Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:43, контрольная работа
Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
• Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
• Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
• Выявить роль услуг в мировой экономике;
• Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг……………………………………………..4
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами…………...6
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм……………………………………………………...8
2.2 Международный рынок транспортных услуг……………………………...11
2.3 Международный рынок технологий………………………………………..16
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………….20
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ……………………………...23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список используемой литературы……………………………………………...27
российский
государственный торгово-
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА
«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика и МЭО» на тему №10
«Международный рынок услуг»
Работу выполнил:
Жукова И.В.
Преподаватель:
канд. ист. наук, доцент
Пряников Б.П.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг……………………………………………..4
1.2 Географическое распределение
и развитие торговли услугами……
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм…………………………
2.2 Международный рынок транспортных услуг……………………………...11
2.3 Международный рынок технологий………………………………………..16
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………….20
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ……………………………...23
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран. Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости. Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг.
Данная тема является весьма актуальной в настоящее время, так как предоставление услуг - самая динамичная статья мировой торговли. В данной работе рассмотрены основные черты, характеристика и структура международного рынка услуг, более подробно рассмотрены услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы развития рынка услуг в России. Следует сказать, что вследствие важности этого вопроса, он является часто обсуждаемым на страницах научных изданий и периодической печати.
Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг
Услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. В широком смысле услуги - комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона может предложить другой стороне.
Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга - это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет. Это объясняется следующими причинами:
Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами - нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу. Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм - поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм. Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.
Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:
Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:
Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%.
Все новые виды услуг включаются в международную торговлю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничивались национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экспорт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.
Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму.
Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги.
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза. Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Следует отметить, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации - сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков: не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе; страны, предоставляющие такую информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции; многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере; платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами. Например, это могут быть транспортные, страховые услуги, по монтажу оборудования, рекламе товаров.