Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция и эмиграция трудовых ресурсов». Цель настоящей курсовой работы - рассмотреть понятие миграции, механизмы её взаимодействия с экономикой современного мира. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
- определить понятие трудовой миграции населения;
- систематизировать виды и типы трудовой миграции;
- раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы;
- выделить причины и последствия международной трудовой миграции.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время практически все страны мира активно воздействуют на процессы импорта и экспорта рабочей силы. Государственное регулирование  направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления.

2.3 Причины  и социально-экономические последствия  миграции

трудовой миграция международный причина

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX века стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. [1]

Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных  элементов в международных экономических  отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капиталов, в этот процесс вовлечены живые люди.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как  экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Главной причиной как внутренних, так и внешних миграций является экономическая. Она заключаются в различном экономическом уровне развития отдельных стран, различии в условиях заработной платы, наличии безработицы в некоторых странах, функционировании международных корпораций, вывозящих рабочую силу для работы в зарубежных филиалах. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы, в места с более высоким уровнем жизни. [10]

Объективно  возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. [1]

Каждая из этих причин способна привести, и приводят к крупным международным перемещениям рабочей силы. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров.

Следует иметь  в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое  явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. [12]

Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производство.

В стране иммиграции положительные последствия могут  быть следующие:

а) принимающая  страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный  доход приносит «перенос» знаний  из страны эмиграции. О положительном  влиянии процесса «утечки умов»  писалось немало. Достаточно сказать,  что 40% из пришедших на рынок  труда США в 80-х гг. докторов  наук в области инженерных  и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн. иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд. долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд. долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд. долл. [3]

в) иммиграция создает  излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;

Другим ярким  примером преимущественно позитивного  влияния иммиграции на экономику  страны может служить Израиль. Проводя  целенаправленную политику на привлечение  евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира. [3, с 60]

Иммиграция  также может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах. [12]

В стране эмиграции  последствия могут быть следующими:

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переводы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения  страны квалифицированной рабочем  силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны.

В стране эмиграции  в целом потери превышают выгоды. Возможными ответными мерами правительства могут быть:

- запрет эмиграции  как таковой;

- налог за  «утечку умов»,

- создание государством  высокоприбыльных отраслей, осуществляющих  экспорт рабочей силы. [12]

Экспорт рабочей  силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- налоги с  прибыли фирм-посредников

- переводы мигрантов  на родину на поддержку семей и родственников;

- личное инвестирование  мигрантов (привоз на родину  средств производства и предметов  длительного пользования, наличных  средств, используемых на инвестиционные  цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего. [1]

Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся  стран, повысив свою квалификацию и  поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни. [3, с. 60]

3. Миграция в современном мире

3.1 Значение  трудовой миграции для мировой  экономики

Миграционные  процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Вполне правомерно минувший век назван «эрой миграции». Сегодня уже никто не оспаривает того положения, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства. [9]

Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению - в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2000 г. количество мигрантов выросло на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка.

Отчасти с подобной точкой зрения можно согласиться, в  последнее время в мировой  экономике действительно четко обозначились два противоположных полюса - богатый Север и бедный Юг, отличающиеся не только социально-экономическими, но и демографическими параметрами, которые традиционно порождали международную миграцию населения.

По численности  населения развивающиеся страны прочно закрепились в верхней части списка. По итогам 2001 г. в числе пятнадцати стран-лидеров по численности населения насчитывалось 11 развивающихся стран и всего 3 экономически развитых (США, Япония, Германия), а также Россия, занимавшая седьмое место. В условиях ограниченности природных ресурсов и отсутствия свободных земель во многих развивающихся странах довольно велика плотность населения. [9]

Значение миграции как фактора в социальных изменениях, происходящих в мире, находит отражение  в факте концентрации международных мигрантов в определенных странах и регионах мира. ООН констатирует, что 90% лиц этой категории проживают в 55 странах. Вектор миграционного потока направлен от менее развитых к более развитым странам (или Юг-Север). В результате фактор миграции сильнее воздействует именно на эти страны, где иммигранты составляют 4,6% от численности постоянного населения, в то время как в развивающихся странах - не более 1,6%. Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и Западной Европе (6,1%). [8] Столь высокая концентрация доли некоренного населения существенно сказывается на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике в этих странах. Недооценка ими миграции во второй половине XX в. привела к тому, что расширение «иммиграционной экспансии» завершится созданием обществ с культурным и этническим разнообразием. И каждой из указанных стран пришлось выбирать собственный путь регулирования этого разнообразия: ассимиляция, дифференциальное исключение и мультикультурализм.

В то же время  миграционные процессы как фактор социальных преобразований влияют и на страны, утрачивающие часть своего населения. Здесь становится все более ощутимой нехватка трудовых ресурсов, деформируется  половозрастная структура населения за счет убытия из его состава наиболее здоровых, молодых профессионально подготовленных граждан. Миграция - явление по большей части молодежное, поэтому, как правило, иммиграция улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, а эмиграция - ухудшает. «Ухудшение» нужно понимать весьма относительно - часто в ситуации взрывного роста численности населения резко увеличивается доля молодых возрастов, для самореализации которых нет, и в короткие сроки, не могут быть созданы соответствующие условия. [20]

Миграционная  политика многих экономически развитых стран мира ставит в качестве одного из основных приоритетов необходимость  интеграции иммигрантов в новом  обществе. В настоящее время в  мировой практике сложилось два  основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование культур. Ассимиляция - это процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Нередко ассимиляция обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры. Политика в отношении интеграции иммигрантов зачастую существенно различается и страны можно подразделить на две основные группы. К странам, проводящим политику ассимиляции, относятся Франция, Германия, США, Швейцария. А политики взаимного сосуществования культур придерживаются Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии. [9]

Существенное  воздействие на процесс интеграции иммигрантов оказывают различные  факторы объективного и субъективного  плана: продолжительность проживания; характер расселения и численность  иммигрантов; уровень их образования и социально-экономическое положение; религиозная основа этнической общности; восприятие мигрантов коренным населением и т.д.

В условиях интенсивной  миграции кардинально изменяется этнический состав населения многих стран и  крупных городов. Наиболее яркий пример - США. Здесь сегодня каждый четвертый американец - темнокожий. По данным Бюро переписи США, в 2000 г. около 18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% - английского языка просто не знают или владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки. Если современные тенденции в области миграции и естественного движения населения сохранятся, то латиноамериканское и темнокожее население увеличится к 2020 г. до 115 млн. человек (около 35% населения), в то время как белое население почти не увеличится. К 2056 г. темнокожее население составит около 50% населения США. В этнической структуре населения Нью-Йорка доля белых сократится с 45% до 29%, афроамериканцев - с 27% до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив увеличится с 10% до 20%, а доля метисов и представителей других рас вырастет с 18% до 26%. [9]

Сходные процессы происходят в Европе. Официально в  странах ЕС проживают 18,4 млн. иммигрантов, или всего около 5% населения. Однако если принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам европейских экспертов, эта цифра будет больше по крайней мере на 40-60%, то есть примерно 25-29 млн. человек. В Лондоне доля белого населения сократится с 72% до 45%, африканцев - с 11% до 9%, в то же самое время доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10% до 26%, китайцев - с 3% до 6%, метисов - с 4% до 14%. [18]

Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов