Международные организации и проблемы национальной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются проблемы национальной экономической политики.
Цель – изучить международные организации и проблемы национальной экономической политики.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды международных организаций;
- рассмотреть эволюцию международных организаций;
- рассмотреть цели и функции международных экономических организаций;
- изучить особенности развития международных организаций на современном этапе;

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика системы международных организаций 5
1.1. Понятие и виды международных организаций 5
1.2. Эволюция международных организаций 11
1.3. Цели и функции международных экономических организаций 16
2. Особенности развития международных организаций и совершенствование их деятельности 19
2.1. Особенности развития международных организаций на современном этапе 19
2.2. Проблемы национальной экономической политики 25
2.3. Пути совершенствования деятельности международных организаций 29

Файлы: 1 файл

Sitdikova_kursovaya.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Эволюция международных организаций

 

Современные международные  отношения характеризуются постоянным расширением сфер взаимодействия государств, поэтому все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования, одной из таких сравнительно новых организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации  являются основной институциональной формой сотрудничества государств, они выступают в качестве основного организатора межгосударственного общения.

Хотя в современном  ее понимании международные организации, как правовой феномен, возникли в конце XIX - начале XX веков, когда потребности мирового развития обусловили необходимость создания постоянно действующих коллективных межгосударственных органов, в истории человеческой цивилизации уже был накоплен определенный опыт создание международных объединений. Так, в Древней Греции в VI веке до нашей эры были созданы первые постоянные международные объединения - симмакии и амфиктионии. Они представляли собой религиозно-политические союзы племен (общин) и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войны. Наиболее известные Лакедеминська и Делосского Симмакии, а также Дельфийских-Фермопильском амфиктионии, в которую входили 12 общин Средней Греции и Фессалии.

Эти объединения стали  прообразами будущих международных  организаций. Ф.Ф. Мартене в своем  труде «Современное международное  право цивилизованных народов» подчеркивал, что хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными целями, но производили свое действие на отношения между греческими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость.

Опыт развития первых межгосударственных международных  организаций связан с созданием  в XIV веке Ганзейского союза - торгового  и политического союза северо-немецких городов во главе с городом  Любеком, формально просуществовавшим до 1669 года. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, ему принадлежала торговая гегемония в Северной Европе. Благодаря широким торговым и политическим связям, постоянным распространением количества членов союза, в число которых входил и русский город Новгород, Ганзейский союз произвел значительное влияние на социальное развитие немецких земель и к XVI веку вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию [15, С.133].

Возникновение международных  организаций в XIX веке явилось отражением и результатом становления объективной тенденции к интернационализации многих сфер жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Созданные в 1865 году Всемирный телеграфный союз и в 1874 году Всемирный почтовый союз стали первыми универсальными международными организациями, имеющими постоянную структуру. Такими же чертами обладала созданная в 1919 году Международная организация труда.

Первой международной  организацией, имевшей ярко выраженную политическую направленность, была Лига Наций, которая была создана в 1919 году в соответствии с положениями Версальской договорной системы и которая формально просуществовала до 1946 года.

Устав Лиги Наций был  выработан специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 годов, и включен в Версальский  мирный договор 1919 года и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую  войну 1914-1918 лет. Сначала устав организации был подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, которые принимали участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (Австралией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Великобританией, Гаити, Гондурасом, Грецией, Индией, Италией, Канадой, Китаем, Кубой, Либерией, Никарагуа, Новой Зеландией, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сиамом, США, Эквадором, Югославией, Юго-Африканским Союзом, Чехословакией, Уругваем, Францией, Японией), и 13 государствами, которые придерживались нейтралитета в ходе войны (Аргентиной, Венесуэлой, Данией, Ираном, Испанией, Колумбией, Нидерландами, Норвегией, Парагваем, Сальвадором, Чили, Швецией, Швейцарией). Хотя комиссию по выработке устава Лиги Наций возглавлял президент США В. Вильсон, впоследствии СЕЛА его не ратифицировали и не вошли в число членов этой организации.

Основная цель Лиги Наций в соответствии с ее уставом: «развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности». Основными органами организации были: Ассамблея (в ее работе участвовали все члены Лиги Наций; сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре), Совет Лиги Наций (первоначально состояла из 4 постоянных членов - представителей Великобритании, Италии, Франции и Японии и 4 непостоянных членов; впоследствии состав и число членов Совета менялись) и постоянный секретариат на главе с Генеральным секретарем. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно.

Лига Наций признавала, что всякая война «интересует Лигу в целом», и последняя должна принимать все меры для сохранения мира. По требованию любого члена Лиги Наций немедленно созывалась Рада. В случае возникновения конфликта между членами Лиги Наций они должны были подвергнуться его рассмотрению судом или третейским судом, или Советом.

В случае, если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки  принятым на себя обязательствам, то другие члены организации обязывались  немедленно порвать с ним всякие торговые и финансовые отношения, а  Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги Наций. При Лиге Наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международная организация труда и другие организации. Основные органы Лиги Наций располагались в Женеве (Швейцария).

В первые годы своего существования  Лига Наций была одним из центров  организации борьбы против Советского государства, активно участвовала в конференциях, совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на реальное решение этой важнейшей международной проблемы.

Под прикрытием Лиги Наций  в начале 20-х годов XX столетия был  сделан в форме раздачи мандатов раздел колоний между государствами-победителями. Лига Наций предпринимала многочисленные попытки сгладить острые противоречия между главными ее участниками на основе антисоветского заговора. В 1926 году членом Лиги Наций стала Германия. В 1931 году Япония, будучи членом Лиги Наций, напала на Китай, но реальных противодействий со стороны Лиги Наций агрессор не увидел - все ограничилось лишь ее «Рекомендациями». В 1933 году Германия и Япония вышли из этой организации, чтобы получить полную свободу действий для подготовки новой войны [12, С.149].

В середине 30-х годов, в связи с нарастанием военной  угрозы со стороны фашистских режимов  Германии, Италии и милитаристской Японии, 30 членов Лиги Наций, по инициативе французской дипломатии, обратились к СССР с предложением о вступлении в эту организацию. 18 сентября 1934 СССР вступил в Лигу Наций и занял постоянное место в ее Совете, несмотря на то, что против его принятия голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария. Вступая в Лигу Наций, СССР рассчитывал, что в условиях выхода из организации наиболее агрессивных государств ему удастся хоть в некоторой степени повредить развязыванию войны. При этом Советское правительство предупредило всех участников организации, что оно не принимает на себя ответственность за их предыдущие решения и договоры, заключенные без участия СССР.

Важнейшими вопросами, которые обсуждались в Лиге Наций  с 1934 до 1939 лет, были: итальянская агрессия против Эфиопии (1935-1936 годы), нарушение  Германией Версальского (1919 год) и  Локарнского (1925 год) договоров в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны в 1936 году; итало-германская интервенция в Испании (1936-1939 годы); захват Германией Австрии (1938 год) и другие. В эти годы позиция западных держав, стремившихся направить фашистскую агрессию против СССР, определила беспомощность Лиги Наций, не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против государств-агрессоров.

Одновременно и сам  СССР не был примером соблюдения своих  международных обязательств. За развязанную  им в 1939-1940 годах войну с Финляндией он 14 декабря 1939 решением Совета был исключен из Лиги Наций. С этого времени деятельность этой организации фактически прекратилась, формально же Лига Наций прекратила свое существование в апреле 1946 года в соответствии с решением специально созванной Ассамблеи.

Хотя Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной прежде всего с предотвращением Второй мировой войны и с мирным урегулированием международных конфликтов, она сыграла свою историческую роль, которая заключается в том, что эта организация стала прообразом международной универсальной организации мирового сообщества - Организации Объединенных Наций, так как в рамках Лиги Наций был накоплен, пусть и не всегда эффективный, но опыт коллективного решения важнейших международных проблем.

 

1.3. Цели и функции международных экономических организаций

 

Целями и функциями  международных экономических организаций  как на глобальном, так и на региональном уровнях являются:

- изучение наиболее важных проблем международных экономических отношений и принятие мер по их решению;

- обеспечение стабильности валют;

- содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;

- выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому процессу;

- стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений;

- принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей.

Функции, выполняемые  международными организациями, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. С точки зрения мировой экономики наиболее важными являются следующие основные функции [1, С.162]:

1) содействие - организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров. Страны предоставляют в международные организации, занимающиеся содействием, только те данные, которые правительство считает нужным предоставить, и зачастую это ограничивается простой подпиской на текущие статистические и аналитические публикации, которые пополняют собой архивы и библиотеки;

2) наблюдение - содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что служит способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наблюдение осуществляется в основном с помощью анализа вторичных источников, на основе которых секретариат готовит доклады, и путем обмена политическими декларациями во время сессий;

3) надзор - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Правительства, подписавшие устав международных организаций, осуществляющих надзор, обязаны с определенной частотой принимать у себя миссии экспертов из этих организаций и предоставлять им помимо текущих публикаций также и первичную информацию, отвечать на их вопросы и быть максимально откровенными. Содержание дискуссий по желанию правительства может оставаться конфиденциальным и не обнародоваться международной организацией, с которой велись дискуссии.;

4) регулирование - комплекс мер, направленных на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Регулирование в международной экономике основано на том, что страны добровольно принимают решение о создании определенного международного механизма решения тех или иных проблем, договариваются о принципах его функционирования и о том, как они будут совместно наказывать страны, нарушившие принципы, под которыми они сами же подписались..

Содействие - наблюдение - надзор - регулирование исчерпывают весь спектр ключевых функций, которые могут возложить на себя международные организации. По сути все эти функции многостороннего межгосударственного регулирования основаны лишь на доброй воле участвующих стран. Если правительство той или иной страны не видит выгод от членства в международной организации, никто не может заставить принять его.

В конце XX в. проявилась тенденция  к сосредоточению ключевых функций  по регулированию и мониторингу  важнейших процессов в рамках небольшого числа организаций. Наиболее универсальные среди них - МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, последние годы все более направляющая свои усилия на социальные вопросы, и группа Мирового банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах. Эти организации возникли в конце 1940-х годов и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами.

 

2. Особенности развития международных организаций и совершенствование их деятельности

 

2.1. Особенности развития международных организаций на современном этапе

 

Одним из факторов, определяющих направления содействия международному развитию России являются ее региональные приоритеты. Так, одним из региональных приоритетов России является обеспечение  интересов России в многоплановом  сотрудничестве с государствами  – участниками СНГ при особом внимании к странам – членам Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ. В настоящее время Российская Федерация осуществляет выполнение своих обязательств по финансированию антикризисного фонда ЕврАзЭс, средства которого должны быть направлены на противодействие последствиям финансово- экономического кризиса и поддержку стран с низким уровнем доходов. До конца 2009 года Россия должна была перечислить в Антикризисный фонд ЕврАзЭС 10% от своего вклада - 750 млн. долл. США. В феврале 2009 года Россия предоставила 450 млн. долл. США в качестве финансовой помощи Киргизии. В 2009 года Россия выделила ресурсы для осуществления продовольственных и сельскохозяйственных программ Всемирного банка, направленные на помощь Киргизии и Таджикистану.

Информация о работе Международные организации и проблемы национальной экономической политики