Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
• Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
• Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
• Выявить роль услуг в мировой экономике;
• Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг……………………………………………..4
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами…………...6
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм……………………………………………………...8
2.2 Международный рынок транспортных услуг……………………………...11
2.3 Международный рынок технологий………………………………………..16
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………….20
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ……………………………...23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

мир эк.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

Главное направление  в развитии мировой транспортной системы - синхронизация работы разных видов транспорта, их современное  функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки  товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.

Сухопутный транспорт. Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт  занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей  длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года. Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России - 43%).

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония, КНР, Индия, Россия, ФРГ. В ряде развитых стран созданы сверхскоростные железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт  играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн. км, или 70% мировой транспортной сети). Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы  и Японии. Наиболее развитую сеть автодорог имеют США, Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США. В отдельных странах и регионах мира автомагистрали образуют единые транспортные системы.

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Водный и воздушный  транспорт. Морской транспорт имеет  первостепенное значение для осуществления  внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов; малый каботаж - перевозки между портами одного моря. По грузообороту и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Самые большие флоты имеют Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские острова и Япония, КНР, Россия, Норвегия, США. Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран, использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов  первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира. Много крупных портов и на берегах Тихого и Индийского океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти, руды, угля, зерна, лесоматериалов и других грузов.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок  и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай, США и Бразилию. По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира находятся в США, Великобритании, Японии, Франции, ФРГ. Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав мира. Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд. человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Международный рынок  технологий

 

Специфической составной  частью международного рынка услуг  является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием  и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг).

Объектами международной  торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет. Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ. К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии. К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями, относятся так же товарные знаки, иногда называемые брэндами. Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на предпочтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.

Собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность.

Хотя и в современную  эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские  и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспособных на рынке. Значительные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.

Это не значит, что создание новых технологий и их распространение  возможно только в размерах ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов большая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых. Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще не полностью сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения, определяющая сроки действия охранных документов.

К началу XX века единые международно-правовые требования были выработаны лишь в ЕС. Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах - США и Японии. Но между ними существуют разногласия в данной области: Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 году Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции - создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изобретений иностранцами.

Российское законодательство в указанной сфере включает патентный  закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон  РФ «О товарных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхождения  товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и  ряда других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интеллектуальной собственности в России находится на начальном этапе, что препятствует защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.

Основными понятиями  в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат. рatens - открытый, явный) - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением. Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых технических и экономических результатов. Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международном рынках.

Лицензия (патентная) - разрешение, выдаваемое патентовладельцем другому лицу или фирме на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем. Если лицензии и патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.

Существуют три основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная. При продаже простой лицензии патентовладелец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а так же предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующем на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать несколько лицензиатов, обладающей данной лицензией. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часто используется в международной практике. При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

Информация о работе Международный рынок услуг