Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение сущности и механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Раскрыть особенности мирового рынка услуг и предпосылки его развития.
- Проанализировать структуру рынка услуг.

Содержание работы

Введение. 2
1. Особенности международного рынка услуг. 3
1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3
1.2 Структура рынка услуг. 5
2. Основные виды мирового рынка услуг. 7
2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7
2.2 Международный туризм. 8
2.3 Международный рынок технологий. 16
2.4 Рынок транспортных услуг. 20
2.5 Рынок страховых и банковских услуг. 24
Решение задачи…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 72.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В Г. ТАГАНРОГЕ

 

 

 

 

Курсовая работа по мировой  экономике

На тему: «Международный рынок услуг»

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы М-30:

Дейнеко М. И.

Проверила:

Дейнека Л. Н.

 

 

Таганрог  2012

Оглавление

Введение. 2

1. Особенности международного рынка услуг. 3

1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3

1.2 Структура  рынка услуг. 5

2. Основные виды мирового рынка услуг. 7

2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7

2.2 Международный  туризм. 8

2.3 Международный  рынок технологий. 16

2.4 Рынок  транспортных услуг. 20

2.5 Рынок  страховых и банковских услуг. 24

Решение задачи…………………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

До настоящего времени  ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост - главная задача, как для  развитых, так и для развивающихся  стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг  и их влияния на развитие всей страны в целом.

Изменение ситуации на мировом  рынке, так или иначе, сказывается  на экономике отдельных стран. В  связи с этим мировой рынок  и международная торговля, их механизмы  и законы развития интересовали и будут интересовать экономистов.

Целью данной контрольной  работы является изучение сущности и  механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.

Поставленная цель определила ряд задач:

- Раскрыть особенности  мирового рынка услуг и предпосылки  его развития.

- Проанализировать структуру  рынка услуг.

- Охарактеризовать основные  виды мирового рынка услуг  на примере: международного туризма,  рынка технологий, транспортных, страховых  и банковских услуг.

1. Особенности международного рынка услуг.

1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития.

Самой древней формой международных  связей является обмен товарами и  услугами, или международная торговля. Сначала обменивались излишки товаров, возникавшие в отдельных странах, затем, с ростом производительности труда и развитии международного разделения труда, отдельные страны стали специализироваться на производстве товаров, продажа которых более выгодна на внешнем рынке, чем на внутреннем.

В современных условиях формирование мирового хозяйства и процесс  интернационализации производства привели к образованию мирового рынка.

Современный мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных  национальных продуктов и услуг. Субъектами этих отношений могут  выступать государства, отдельные  организации и предприятия, частные  лица, международные организации, транснациональные  корпорации, интернациональные объединения  государств. Объектами данных отношений  являются товары и услуги. Так же, как и внутри страны, в структуре  мирового рынка можно выделить рынки  товаров и услуг, рынки труда, капитала, рынки достижений науки  и техники, информационные рынки. Кроме  того, по территориального признаку рынки  можно разделить на европейский, американский, азиатский, африканский и др.

Появлению и развитию рынка  услуг логически и исторически  предшествовало развитие мирового рынка  товаров. Увеличение объемов внешней  торговли, серьезная конкуренция  товаропроизводителей привели к  появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров  с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали  обособляться, и затем сформировался  самостоятельный рынок - рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в  него все новых услуг в сфере  туризма, образования, медицины. В современных  условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса - повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.

В целом основными стимулами  роста международных услуг являются:

- развитие научно-технического  прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые  условия для дальнейшего углубления  специализации экономики и усиления  тенденции к социализации сферы  услуг;

- долговременный экономический  подъем, приведший к росту доходов,  что соответственно не могло  не вызвать дополнительной потребности  в ряде услуг, например в  области туризма;

- деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами;

- переквалификация рабочих  мест, увеличивающая численность  занятых в сфере услуг;

- индифферентность к невосполнимым  природным ресурсам и развитие  производительных сил за счет  специализации и кооперации производства  продукции, сокращающее малоэффективный  экспорт.

1.2 Структура рынка  услуг.

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов  экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида - фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

В свою очередь международные  услуги могут быть факторные - это  услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере  туризма, образования, медицины, и не факторные, для которых характерно пространственное разделение производителя  и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя  в момент ее потребления:

1. Услуга предлагается  на территории ее потребления.  Примером такого «перемещения»  является миграция рабочей силы  капитала - сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуга потребляется  за рубежом, что предопределяет  перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание - проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование - учеба в зарубежных университетах, колледжах.

3. Услуга предлагается  и на территории ее потребления  и за рубежом. Например, чтение  лекций профессорами университетов,  гастроли театров, артистов.

4. Услуга не перемещается  из страны в страну. В такую  группу входят услуги транспортных  фирм, предоставляющих свой транспорт  для перевозки грузов за границу,  подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана  по каналам связи.

Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным  услугам, четвертой - к не факторным.

В целом же к международным  услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.

Услуги, в том числе  и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

2. Основные виды мирового рынка услуг.

2.1 Классификация мирового рынка услуг.

Мировой рынок услуг состоит  из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое  снабжение, сбыт и заготовки, бытовые  жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру  и спорт, культуру и искусство, а  также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью  и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств.

В ряде стран к услугам  причисляют и строительство. Следует  иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Мировой рынок услуг подразделяется на следующие основные секторы:

- рынок финансовых услуг  - включает банковские, страховые  сделки и операции с ценными  бумагами. Объем этого рынка оценивается  в 1 трлн. долл.

- международные перевозки  - это перевозки пассажиров и  грузов между двумя и более  странами.

- международный туризм.

- гостиничное хозяйство  - занимает основное место в  международном туризме. Туристические  потоки непосредственно зависят  от размера этого сектора и  качества предлагаемых услуг.

- ресторанные сети.

- рынок консалтинговых  услуг. В системе данного рынка  важное место занимают инжиниринг (инженерно-консультационные услуги  по созданию предприятий и  объектов) и реинжиниринг (инженерно-консультационные  услуги по перестройке систем  организации и управления производственно-торговым  и инвестиционным процессом хозяйствующего  субъекта в целях повышения  его конкурентоспособности и  финансовой устойчивости).

- рынок информационных услуг. Особое значение в формировании данного сектора имеют интернет-услуги, которые представляют собой особую индустрию, источник рабочих мест, средство передачи информации.

Далее рассмотрим более подробнее некоторые виды мирового рынка услуг.

 

 

2.2 Международный  туризм.

По мере расширения международной  торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм.

Международный туризм - это  вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского  спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте  выступают как «невидимый» товар.

Начало эры массового  туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере  транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный  туризм приобрел всемирный характер.

Информация о работе Международный рынок услуг