Международные торги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Обострение проблемы сбыта и конкуренции на мировом рынке в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса влияет на ужесточение условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки закрытия торгов и рассмотрения предложений, отвечающих их требованиям. Участники торгов при передаче своих предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми к торгам условиям будущих контрактов, в которые обычно включается повышенная ответственность поставщиков за качество и сроки выполнения обязательств, расширяется их ответственность по претензиям покупателей, третьих лиц, организаций, предусматривается подсудность сторон местным судам и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 4
1.1 Происхождение и экономические функции торгов 4
1.2 Понятие и значение торгов 6
1.3 Механизм функционирования международных торгов 8
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 12
2.1 Виды торгов и информация об их проведении 12
2.2 Порядок и условия проведения торгов 15
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ 20
3.1 Отличительные черты проведения международных торгов в Республике Беларусь .20
3.2 Проблемы и перспективы развития международных торгов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Международная торговля - Международные торги и практика их использования в РБ - курсовая - АУП (2010г)tt.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, современная практика развивает основные тенденции в  становлении и эволюции тендерных  методов коммерческой деятельности.

Основным мотивом остается стремление минимизировать цену сделки и аргументировать непредвзятый выбор поставщика или подрядчика.

Основными элементами тендерной процедуры, отличающими ее от механизма двусторонней сделки является ее публичный (гласный) характер, общность требований и предварительная квалификация (отбор) претендентов. Исходя из мотивов, целей и статуса заказчиков, наиболее распространенными видами торгов являются: открытые торги, открытые торги с предварительной квалификацией, закрытые торги (торги по приглашению), и единичные торги.

При проведении двух первых видов  торгов объявления о них публикуются  в официальных органах печати, “торги по приглашению” предполагают участие только тех оферентов, к  который обратился заказчик, а  единичные торги осуществляются при наличии только одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.

Приведенная классификация международных  торгов является обобщающей в различных  источниках международного правового  регулирования торгов - имеются расхождения. Так, в основополагающем документе по вопросу торгов ГАТТ указывается три вида торгов:

1)открытые, в которых могут принять  участие все заинтересованные  поставщики;

2)торги, “с отбором участников”,  в которых может брать участие  лишь приглашенные поставщики;

3)единичные торги.

Другое трактование вопроса  содержится в документах ЕС. Тендерные  процедуры подразделяются в них  на открытые, ограниченные, к которым  допускаются только приглашенные организаторами, “процедуры с предварительным конкурсным отбором”, в которых после общего приглашения происходит предварительная квалификация оферентов, и, наконец, “процедуры переговоров без предварительного конкурентного отбора”, то есть вступление в торговые переговоры с предпринимателем, выбранные заказчиком.

Важным моментом, отличающим процедуру торгов от обычных двусторонних переговоров, принятых в коммерческой практике, является то, что после получения предложений претендентов большинство заказчиков, особенно в государственном секторе, обнародует перечень оферентов и предложенные ими цены. Иногда это предается полной огласке путем публикации в печати, иногда - путем почтовых отправлений каждому из участников. В развивающихся странах превалирует практика оглашения перечня оферентов и их цен на заранее объявленных специальных собраниях участников торгов.

Третьим специфическим элементом  тендерной процедуры является общность требований, предъявляемых заказчиками  к каждому из участников, что выражается в получении ими единых для  всех тендерной спецификации, контрактных  условий, и, наконец, общего для всех периода времени для подготовки своих предложений.

Принцип равенства времени соблюдается  в тендерных процедурах очень  строго. Его реализация начинается с общего для всех участников даты и времени, начиная с которого они могут получить тендерную документацию. Это же требование распространяется на момент прекращения приема предложений заказчиком. Еще одной возможностью применения данного принципа является распространение дополнительного времени, которое может быть предоставлено заказчиком для подготовки тендерного предложения одному из участников по его просьбе, на всех остальных участников торгов.

Роль исполнительных и законодательных  органов страны заказчика при  проведении торгов определяется прежде всего тем, что они формируют  нормативно-правовую базу для тендерных процедур и проводят строгий контроль за соблюдением тендерного законодательства в стране. Кроме того, в отношении крупных товарных сделок во всех странах принята процедура их утверждения правительственными органами.

Таким образом, в юридически оформленном виде торги известны со времен Римской империи. Целесообразно рассматривать механизм использования торгов в качестве меры, препятствующей нерациональному расходованию государственных средств; развитие и усиление, наряду с экономической, административно-контрольной функции торгов. Особое влияние на повышение роли торгов во внутрихозяйственной жизни в развитых странах оказали процессы роста государственно-монопольного регулирования экономики. В современном понимании международные торги  - одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Торги являются распространенным способом размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ, строительства объектов “под ключ”. С точки зрения организации и техники внешней торговли торги представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма предложения и акцепта. В отличие от двусторонних сделок, где эти два акта чаще всего бывают необходимыми и достаточными для совершенствования сделки практика проведения международных торгов включает в себя по крайней мере четыре этапа, на каждом из которых происходит составление или подписание соответствующих документов.

 

2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

 

2.1 Виды торгов и  информация об их проведении

 

В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные и негласные).

К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются  заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.

К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные предприятия и пр. К закрытым торгам прибегают и в случаях размещения срочных заказов. К участию в закрытых торгах привлекается обычно небольшое число солидных, известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных [6, с. 55].

В практике проведения торгов на оборудование встречаются, хотя и весьма редко, так  называемые единичные торги. Их организаторы обращаются к одной фирме без  привлечения конкурентов, но с соблюдением  внешней формы торгов и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или другой товар может быть приобретен лишь у единственной фирмы - монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законами данной страны.

ЕС издало несколько директив по процедуре закупок, осуществляемых государственными органами и учреждениями стран участниц. Важнейшие из них следующие:

1. Директива 1971 г. о  заказах на общественные работы и строительство;

2. Директива 1977 г. о  правительственных заказах на поставки товаров и оборудования.

3. Директива 1998 г., разъясняющая правила ЕС о публичных торгах на поставки товаров и оборудования.

Основная цель директив ЕС - обеспечить равные возможности участия в торгах па получение правительственных заказов поставщикам и подрядчикам из всех стран ЕС и устранение дискриминации в отношении неместных фирм, т.е. участие в публичных торгах должно быть открыто и для иностранцев (из стран, не участвующих в ЕС). Исключением в применении директив ЕС являются общественное водо- и энергоснабжение, общественный транспорт и телекоммуникации (связь), в последнем случае только в отношении поставок и оборудования, а не в отношении договоров на выполнение работ.

ЕС должно согласовывать  свои мероприятия публичных торгов с соглашением ГАТТ о правительственных закупках, известным под названием Кодекса ГАТТ, поскольку ЕС восприняло этот Кодекс. Соглашение ГАТТ содержит длинный список правительственных органов, к которым оно применимо.

Под это соглашение подпадают  только договоры, стоимость которых  превышает определенную пороговую величину. Эта величина в Кодексе ГАТТ ниже, чем общий порог по нормам ЕС, Общий порог составляет 200 тыс. ЭКЮ, а величина по Кодексу ГАТТ составляет 130 тыс. ЭКЮ.

Когда иностранный правительственный  орган или корпорация намеревается принять участие в торгах, обычный процесс заключения сделки таков. Заказчик, то есть иностранная правительственная организация, публикует объявление о предварительном отборе в ведущих газетах мира. В объявлении указываются, помимо сущности сделки, фамилия и адрес заказчика, срок подачи заявок, условия предварительной квалификационной процедуры, т.е. технических и финансовых возможностей, которым должны отвечать заявители для того, чтобы участвовать в торгах.

При проведении закрытых торгов порядок информации иной. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в данной отрасли.

Иногда заказчик (если это  требуется) направляет заявителям предквалификационный вопросник. Когда предложения на участие в торгах подаются в отношении уже начат он работы, в них обычно не участвуют те заявители, которые уже участвовали в предварительной квалификации на предыдущих стадиях.

Сделки, финансируемые займами  Мирового банка или кредитами MAP, обычно требуют для участников торгов прохождения процедуры предварительной  квалификации. В "Руководящих принципах по закупкам на основании займов МБРР и кредитов MAP" (3-е изд., май 1985 г.) предусматривается следующий комплекс мероприятий.

Предварительная квалификация рекомендуется для крупных работ  и особенно оборудования по заказу клиента и для специализированных услуг с тем, чтобы убедиться, что приглашения на участие в торгах направлены только тем, кто способен выполнить такие работы.

В соглашении о банковском займе указывается, нужна ли предварительная  квалификация в отношении конкретных договоров. Такой отбор может оказаться полезным для определения пригодности подрядчика по сравнению с местным претендентом, когда это допускается. Предварительная квалификация должна быть основана исключительно на способности будущих участников торгов удовлетворительно выполнить конкретный договор, учитывая среди прочего их опыт и прошлое выполнение работ по подобным договорам, возможности в отношении персонала, оборудования и финансового положения. Приглашение об участии в предварительном отборе по конкретным договорам должно быть опубликовано. Объем договора и четкое изложение требований для квалификации должны быть направлены всем желающим участвовать в отборе. После завершения предварительного отбора документы на участие в торгах передаются тем, кто прошел отбор. В торгах должны участвовать все претенденты, которые соответствуют конкретным критериям.

Мировой банк и MAP обычно анализируют  предквалификационную процедуру и  требуют, чтобы им направили список фирм, участвующих в отборе, а также обоснования исключения любого желающего принять участие в квалификационном отборе. Это должно быть сделано до начала торгов. Таким образом международные финансовые организации стремятся обезопаситъ отрасль от произвольного исключения из предварительной квалификации и убедиться в том, что "идет честная игра".

Договорный отдел заказчика  направляет тендерную документацию для участия в торгах тем заявителям, которые соответствуют требованиям, предъявленным к такому участию. С юридической точки зрения это  официальное приглашение на торги. Несмотря на то, что в правовом аспекте приглашение - это все же предварительный шаг, документы на участие имеют большое значение потому, что являются основой любого будущего договора. Они обычно включаются в тендер и затем в договор, если он заключается, путем ссылки на них.

Документ на участие  в торгах (тендерная документация) обычно подразделяется на три части: 1) условия договора; 2) технические  подробности (чертежи, спецификации и  свидетельство о количестве; 3) подробные инструкции для участника торгов о том, как представить его предложение.

Можно упомянуть 4 пункта, которые  часто встречаются в Приглашениях на участие в торгах:

1) В приглашении указывается, что заказчик не обязан принимать самое дешевое предложение или вообще какое бы то ни было предложение, но и при отсутствии этого пункта заказчик не обязан делать этого.

2) Заказчик может зарезервировать за собой право разъяснить сущность предложения участникам. Этот принцип описан в Руководящих принципах Мирового банка следующим образом:

Заказчик должен попросить любого претендента разъяснить его предложения, но не обязан пpoсить или допускать изменение сущности такого предложения после начала торгов.

3) Если предполагается отдать предпочтение некоторым предложениям по некоммерческим причинам, например, по местным, политическим или региональным соображениям, это должно быть четко отражено в приглашении.

4) В приглашении должно быть  указано, что заказчик имеет право не заключать договор, если будет доказано, что подрядчик или любой его сотрудник вовлечены в любую форму взятки или коррупции в связи с контрактом.

Кроме того, поскольку в торгах обычно участвуют претенденты из разных стран, документы должны четко указывать валюту или валюты торговых сделок, а также валюту выплаты договорной цены.

 

2.2 Порядок и условия  проведения торгов

 

Порядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичны. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о  торгах или связанные с определенными  традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами, декретами или циркулярами. Торги проводятся, как правило, по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться их организаторами и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько этапов: представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта. В подготовку торгов входит разработка технических и коммерческих условий торгов, именуемых тендерной документацией, и ознакомление с ней потенциальных участников торгов-оферентов [7, с. 101].

Следует иметь в виду, что термин "тендер" в международной коммерческой практике употребляется в различных значениях:

- как извещение о предстоящих  торгах, как приглашение ряда  известных фирм располагающих необходимой технической и финансовой базой для участия в торгах;

Информация о работе Международные торги