Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
• Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
• Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
• Выявить роль услуг в мировой экономике;
• Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг……………………………………………..4
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами…………...6
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм……………………………………………………...8
2.2 Международный рынок транспортных услуг……………………………...11
2.3 Международный рынок технологий………………………………………..16
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………….20
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ……………………………...23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

мир эк.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Из изложенных выше материалов можно сделать вывод, что ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ мировых рынков услуг

 

2.1 Международный туризм

 

Международный туризм - один из важнейших секторов международной  торговли услугами. В то же время  это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, а так же и в государственные бюджеты.

Растущий спрос на туристические услуги во всем мире объясняется, прежде всего, социально-экономическими причинами. В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%. 

Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира. В целом наблюдается рекорд для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с прошедшим годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов - на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток. Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений предыдущих лет.

Основными целями международных  туристических прибытий следующие: более половины - 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью  отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.

Прибытия воздушным  транспортом составили 46%, автомобильным - 43%, железнодорожным - 4%, водными путями - 7%.

Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития.

Если рассматривать  абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл.США, что составляет 51% от общемировых  туристских поступлений. Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в европейском регионе показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006 году почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).

Следует подчеркнуть, что  успехи многих стран в развитии туризма  связаны прежде всего с проведением  крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся  как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое. Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма.

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

Несомненно, быстро развивающаяся  система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия  в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий.

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее  снижение цен на туристские поездки  относительно доходов населения  способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему  в настоящее время процессу глобализации. Вместе с глобализацией приходит единообразие, поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка.

В большинстве своем  туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем  сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в  настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Таким образом, общей  тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся  укреплением позиций массового  туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

Специалисты предполагают, что к 2020г. - составить 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются  в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и  отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику  страны. При этом следует учитывать  значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения. Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

2.2 Международный рынок  транспортных услуг

 

В процессе осуществления  международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение  грузов, пассажиров и багажа, которое  и составляет предмет международной транспортной операции. Процесс доставки товара внутри страны в международной торговле включает: а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; б) перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; в) транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям.

Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости  от видов транспорта, перевозимых  грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух или более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам). Международные транспортные услуги включают не только непосредственно перевозочную деятельность, но и целый ряд сопутствующих операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала - порта, железного узла; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа; временное хранение в промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).

Затраты, связанные с  оплатой магистральных видов  транспорта и сопутствующих операций, составляют транспортные расходы грузовладельца. В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой договор перевозки.

Кроме грузовладельцев в транспортных операциях участвуют фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с  которыми заключается договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (в некоторых странах экспедиторы называются фрахтовыми агентами, комиссионерами, брокерами).

По договору экспедиции грузовладелец  поручает порседнику-экспедитору выполнение точно оговоренных операций - погрузку и выгрузку его грузов, их хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками и стивидорами, защиту своих коммерческих интересов в судах и арбитражах. При этом грузовладелец может заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами или договор с генеральным экспедитором, которому поручается организация перевозки в целом.

 

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок  сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень  сильно влияют на указанные процессы. Общая тенденция состоит в том, что международные перевозки грузов растут медленнее, чем международная торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.

Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам  транспорта. Доля транспорта в общемировом  ВВП и особенно в ВВП развитых станах сокращается, то же самое относится  и к величине транспортной составляющей в цене товара.

Международная транспортная инфраструктура, включая транспортные терминалы, чаще всего создается за счет государства  и им контролируется. Наличие частных  железных и автомобильных дорог  не противоречит общему правилу.

Однако транспортные средства, как правило, находятся в частной собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют почти исключительно частные компании. К этому следует добавить, что международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России.

Как уже было отмечено, мировая  транспортная сеть растет постоянно, но неравномерно по видам транспорта. Эта неравномерность отражает научно-технический прогресс на транспорте и изменения в структуре грузоперевозок. Так, по данным ООН, за вторую половину XX века сеть железных дорог выросла почти в 2 раза, а воздушных путей - в 3 раза. В то же время протяженность нефтепродуктоводов увеличилась в 4,2 раза, а магистральных газопроводов - в 6,5 раз.

Структура грузооборота мирового транспорта меняется в том же направлении, что  и длина транспортной сети: удельный вес железнодорожного транспорта снижается, удельный вес морского транспорта почти 30 лет держится на уровне 61-62%, доля остальных видов транспорта возрастает. Обращает на себя внимание растущая конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта, в которой побеждает автомобиль.

Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции, транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, удобрения), наливные (нефть, нефтепродукты) и генеральные (готовая продукция).

Информация о работе Международный рынок услуг