содействие развитию институтов демократического общества, включая защиту прав человека, поддержка усилий по скорейшему урегулированию военных конфликтов.

Вопросы борьбы с энергетической бедностью, укрепления национальных систем здравоохранения и социальной защиты, содействия в обеспечении доступности  образования были включены в качестве приоритетов повестки дня Председательства России в «Группе восьми» в 2006 году. Россия вносит весомый вклад в реализацию решений «восьмерки» в области содействия развитию.

В настоящее время  в сфере укрепления национальных систем здравоохранения Россия осуществляет комплекс мер в различных регионах. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) осуществляются программы по борьбе с инфекционными болезнями и обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора в странах-членах.

29 января 2010 года на заседании Президиума Правительства России обсуждался вопрос о проведении в Москве 60-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения. Проектом распоряжения Правительства предусматривается подписание Минздравсоцразвитием России соглашения со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), обеспечивающее организацию и проведение сессии, а также осуществление уплаты единовременного целевого взноса в ВОЗ в размере 500 тыс. долл. США на покрытие расходов Европейского регионального комитета при подготовке проведения сессии. Финансовое обеспечение расходов России, связанных с подготовкой и проведением сессии составит 35,6 млн. руб.

Россия осуществляет программы по предоставлению гуманитарной помощи странам СНГ в рамках борьбы с эпидемией гриппа A/H1N1.

Россия также оказывает  гуманитарную помощь странам Восточной  Азии и странам Африки. Так в  соответствии с решением Правительства  России МЧС России оказывает гуманитарное содействие КНДР в счет российского  донорского взноса в фонд Международной организации гражданской обороны. Продовольственная и медицинская помощь предоставляется таким африканским странам, как Зимбабве и Сомали

Начиная с 2005 года Таджикистан  на регулярной основе включался в  список стран-получателей российской гуманитарной помощи (2005 год - 6 млн. долл. США, 2006 год - 2 млн. долл. США, 2007 год - 3 млн. долл. США, 2008 год - 2 млн. долл. США). В 2009 году российский ежегодный донорский взнос в фонд Всемирной продовольственной программы ООН был увеличен до 26,8 млн. долл. США, из них на помощь Таджикистану было выделено 5 млн. долл. США.

С учетом тяжелой социально-экономической  обстановки в Гвинее в январе 2010 года Правительством России было принято  решение о поставке в эту страну по каналам Всемирной продовольственной  программы ООН гуманитарной помощи на сумму 2 млн. долл. США.

В январе-феврале 2010 года российские власти оказывали экстренную помощь в ликвидации масштабных последствий  землетрясения, произошедшего на Гаити. Работа велась по четырем основным направлениям: поисково-спасательные работы, оказание медицинской помощи, доставка гуманитарной помощи из других стран, участие в координации действий международных сил. К ликвидации последствий землетрясения всего было привлечено 159 сотрудников МЧС России. Для оказания помощи населению был развернут мобильный госпиталь, признанный Всемирной организацией здравоохранения лучшим среди других полевых госпиталей, работавших на Гаити. Помощь в обеспечении связи и логистики с российской дипмиссией и группами МЧС России, а также с гаитянскими властями и руководством Миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) оказывалась представителями МВД России, входящими в состав контингента МООНСГ.

2 февраля 2010 г. в  Улан-Батор (Монголия) прибыл грузовой  состав ОАО «Российские железные  дороги» из 34 вагонов с гуманитарной помощью (продукты питания, медикаменты, теплая одежда, комбикорма, горюче-смазочные материалы) для жителей отдаленных регионов, пострадавших от сильных морозов и снежных бурь.

16 февраля 2010 г. в  Йемен поступила первая партия российской помощи, предназначенной для временно перемещенных лиц, пострадавших в результате антиправительственного мятежа на севере страны. Самолетом МЧС России было доставлено свыше 30 тонн различных грузов, включая передвижные электростанции, палатки, одеяла и продукты питания. Данная гуманитарная операция стала российским вкладом в совместные действия международного сообщества по оказанию помощи Йемену, в том числе в рамках «Группы друзей Йемена», и была осуществлена в координации с йеменскими властями.

В области коммуникации и информации Россия развивает такие ключевые проекты ЮНЕСКО, как Международная программа развития коммуникации (МПРК) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ). К настоящему времени Россия в качестве одного из крупных доноров МПРК поддержала 80 региональных и национальных проектов, в частности, в Казахстане, Узбекистане и Киргизии.

Россия вместе с 18 другими  европейскими странами принимает участие  в работе учредительной конференции  по созданию регионального гуманитарного  Центра по чрезвычайным ситуациям на Балканах, предназначенного для реагирования на чрезвычайные ситуации. Предполагается, что центр может стать основой для координационного механизма, объединяющего все страны Юга и Востока Европы. Россия в качестве своего вклада готова предоставить новейшие технологии, которые были использованы при создании Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

 

2.2. Проблемы национальной экономической политики

 

На современном этапе  перед Россией стоит проблема радикальной трансформации не только экономической, но и всей системы общественных отношений, то есть создания институтов, ценностей, новой экономической политики государства, направленной на эффективное развитие всех сфер экономики. Формирование экономической политики государства во многом зависит от развития хозяйствующих субъектов в стране, что, в свою очередь, определяет экономический рост и динамику национальной экономики.

Под воздействием реформ экономика России претерпела существенные преобразования системного характера в экономической деятельности. Для дальнейшего становления социально-экономической системы необходимо выявление новых тенденций развития, а также переосмысление ранее известных факторов, процессов характеризующих формирование национальной экономической политики.

В действительности в  процессе перехода к рыночным отношениям наша страна столкнулась не только с общими проблемами трансформации, которые характерны в той или  иной степени практически для  всех стран, вставших на путь рыночных преобразований, но и со специфическими российскими проблемами, связанными, в первую очередь, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, и региональной неравномерностью и так далее. Дополнительным фактором в данном контексте служит усиление региональных властей за счет ослабления центральной, что в свою очередь, сужает территориальные масштабы либерализации экономики и политики.

И приходится констатировать, что и по истечении многих лет формирования экономики не удалось выработать общественно признанной, теоретически и практически действительной экономической политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов.

Государственное регулирование экономической деятельности должно осуществляться на основе четко сформулированной экономической политики государства в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики - будет препятствовать эффективному государственному регулированию рынка и его субъектов.

В настоящие время  хозяйствующие субъекты в нашей  стране не только не наращивают темпы  роста, но и не превращаются в значимый структурный сектор российской экономики. Для этого в России в целях  определения дальнейшей трансформации и модернизации экономики для формирования положительных темпов экономического роста особое значение приобретает рассмотрение вопроса значимости экономической политики государства в сфере деятельности хозяйствующих субъектов.

На современном этапе  развития экономики политику определяют как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

Становится ясно, что  практически невозможно отыскать универсальное средство, способное одинаково хорошо помогать любым социально-экономическим системам соответствующим определенным периодам и особенностям различных стран в формировании экономической политике. В каждом конкретном случае нужно рассматривать опыт и результаты экономической деятельности в рамках различных социально- экономических систем и возможных путей их решения.

Опыт экономической  политики в странах с трансформируемой экономикой показал, что она разворачивается в двух плоскостях - в плоскости государственного регулирования реального сектора экономики и в плоскости развития свободы в сфере хозяйствующих субъектов, их состязательности на рынке в целях максимизации эффективности производства и достижения его соответствия по объему и структуре общественному спросу. Для этих направлений экономической политики должна быть сформирована действенная ориентация усилий субъектов рынка на достижение экономических, общенациональных и региональных целей.

На сегодняшний период времени для формирования экономической  политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов можно применить общесистемный или селективный тип государственной экономической политики.

Общесистемная экономическая политика направлена на создание общих институциональных и экономических условий, максимально благоприятствующих развитию сферы хозяйствующих субъектов. Она действует как бы по горизонтали. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения, то есть четкой нацеленности на хозяйствующий субъект, а распространяют свое влияние более или менее равномерно на всех субъектов рынка, формируя экономическую и институциональную, нормативно- правовую среду их деятельности. Такая экономическая политика является преимущественно макроэкономической [20].

Информация о работе Международные организации и проблемы национальной экономической политики