Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция и эмиграция трудовых ресурсов». Цель настоящей курсовой работы - рассмотреть понятие миграции, механизмы её взаимодействия с экономикой современного мира. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
- определить понятие трудовой миграции населения;
- систематизировать виды и типы трудовой миграции;
- раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы;
- выделить причины и последствия международной трудовой миграции.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Нелегальная миграция является результатом ужесточения  иммиграционной политики стран постоянной и трудовой иммиграции, в условиях глобального экономического спада. Лишь очень немногие страны принимают большие количества неквалифицированных мигрантов. Другим важным фактором в объяснении нелегальных миграция является то, что меньшее число стран может контролировать эмиграцию. Более того, при демократизации многих стран в Африке, Азии и Латинской Америке в настоящее время лишь немногие страны в этих регионах контролируют выезд своих граждан за рубеж. [7]

Выделяют внутренние и внешние миграции. Внутренние миграции - это перемещение населения в  пределах одной страны, то есть переезд из одной части страны в другую. Например: из деревни в город, из европейской части нашей страны в Сибирь и т.д. Внешние миграции по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну ранее выехавших из нее граждан. [3, с. 59]

Известно несколько волн эмиграции из России: перед началом первой мировой войны - в США, Канаду; в годы революции и гражданской войны - в Европу, США, Канаду; в 80-90-е годы - в Израиль, США, Германию. Как правило выезжают люди трудоспособного возраста, на обучения которых государством затрачены средства. Имеет место так называемая «утечка мозгов». Особое место занимают так называемые принудительные миграции. Массовые насильственные переселения получили большое распространение в советское время. В период сталинских репрессий 30-50-х годов практически по всей стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест изгонялись целые народы: калмыки, чеченцы, курды, немцы. Проблема репрессированных народов является одной из причин современных межнациональных конфликтов.

2. Международная трудовая миграция и её регулирование

2.1 Центры международной  миграции

Международная миграция населения  и трудовых ресурсов возникает при  наличии значительного контраста  в уровнях экономического и социального  развития и темпах естественного  демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину. [4]

Современная история международной  миграции рабочей силы позволяет  выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно  развитые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. [15]

Так, иностранная рабочая  сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран  обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих. [5]

По мере роста интернационализации  хозяйственной жизни значение международной  миграции возрастает. К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты. Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы. [12]

Основной поток мигрантов  в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных  иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн. незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов. [3, с. 59] Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы, где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой.

Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция  и Великобритания. В качестве примера  более локального регионального  центра притяжения мигрантов можно  назвать Австралию. В последние  годы локальным центром иммиграции становится Россия. Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива. На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки. [12]

Для различных принимающих  стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия  изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу. [3, с. 59]

2.2 Регулирование  международной миграции рабочей  силы

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика - это комплекс законодательных, организационных  и иных мер, направленных на регулирование  въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. [3, с. 59]

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые  участвуют в обмене трудовыми  ресурсами. Контролю и регулированию  подлежат социальный, возрастной и  профессиональный состав мигрантов, уровень  въезда и выезда иностранных трудящихся. Функции межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дел, а также специально созданные государственные и межгосударственные органы. [5]

На современном этапе  мировое сообщество переходит к  координации усилий многих стран  по разрешению острых ситуаций и коллективному  регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. [5]

Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных  работников находят свое отражение  в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях. Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий. [12]

Учитывая, что правительство  каждой страны суверенно в своем  праве определять направления и  цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы.

Если страна - импортер рабочей  силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. [4]

Важным элементом  государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса  трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные как в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране. [12]

В качестве инструмента  регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который  ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере. [4]

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов  осуществляется в принимающих странах  путем использования различных  методов (в целях определения  групп иммигрантов, для которых  предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях  к качеству прибывающей рабочей  силы свидетельствует необходимость  прохождения процедуры признания  имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов. [4]

Национальность  иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

- требование  хорошего состояния здоровья  у прибывающего мигранта (характерно  для ряда скандинавских стран  и США);

- дополнительные  профессиональные требования, относящиеся  к ряду специальностей или  профессий (в США, например, иностранный  программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

- ограничения  личностного и психологического  плана. Так, например, претендент  на получение гражданства ЮАР  должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа. [4]

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в  пользу других приоритетов. Вместе с  тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Государство стремится  выработать такой механизм регулирования  миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности. [4]

Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов