Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение сущности и механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Раскрыть особенности мирового рынка услуг и предпосылки его развития.
- Проанализировать структуру рынка услуг.

Содержание работы

Введение. 2
1. Особенности международного рынка услуг. 3
1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3
1.2 Структура рынка услуг. 5
2. Основные виды мирового рынка услуг. 7
2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7
2.2 Международный туризм. 8
2.3 Международный рынок технологий. 16
2.4 Рынок транспортных услуг. 20
2.5 Рынок страховых и банковских услуг. 24
Решение задачи…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 72.86 Кб (Скачать файл)

Международный туризм рассматривается  странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в  следующем:

- Предоставляя туристам  товары и услуги, страна шире  участвует в системе международного  разделения труда, рационально  используя свои природные ресурсы.

- Международный туризм - эффективный источник валютных  поступлений, в том числе и  за счет «внутреннего экспорта»,  т.е. продажи туристам местных  товаров. В качестве примера  можно привести Италию, где эффективность  валютных поступлений от туризма  позволила смягчить проблемы  внешних расчетов.

- Валютные доходы от  туризма ускоряют инвестиционный  процесс не только в сфере  туризма, но и в других отраслях  региональной и национальной  экономики, способствуя развитию  отсталых регионов. С развитием  международного туризма быстрыми  темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализирующихся на изготовлении сувениров. Развитие туризма создаст новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.

- Международный туризм  способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению  структурных сдвигов в национальном  производстве товаров и услуг.

- В развитых странах  с хорошо поставленной индустрией  туризма поступления по этой  статье, как правило, компенсируют  пассив по другим статьям платежного  баланса. Многие страны посредством  международного туризма пытаются  решить проблемы платежного баланса.

- Туризм способствует  росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли - пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8-10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места.

- Социально-экономические  последствия. Они связаны в  первую очередь с возможным  импортом инфляции. Приток иностранных  туристов увеличивает цены в  стране и в связи с возрастанием  спроса на товары туристской  сферы, и возможным расширением  покупательской способности граждан  данной страны, занятых в сфере  туризма, за счет повышения  их доходов, что впоследствии  распространяется и на другие  области. Такие последствия характерны не только для развивающихся стран, но и для развитых. И еще. Как правило, развитие туризма приводит к вытеснению традиционных форм земледелия, перемещению коренного населения.

- Социально-культурные и  психологические последствия, связанные  с эффектом подражания образу  жизни и поведению иностранных  туристов, что может привести  к забвению собственных традиций, увлечению «западным образом  мысли».

- Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.

- Валютные последствия.  Хотя первое место по значимости  международного туризма для национальных  хозяйств отводится поступлениям  валюты, возможна и значительная  ее утечка. Развивающиеся страны  вынуждены импортировать значительное  количество продуктов и товаров  для туристов, а также необходимое  оборудование для индустрии туризма.  По подсчетам Мирового банка,  на импорт товаров для туристов  приходится 15-55% поступлений в зависимости  от развития экономики и ориентированности  туристической индустрии на местные  ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного  эффекта». Туристы, приезжая в  промышленно развитые страны, способствуют  импорту иностранных потребительских  товаров.

Туризм классифицируется:

- по целям - маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный, учебный;

- по степени мобильности  - передвижной, стационарный, смешанный;

- по форме участия - индивидуальный, групповой, семейный;

- по возрасту - зрелый, молодежный, детский, смешанный;

- по продолжительности  - однодневный, многодневный, транзитный;

- по использованию транспортных  средств - автомобильный, железнодорожный,  авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;

- по сезонности - активный  туристский сезон, межсезон, несезон;

- по географии - межконтинентальный, международный, региональный;

- по способу передвижения - пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.

В последние годы развитие международного туризма обусловлено  определенными особенностями:

- Изменились цели туризма.

- Изменяются формы международного  сотрудничества.

- Увеличивается стоимость  туристских услуг.

- Характерной особенностью  и своеобразным достоинством  этих услуг как товара является  то, что значительная их часть  производится с минимальными  затратами на месте и, как  правило, без использования национальной  валюты.

Рассмотрим особенности  развития международного туризма в 2010 году.

Количество международных  туристских прибытий после сокращения на 4% в 2009 году, во время которого воздействие  глобального экономического кризиса  проявлялось наиболее остро, возросло почти на 7% и составило 935 миллионов. Подавляющее большинство дестинаций в мире достигли позитивных результатов, достаточных, чтобы компенсировать понесенные в последнее время убытки или приблизить их к достижению этой цели. Вместе с тем, темпы восстановления были неодинаковыми и лидирующие позиции в этом процессе принадлежат, в первую очередь, растущим экономикам.

На фоне улучшения экономической  ситуации в мире международный туризм восстанавливается быстрее, чем  ожидалось после глобального  финансового кризиса и экономического спада конца 2008-2009 гг. Международные туристские прибытия возросли на 6,7% по сравнению с 2009 г., при этом позитивные темпы роста были зарегистрированы во всех регионах мира. Количество международных туристских прибытий в мире достигло отметки 935 млн., что на 58 млн. превышает показатель 2009 г. и на 22 млн. - показатель предкризисного пикового уровня 2008 г. (913 млн.).

Хотя рост международных  туристских прибытий был зафиксирован во всех регионах, главными двигателями  этого процесса восстановления остаются растущие экономики. Такие быстрые  темпы восстановления, менее скорые в развитых экономиках (+5%), более  высокие в растущих экономиках (+8%), являются отражением в более широкой  перспективе глобальной экономической  ситуации и будут преобладать  в 2011 г., и в обозримом будущем.

Азия стала первым регионом, в котором произошло восстановление и который развивался самыми быстрыми темпами в 2010 году. В прошлом году количество международных туристских прибытий в Азию достигло нового рекордного уровня 204 млн. по сравнению со 181 млн. в 2009 г. Африка (+6%, 49 млн.) - единственный регион, имевший позитивные темпы роста в 2009 г. и сохранивший их в 2010 г., благодаря усилению динамизма экономики и проведению таких мероприятий, как организованный ФИФА в Южной Африке чемпионат мира по футболу. Результаты, выражающиеся двузначными цифрами, были зарегистрированы на Ближнем Востоке (+14%, 60 млн.), где темпы роста почти всех дестинаций составляли 10% или более.

В Европе (+3%, 471 млн.) темпы  восстановления были более медленными, чем в других регионах вследствие нарушения воздушного движения, вызванного извержением вулкана Эйяфьятлайокудль и экономической неопределенности в еврозоне. Однако со второй половины года сектор стал набирать обороты и некоторые страны добились результатов, значительно превосходящих среднерегиональные показатели, но этого было недостаточно, чтобы перекрыть потери 2009 года.

Американский регион (+8%, 151 млн.) восстановился после спада 2009 года, вызванного экономическими трудностями  в Северной Америке и вспышкой гриппа A(H1N1). Улучшению результатов  региона в целом способствовало восстановление позитивных темпов роста  в экономике США, а также усиление процессов региональной интеграции в Центральной и Южной Америке  и оживление латиноамериканских экономик. Наиболее высокие темпы  роста наблюдались в Южной  Америке (+10%).

Субрегиональные результаты четко свидетельствуют о таком  быстром восстановлении. Несколько  регионов, такие как Северная Африка, Африка южнее Сахары и Юго-Восточная  Азия не пострадали от глобального  кризиса и на протяжении 2009-2010 гг. имели позитивные темпы роста. В субрегионах, пострадавших от кризиса в 2009 году, - Северо-Восточная и Южная Азия, Северная и Южная Америка и Западная Европа - в 2010 году был зарегистрирован рост прибытий, полностью компенсировавший предыдущие потери и превысивший докризисные пиковые уровни. Страны Карибского бассейна и Центральной Америки вернулись на уровни 2008 г., в то время как темпы роста Центральной, Восточной, Южной и средиземноморской Европы были недостаточными, чтобы компенсировать утраченные туристские потоки в 2009 году. Для сравнения, в Северной Европе в 2010 г. не были восстановлены позитивные темпы роста.

Темпы роста поступлений  от международного туризма продолжали немного отставать от темпа роста  прибытий в 2010 г., что характерно для периодов восстановления. Среди ведущих выездных туристских рынков по объему расходуемых туристами средств за границей лидирующие позиции продолжают занимать растущие экономики: Китай (+17%), Российская Федерация (+26%), Саудовская Аравия (+28%) и Бразилия (+52%). Ситуация в традиционных направляющих рынках: Австралия (+9%), Канада (+8%), Япония (+7%) и Франция (+4%) выправилась, хотя США, Германия и Италия имеют более скромный показатель 2%. На противоположном полюсе находится Соединенное Королевство, туристы которого в 2010 году расходовали за границей на 4% меньше.

На протяжении 2010 года спрос  в сфере международного туризма  сохранялся на должном уровне, несмотря на продолжающуюся экономическую неопределенность на некоторых крупных рынках, стихийные  бедствия в ряде стран, политические и социальные беспорядки в других, серьезные нарушения воздушного движения в результате извержения вулкана  в Исландии в апреле прошлого года и проблематичные погодные условия  в определенных регионах Европы и  США в декабре.

Таким образом, можно сделать  вывод, что международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

 

 

2.3 Международный  рынок технологий.

Международный рынок технологий - это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком - передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

В первом случае международный  технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические  публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями  и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов  и аспирантов, деятельность международных  организаций по сотрудничеству в  области науки и техники. Во втором - в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической  документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое  и производственное кооперирование. Таким образом, субъектом рынка  технологий и рынка услуг в  целом выступает в большей  степени международный технологический  обмен в коммерческой форме, т.е. обмен в узком смысле слова.

Появлению рынка технологий способствовало введение патентных  систем в конце XVIII - начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции - в 1791 г., в России - в 1812 г., Испании - в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Однако быстрый рост торговли научно-техническими знаниями был обусловлен не только названными факторами, но и значительным усилением неравномерности экономического роста отдельных стран и, как результат этого, неодинаковым уровнем развития в них науки и техники. Сосредоточение передовой техники и технологии наблюдается в небольшой группе промышленно-развитых стран, являющихся основными экспортерами технологий. Эти страны ежегодно тратят огромные средства на НИОКР. Так, США расходуют на НИОКР не только более высокую долю ВНП, но и значительно больше средств в абсолютном выражении, а также в расчете на душу населения, чем другие страны. Сумма расходов на НИОКР в США больше, чем во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии, вместе взятых. Другие страны пошли по пути заимствования результатов НТП путем покупки научно-технических знаний и использования их у себя. Это касается, как правило, менее развитых в экономическом отношении стран, но также и некоторых индустриальных, например Японии, доля которой в мировом импорте лицензий превышает 16%.

Информация о работе Международный рынок услуг