Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:43, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является изучение сущности и механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Раскрыть особенности мирового рынка услуг и предпосылки его развития.
- Проанализировать структуру рынка услуг.
Введение. 2
1. Особенности международного рынка услуг. 3
1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3
1.2 Структура рынка услуг. 5
2. Основные виды мирового рынка услуг. 7
2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7
2.2 Международный туризм. 8
2.3 Международный рынок технологий. 16
2.4 Рынок транспортных услуг. 20
2.5 Рынок страховых и банковских услуг. 24
Решение задачи…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы. 32
Агентами рынка технологий выступают крупные промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, которые продают и покупают не только научно-технические знания, но и определенные технологии, среди которых различают уникальные, прогрессивные, традиционные и морально устаревшие. Круг мелких и средних фирм, выступающих партнерами ТНК, довольно широк и неоднороден по своему составу, размерам и возможностям. Среди них - и традиционный малый бизнес, начавший интернационализацию и вынос ряда операций за рубеж.
В последние годы в промышленно
развитых странах происходит рост небольших
предприятий нового типа, занятых
разработкой и применением
Международный характер развития новейших технологий позволяет даже средним по размерам фирмам добиваться впечатляющих успехов и открывает для них широкое поле деятельности.
Технологии передаются, как правило, двум основным группам покупателей - зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК, на которые в 80-е гг. приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК, и независимым фирмам.
Рынок технологий по формам и способам реализации услуг неоднороден. К нему можно отнести рынок лицензий и патентов, консалтинга, инжиниринговых услуг, информационный.
Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия - это разрешение продавца на использование другим лицом - покупателем изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производственном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.
Одной из составляющих мирового
рынка услуг выступает
Консалтинг - это обособленный
в самостоятельную сферу
Основными субъектами рынка
информационных услуг являются компании
- владельцы банков данных и посредники.
Владельцами информации являются издательские
и исследовательские
Развитие экономики все
в большей степени будет
Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая телекоммуникационные услуги, в 2010 году вырос на 6%, и в итоге его объемы составили 3 трлн. долларов. Наибольший рост показали в 2009 г. расходы на оборудование: компьютерные системы, периферийные устройства, память, мобильные устройства и сетевое оборудование. Прирост составил 16% - до 661 млрд. долларов. Это самые высокие темпы роста инвестиций в оборудование с 1996 года. Расходы на память выросли на 14%, на серверы - 9%, на ПК - 11%. Расходы на программное обеспечение и сервисное обслуживание также выросли, хотя и не так значительно, как расходы на оборудование - на 4% и 2% соответственно.
Американский ИТ-рынок вырос на 6% в 2010 году, и вырастет на 5% в 2011 году. IT-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, исключая Японию, в 2010 году вырос на 13% и в 2011 году вырастет на 10%. В Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и Ближнем Востоке и Африке аналитики прогнозируют двузначный рост в 2011 г.
2.4 Рынок транспортных услуг.
Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, - транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.
Рынок транспортных услуг
появился достаточно давно, раньше, чем
другие рынки услуг, что связано
с его ролью в развитии мировой
торговли. При осуществлении
Рынок транспортных услуг
считается самостоятельной
В настоящее время мировой рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно взаимодействующих между собой:
- заказчиков транспортных услуг - это владельцы, отправители и получатели грузов;
- экспедиторов грузов, принимающих
непосредственное участие в
- грузоперевозчиков - они являются главными участниками рынка транспортных услуг. К ним относятся железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и компании.
Отличительная особенность
мирового рынка транспортных услуг
- высокая конкуренция между
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.
- От географических районов перевозки - межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.
- От видов перевозимых грузов - грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.
- От видов транспорта
- морские перевозки, внутренний
водный транспорт,
Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.
Внутренний водный транспорт. В мировом транспорте большое значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связано с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.
Автомобильный транспорт. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности.
Воздушный транспорт. Одним
из особо развивающихся видов
транспорта является воздушный транспорт.
Международные авиаперевозки
Трубопроводный транспорт
- это вид транспорта, наиболее динамично
и успешно развивающийся
Железнодорожный транспорт
- один из традиционных видов транспорта.
Общая протяженность
2.5 Рынок страховых и банковских услуг.
Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.
Страховые услуги - это комплекс
услуг по страхованию самых
Развитие туризма привело к появлению такого международного вида страхования, как личное страхование, без соответствующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхование жизни, страхование от несчастного случая любого гражданина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предоставлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.
Страхование является динамично развивающимся сектором мировой экономики, сбор страховых премий ежегодно растет. Суммарная премия всех страховых компаний мира в 2010 г. составила 4218 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 13%.
В 2010 г. на страхование жизни приходилось 2548 млрд. долл. США, что составляет 60% от общей премии по мировому рынку. Доля прочих видов страхования (40%) в 2009 г. составила 1670 млрд. долл. США, что превышает показатель 2008 г. на 10%. С точки зрения географического сегментирования в структуре собранной страховой премии в мире на долю экономически развитых стран пришлось около 86% (3627,5 млрд. долл. США) при численности населения 14% (по отношению ко всему миру); на долю развивающихся рынков, численность населения которых составляет 75%, - только 14% (590,5 млрд. долл. США).