Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция и эмиграция трудовых ресурсов». Цель настоящей курсовой работы - рассмотреть понятие миграции, механизмы её взаимодействия с экономикой современного мира. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
- определить понятие трудовой миграции населения;
- систематизировать виды и типы трудовой миграции;
- раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы;
- выделить причины и последствия международной трудовой миграции.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Миграционные  процессы в России

В 90-х гг. возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.

Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в  настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно  из стран ближнего зарубежья, а также  из некоторых развивающихся стран  Азии и Африки.

Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников  потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует  и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла  масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба. [3, с. 60]

Вхождение России как равноправного партнера в  мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием  «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей. [1]

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления  социальной защиты наших сограждан  российское правительство предприняло  ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с  Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. [1]

Рассматривая  безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в  ходе либерализации международных  экономических отношений, следует  вместе с тем признать, что временная  легальная трудовая миграция (в том  числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.

На круглом  столе Общественной палаты, посвященном  внутренней трудовой миграции в России, эксперты сообщили о заметном снижении мобильности трудовых ресурсов - не менее чем в полтора раза с 1994 года. По мнению экспертов, рост миграции характерен только для динамично развивающихся центров - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Белгородской, Тюменской областей. Впрочем, статистика его учитывает плохо - госпожа Зайончковская указала на то, что, согласно данным Росстата, прирост числа мигрантов из остальной России в Москву сохраняется на уровне 100 тыс. в год, то есть 1 млн. человек в течение десяти лет. [17]

Поток трудовых мигрантов в менее благополучные  регионы, напротив, сокращается. К тому же по привлекательности для мигрантов  с Центральной Россией не может  конкурировать никакой другой регион. Это привело к тому, что все  «ресурсы собрал в себя Центральный округ» и резервы внутренней миграции оказались исчерпаны. Поэтому, хотя внутреннюю миграцию считают важным фактором исправления региональных перекосов на рынке труда, в России на сегодняшний день исправить ситуацию с ее помощью невозможно. [17]

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. [Приложение А] Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). [13] Как видно из Приложения А, за последние 10 лет наблюдается тенденция уменьшения оттока рабочей силы из России, но также и притока её из других стран. Это может быть связано с улучшающейся экономической ситуацией не только в России, но и в регионах мира, снабжающих Россию рабочей силой.

 

 

Заключение

Итак, на основе проделанной  мной работы, можно сделать некоторые выводы, а именно:

Миграция рабочей силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более  чем на год, вызванное причинами  экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции и иммиграции. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое  и демографическое развитие практически  всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций и рекомендаций МОТ. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

Список источников

1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения.- М.: Юристъ, 1999.-366 с.

2. Булатов А.С.: Экономика. - М.: БЕК, 2005. - 693 с.

3. Васнев С.А. Статистика: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2001.-170 с.

4. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2008

5. Сергеев П.В. Мировая экономика. - М.: Юриспруденция, 1999.-160 с.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Под ред. Грязновой А.Г.-М., 2002

7. Аленичева Н.В. основные тенденции современной международной миграции // Ломоносовские чтения. - 2002

8. Курбанова Л.Ч. Миграционные процессы как вызов современности // Материалы «Круглого стола», Бишкек, 2003

9. Рязанцев С. Миграционные  тренды и международная безопасность // Международные процессы, Т.1 - №3. - 2003

10. География России http://www.geogru.com/geogru.php? geogru=1023125661&geogru2=168688369

11. Глоссарий http://www.glossary.ru/

12. Информационный портал http://articles.excelion.ru/science/em/57853225.html

13. Федеральная миграционная  служба РФ. Официальный сайт http://www.fms.gov.ru/

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов