Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение сущности и механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Раскрыть особенности мирового рынка услуг и предпосылки его развития.
- Проанализировать структуру рынка услуг.

Содержание работы

Введение. 2
1. Особенности международного рынка услуг. 3
1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3
1.2 Структура рынка услуг. 5
2. Основные виды мирового рынка услуг. 7
2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7
2.2 Международный туризм. 8
2.3 Международный рынок технологий. 16
2.4 Рынок транспортных услуг. 20
2.5 Рынок страховых и банковских услуг. 24
Решение задачи…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 72.86 Кб (Скачать файл)

Агентами рынка технологий выступают крупные промышленные компании и мелкие инновационные  фирмы, которые продают и покупают не только научно-технические знания, но и определенные технологии, среди  которых различают уникальные, прогрессивные, традиционные и морально устаревшие. Круг мелких и средних фирм, выступающих  партнерами ТНК, довольно широк и  неоднороден по своему составу, размерам и возможностям. Среди них - и традиционный малый бизнес, начавший интернационализацию и вынос ряда операций за рубеж.

В последние годы в промышленно  развитых странах происходит рост небольших  предприятий нового типа, занятых  разработкой и применением новаторской  продукции и технологии в области  микроэлектроники, вычислительной техники  и информатики, робототехники.

Международный характер развития новейших технологий позволяет даже средним по размерам фирмам добиваться впечатляющих успехов и открывает  для них широкое поле деятельности.

Технологии передаются, как  правило, двум основным группам покупателей - зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК, на которые в 80-е гг. приходилось  около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК, и независимым  фирмам.

Рынок технологий по формам и способам реализации услуг неоднороден. К нему можно отнести рынок  лицензий и патентов, консалтинга, инжиниринговых услуг, информационный.

Одной из составляющих рынка  технологий как части рынка услуг  выступает торговля лицензиями и  патентами. Лицензия - это разрешение продавца на использование другим лицом - покупателем изобретения, технологических  знаний, технологии, производственного  опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в  течение определенного срока  за обусловленное вознаграждение. В  мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают  комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Ноу-хау  позволяет передавать технические  знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет  коммерческую сущность и применим в производственном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.

Одной из составляющих мирового рынка услуг выступает инжиниринг. Инжиниринг - это обособленный в  самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера  по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Это услуги интеллектуального  характера, направленные на оптимизацию  инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

Консалтинг - это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение  процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в  виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной  деятельности. Главным продавцом  на рынке консалтинговых услуг выступает  частный сектор, в том числе  малый бизнес, хотя его роль в  последние годы снижается. В последние  годы консалтинговые услуги начинают развиваться и в России.

Основными субъектами рынка  информационных услуг являются компании - владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической  базой, обширной сетью клиентов, а  также их филиалы, и владельцы  информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам.

Развитие экономики все  в большей степени будет нуждаться  в развитых информационных услугах, а процесс интернационализации  национальных экономик будет способствовать дальнейшему расширению международных  информационных услуг.

Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая телекоммуникационные услуги, в 2010 году вырос на 6%, и в  итоге его объемы составили 3 трлн. долларов. Наибольший рост показали в 2009 г. расходы на оборудование: компьютерные системы, периферийные устройства, память, мобильные устройства и сетевое оборудование. Прирост составил 16% - до 661 млрд. долларов. Это самые высокие темпы роста инвестиций в оборудование с 1996 года. Расходы на память выросли на 14%, на серверы - 9%, на ПК - 11%. Расходы на программное обеспечение и сервисное обслуживание также выросли, хотя и не так значительно, как расходы на оборудование - на 4% и 2% соответственно.

Американский ИТ-рынок вырос на 6% в 2010 году, и вырастет на 5% в 2011 году. IT-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, исключая Японию, в 2010 году вырос на 13% и в 2011 году вырастет на 10%. В Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и Ближнем Востоке и Африке аналитики прогнозируют двузначный рост в 2011 г.

2.4 Рынок транспортных  услуг.

Рынок транспортных услуг  представляет собой куплю-продажу  услуг по перевозке, транспортировке  грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, - транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Рынок транспортных услуг  появился достаточно давно, раньше, чем  другие рынки услуг, что связано  с его ролью в развитии мировой  торговли. При осуществлении международных  экономических связей транспорт  обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя  и более странами. Впоследствии рынок  развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60-80-х гг. XX в. В 90-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.

Рынок транспортных услуг  считается самостоятельной сферой мировой экономики. В соответствии с принятой классификацией, к основным сегментам данного рынка относятся: грузоперевозки, управленческие, логистические  и экспедиционные услуги. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему  развитию рынка транспортных услуг, выступает рост объема товарооборота  и конкуренция между производителями  товаров. Благодаря вступлению КНР  во всемирную торговую организацию  и дальнейшее расширение европейского союза, мировая торговля получила мощный импульс, который непосредственным образом повлиял на увеличение объемов  рынка транспортных услуг. Новые  транспортные коридоры между Европой  и Азией привели к значительному  росту входящих и выходящих грузопотоков.

В настоящее время мировой  рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно  взаимодействующих между собой:

- заказчиков транспортных  услуг - это владельцы, отправители  и получатели грузов;

- экспедиторов грузов, принимающих  непосредственное участие в создании  логистической цепочки по доставке  грузов;

- грузоперевозчиков - они  являются главными участниками  рынка транспортных услуг. К  ним относятся железные дороги, морские и речные пароходства,  авиакомпании, автотранспортные фирмы  и компании.

Отличительная особенность  мирового рынка транспортных услуг - высокая конкуренция между грузовыми, логистическими и экспедиторскими  компаниями. Благодаря конкуренции  качество транспортных услуг держится на высоком уровне. Каждая фирма  или компания, вовлечённая в сферу  международных грузоперевозок, дорожит  своими постоянными клиентами и  старается привлечь дополнительных. Важным слагаемым для этого является безупречное предоставление транспортных услуг: профессиональное обслуживание, привлекательные условия для  клиентов; система скидок и дисконтов, гарантии и страховки - все это  вместе взятое способствует созданию доверительных отношений и направлено на долгосрочное сотрудничество.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных  транспортных рынках, которые различаются  в зависимости от следующих факторов.

- От географических районов  перевозки - межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

- От видов перевозимых  грузов - грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

- От видов транспорта - морские перевозки, внутренний  водный транспорт, автомобильный,  воздушный, трубопроводный, железнодорожный  транспорт.

Морские перевозки. Мировой  фрахтовый рынок представляет собой  сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический  вид товара. Этому рынку принадлежит  главное место в формирующейся  единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой  торговли.

Внутренний водный транспорт. В мировом транспорте большое  значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х  гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связано с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.

Автомобильный транспорт. Мировые  рынки автомобильных перевозок  являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности.

Воздушный транспорт. Одним  из особо развивающихся видов  транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась  более чем на 8%. Общая протяженность  воздушных трасс мира за последнее  десятилетие выросла вдвое, а  количество перевезенных пассажиров - в 1,6 раза, вдвое больше стал объем  перевозимых грузов.

Трубопроводный транспорт - это вид транспорта, наиболее динамично  и успешно развивающийся практически  во всех странах. Протяженность магистральных  нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных  владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано  с конкуренцией со всеми другими  видами, к тому же он более дешев  и удобен, что и придает ему  динамичность.

Железнодорожный транспорт - один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных  путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится  более 3,7 млрд. т. грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного  рынка неуклонно сокращается, что  связано с достаточно жесткой  конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.

2.5 Рынок страховых  и банковских услуг.

Значительное место среди  мировых услуг занимают купля-продажа  страховых и банковских услуг.

Страховые услуги - это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных  рисков. Их зарождение связано с  развитием рынка услуг, что в  немалой степени было обусловлено  наличием рисков при продаже таких  услуг, как транспортные. Международный  товарооборот, прежде всего, подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности занимает транспортное страхование - морское, воздушное, сухопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхование транспорта и грузов - каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых компаний.

Развитие туризма привело  к появлению такого международного вида страхования, как личное страхование, без соответствующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхование жизни, страхование  от несчастного случая любого гражданина, а не обязательно туриста. Эта  услуга может быть предоставлена  страховой компанией не только своим  гражданам, но и иностранным, что  делает данную форму услуг международной.

Страхование является динамично  развивающимся сектором мировой  экономики, сбор страховых премий ежегодно растет. Суммарная премия всех страховых  компаний мира в 2010 г. составила 4218 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 13%.

В 2010 г. на страхование жизни приходилось 2548 млрд. долл. США, что составляет 60% от общей премии по мировому рынку. Доля прочих видов страхования (40%) в 2009 г. составила 1670 млрд. долл. США, что превышает показатель 2008 г. на 10%. С точки зрения географического сегментирования в структуре собранной страховой премии в мире на долю экономически развитых стран пришлось около 86% (3627,5 млрд. долл. США) при численности населения 14% (по отношению ко всему миру); на долю развивающихся рынков, численность населения которых составляет 75%, - только 14% (590,5 млрд. долл. США).

Информация о работе Международный рынок услуг